Наверняка многие удивятся, узнав, что историкам так достоверно и неизвестно, как на самом деле выглядел самый знаменитый царь в истории России. Изображения Петра Великого на разных портретах поразительно отличаются друг от друга.
Фантазии художников
Петра I в учебниках обычно изображают так, как его рисовали художники, жившие уже после самого Петра. Это, например, мозаика, исполненная самим Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Или знаменитая картина французского художника Поля Делароша
Но эти работы были выполнены уже спустя многие годы после смерти Петра. А как рисовали его при жизни?
Прижизненные портреты первого российского императора
Надо признать, что художники послепетровского времени в своём стремлении изобразить знаменитейшего русского царя вдохновлялись некоторыми его прижизненными портретами. Среди них на первое место следует поставить портрет, написанный в 1717 году, во время визита Петра во Францию, французским художником Жан-Марком Натье.
Другой французский художник, Франсуа Жювене, в это же время создал конный портрет русского царя.
Ещё один француз, Луи Каравак, работал в это время в России. И тоже изобразил Петра.
А молодой Пётр выглядел, как многие считают, так, как он изображён на картине английского художника Годфри Кнеллера, созданной в 1698 году, когда царь приезжал в Англию.
Всё-таки заметно, что везде это один и тот же человек. Но как быть с портретами, где Пётр решительно не похож на самого себя? Вернее, на тот свой образ, к которому мы привыкли.
Странные портреты
В те же самые годы, 1697-1698, когда Пётр впервые ездил в Европу, его нарисовал ещё один выдающийся художник – голландец Антоний Шуньянс. Как предполагает большинство исследователей, этот портрет был создан, когда Пётр на обратном пути в Россию посетил Вену – именно в ней тогда работал голландец.
Напомним: Петру на этой картине 26 лет! Похоже? Да как-то не очень…
В 1711 году Пётр снова посетил Австрийскую империю, на сей раз приехав в Карлсбад. Там в это время творил знаменитый художник Ян Купецкий, словак по происхождению. Он тоже нарисовал уже прославившегося в то время своими деяниями на всю Европу царя.
На этих картинах всё же удаётся проследить черты сходства с ранее показанными. Но всё-таки Пётр на них разительно отличается от себя самого.
Какое же из изображений Петра Великого ближе всего к истине?
Проще простого объявить Купецкого и особенно Шуньянса неумёхами. Но их картины пользовались у современников заслуженной славой.
Возможен и такой вариант. Большинство художников, которым заказывали портрет русского царя, изображали его как можно более благообразно. Как-никак, от этого зависел их гонорар. Так что живописцы привносили в свои работы немалую долю лести.
Здесь можно указать на то, что Шуньянс часто имел стычки со своими заказчиками из-за своей манеры изображать их максимально реалистично.
А впрочем, теперь каждый может решать сам за себя, какой портрет императора наиболее соответствует его истинному облику. Выбор большой.