Найти тему
Петербургский Дюма

О НОБЕЛИАТАХ

⁠⁠...и вокруг.
Раз уж нынче заговорили о
коллективном письме лауреатов Нобелевской премии, которое адресовано влиятельным политикам, захотелось вспомнить что-нибудь не слишком очевидное.

Постарел папа резко, в один день. Ещё вчера был таким бодрым и вдруг подряхлел, замолчал, остановился, сник. Случилось это, когда ему исполнилось семьдесят пять лет. Он сдал разом. Для мамы это стало ударом, ведь она была в расцвете сил. Ей было всего сорок. Папа замкнулся в себе, подолгу сидел, ничего не говоря, насупившись, в дальнем углу гостиной. Будто погрузился в мир, куда никому не было доступа. Обидчивым стал. Все прятали от него глаза, старались не акцентировать на нём внимание. Жалели маму, а она всем весело отвечала: "Когда я была молодая, Чарли заботился обо мне. Теперь настал мой час опекать его".

Это рассказывал Майкл Чаплин, сын великого актёра, сценариста, продюсера, киномагната, человека-легенды Чарльза Спенсера Чаплина — и Уны О’Нил, дочери великого драматурга, нобелевского лауреата и четырёхкратного лауреата Пулитцеровской премии Юджина О’Нила.

Юджин был всего на полгода старше Чарли, пил и страдал в третьем браке...
...а родители Майкла поженились, несмотря на травлю в прессе из-за тридцати шести лет разницы в возрасте и трёх предыдущих браков Чаплина. Майкл стал их первенцем. Восьмого ребёнка Уна родила, когда мужу было семьдесят три года.

Он умер в восемьдесят восемь, во сне, рождественской ночью 1977 года. По завещанию Уна получила всё, что было у мужа, и уехала в Швейцарию. Четырнадцать лет спустя, в конце сентября 1991 года, она умерла от рака поджелудочной железы.

Нобелевский лауреат Юджин О’Нил прожил на год меньше дочери: он умер через десять лет после её свадьбы, в шестьдесят пять. Хотя, живи он сейчас, — наверняка оказался бы среди подписантов.

-2