Российские банки с 25 июля 2024 начнут блокировать денежные переводы, если получили от мобильных операторов связи информацию о том, что перед совершением операции клиент получил подозрительные звонки или SMS-сообщения, что может свидетельствовать о попытке мошенников украсть денежные средства, сообщают «Вести:Приморье» со ссылкой на центральные СМИ.
Эксперты подчеркивают, что подозрительными будут считать продолжительные звонки или нетипичное для клиента увеличение числа сообщений с нового адреса. Однако такие меры не являются обязательными для всех банков. Данное правило будет касаться операторов связи, которые заключат коммерческие договоры с сотовыми операторами об обмене данными.
Если вспомнить, сколько операторов связи действуют в нашей стране, то их число вряд ли перевалит за 10. Все они на слуху – МТС, Мегафон, Билайн, Мегафон, ему дочерняя Yota, Теле – 2 (дочернее Ростелекому). И таким гигантам сложно сказать клиентам, что они не в состоянии заключить договоры с кредитными организациями, тем более, что по условиям зарплатных проектов, каждый из клиентов получает смс-оповещение о движении на счетах. Подобные смс о зачислении средств получают и пенсионеры. Другой вопрос, что некоторые экономят 60 руб. и отказываются от этой услуги. Вполне возможно, что исключения могут касаться и таких случаев. Хотя сэкономишь 60 рублей, потеряешь миллион.
Равно как прямо сейчас практически каждый оператор связи предлагает частным клиентам подсоединить дополнительную опцию, препятствующую дозвону с незнакомого номера. Например, МТС подключает услугу "Защитник". Тогда с неизвестным абонентом сначала разговаривает робот, и 99% подозрительных звонков сбрасывается автоматически. Кстати, таким образом формируется культура коммуникаций через гаджеты: отвечать только на знакомые номера, и не вести общение с мнимыми "старшими следователями главных управлений".
«Для оценки характера телефонной активности клиента будет учитываться периодичность (частота) или продолжительность телефонных переговоров, которые ведет клиент при осуществлении перевода денежных средств. О подозрительных SMS будет свидетельствовать нетипичное для клиента банка увеличение количества сообщений, которые он получает с новых абонентских номеров или от новых адресатов», — сказал представитель ЦБ корреспонденту РБК.
После заморозки операции банк свяжется с клиентом, который в течение двух дней должен подтвердить, что он совершает перевод добровольно, а не под воздействием злоумышленников.
Ранее ЦБ опубликовал приказ, в котором указал новые критерии мошеннических денежных переводов, которые должны учитывать банки для блокировки операций.
Справка
Ущерб от социальной инженерии, а проще говоря, мошенничества по телефону в Приморье, только за пять месяцев 2024 года превысил 855 млн руб., пострадали 2976 приморцев. В прошлом, 2023 году наши сограждане из Приморья добровольно перевели через банковские счета или отдали в руки посредникам кибермошенников 720 млн руб.
В 2023 году жертвами мошенников в Приморье чаще всего становились работающие женщины в возрасте от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода, проживающие в городах. Таковы результаты опроса Банка России, который проходил в ноябре прошлого года. В нем приняли участие 7,7 тыс. жителей края.