**Анализ поведения пользователей** — это важный инструмент для оптимизации работы сайта или приложения и улучшения пользовательского опыта. Он включает в себя сбор, анализ и интерпретацию данных о действиях пользователей, чтобы выявить сильные и слабые стороны интерфейса и предоставить рекомендации по его улучшению.
Методы анализа поведения пользователей
Для анализа поведения пользователей используются различные инструменты. Один из основных — сбор данных о действиях пользователей на сайте или в приложении, таких как посещенные страницы, время, проведенное на сайте, действия пользователя (например, нажатия на кнопки или заполнение форм), конверсии и другие параметры.
Для этого могут применяться различные системы аналитики, например, Google Analytics и Яндекс Метрика, которые позволяют отслеживать и анализировать данные, создавать отчеты и визуализировать информацию.
При анализе поведения пользователей можно выявить такие параметры, как:
- характеристики пользователей (запросы, устройства, возраст, пол, география, интересы и т.д.)
- характеристики контента (какие страницы популярнее - посещаемость страниц, страницы входа/выхода и т.д.)
- взаимодействие с сайтом (время на сайте, клики, ссылки, глубина просмотра, конверсии, действия пользователей)
- временные характеристики (посещаемость по времени суток, повторные визиты и т.д)
На основе полученных данных можно провести анализ эффективности содержания, дизайна и функционала сайта или приложения, а также выявить проблемные моменты или узкие места, которые необходимо оптимизировать. Такой анализ помогает улучшить пользовательский опыт, повысить удовлетворенность клиентов и увеличить конверсию.
На что обратить внимание при анализе поведения пользователей.
Чтобы увеличить число заказов, покупок и других желаемых действий от посетителей, следует обратить внимание на их поведение на сайте:
1. Источники посещаемости. То, откуда приходят посетители на ваш сайт, поможет понять, какие ресурсы обеспечивают приток пользователей. Следите за изменениями в отчете, которые могут говорить как о проблемах с каким-нибудь существующим источником, так и о появлении новых. Если у вашего сайта появились новые источники посетителей, проанализируйте их поведение в динамике. Возможно, специфика новых посетителей потребует внесения дополнительных изменений на сайте.
2. Поисковые запросы. Используйте этот отчет для отслеживания новых поисковых фраз, по которым пользователи приходят на ваш сайт. Возможно, дополнительная оптимизация под новые запросы сможет еще больше увеличить поток посетителей.
3. Выделите целевые страницы — те страницы, заходя на которые, пользователь совершает действие, ожидаемое вами. Например, добавление товара в корзину, оформление заказа или заполнение формы. Процент пользователей, совершивших действие, называется конверсией. Про повышение конверсии написана не одна книга, тут мы лишь скажем о том, что важно постоянно экспериментировать и анализировать результат изменений. Меняйте визуальное представление важных ссылок, подсказывайте пользователю его путь к цели и анализируйте.
4. Статистика по техническим параметрам компьютера, мобильного устройства пользователя — разрешение экрана, версия браузера, операционная система. Часто в разных браузерах и при разных разрешениях сайт выглядит совсем не так, как вы предполагаете. Старайтесь это учитывать и, по возможности, проверять. Особенно это актуально становиться в наше время, когда более 70% пользователей интернета пользуются мобильными устройствами. Для чего необходимо позаботиться о мобильной версии или адаптивном дизайне интернет-ресурса.
5. Уведомления о проблемах с хостингом. Рекомендуем вам настроить уведомления в Яндекс Метрике (в том числе по SMS) о проблемах с хостером. Некоторые системы управления содержимым (CMS, content management system) также поддерживают аналогичную возможность. Имейте также в виду, что скорость доступа к Сети у пользователей может сильно отличаться от вашей. Если вы рассчитываете, что на ваш сайт будут заходить и те пользователи, которые используют медленное, например, телефонное dial-up соединение, рекомендуем минимизировать размер страниц сайта. Например, не стоит использовать в качестве элементов дизайна многомегабайтные изображения и т. п.
6. Вебвизор в Яндекс Метрика. Рекомендуем настроить Вебвизор. Перед настройкой включите опцию Вебвизор, карта скроллинга, аналитика форм на вкладке Счетчик.
Технология Вебвизор позволяет проанализировать поведение посетителей на своём сайте на качественно новом уровне. Вы можете воспроизвести действия посетителей в формате видео и узнать, что они делают на каждой странице, как передвигают курсор мыши, кликают по ссылкам.
7. Детальный анализ поведения посетителей. Детальный анализ поведения посетителей помогает выявить проблемы в навигации, логике и юзабилити, а в результате — повысить конверсию сайта.
В этом могут помочь такие инструменты Яндекс Метрики, как карта кликов и карта ссылок, а также отчеты по глубине просмотра сайта (количество посещенных страниц за один визит) и проведенному на страницах времени.
8. Анализ ключевых страниц. Даже простой просмотр данных, собранных системой Вебвизор, позволяет узнать многое: как посетители используют сайт, с какими сложностями они сталкиваются, почему выполняют те или иные действия. Когда накоплено большое количество посещений, нет смысла изучать их все. Следует формировать фокус-группы посетителей, делать по ним выборки и анализировать поведение внутри каждой группы. Для этого есть все необходимые инструменты:
* подробная детализация каждого визита;
* источник трафика;
* рекламная кампания;
* поисковый запрос;
* время с предыдущего визита и т. д.;
* мощная система фильтров позволяет сегментировать посещения по любым параметрам и их сочетаниям;
* механизм установки целей позволяет отделить посещения, в которых произошла конверсия, от остальных.
В первую очередь обратите внимание на поведение посетителей на ключевых страницах сайта. Это страницы, на которых посетитель осуществляет ключевое действие или принимает важное решение. К таким страницам относятся:
* страницы входа;
* страница регистрации;
* страница с формой поиска;
* страница товарного каталога;
* карточка товара;
* страница корзины;
* страница оформления заказа;
* страница оплаты.
Также проанализируйте процесс регистрации или оформления заказа. С помощью Вебвизора можно узнать, например, на каком шаге регистрации сайт теряет посетителей и прозрачна ли навигация при оформлении заказа.
Дополнив анализ поведения посетителей картами кликов и ссылок, вы получите полное представление о том, как ведут себя посетители на сайте.
Детальный анализ поведения посетителей помогает выявить проблемы в навигации, логике и юзабилити сайта, что позволяет повысить конверсию. Кроме того, анализ ключевых страниц помогает узнать, как посетители используют сайт, с какими трудностями сталкиваются и почему выполняют определенные действия. Проведение фокус-групп посетителей и сегментирование посещений по различным параметрам позволяют более детально изучить поведение пользователей на ключевых страницах сайта, что помогает оптимизировать интерфейс и сделать сайт более удобным и привлекательным для посетителей.
На основании результатов анализа поведения пользователей можно и нужно проводить оптимизацию работы сайта или приложения. Оптимизация может включать изменение дизайна, улучшение интерфейса, оптимизацию скорости загрузки страниц, оптимизацию процесса оформления заказа и многие другие меры. Целью оптимизации является увеличение удовлетворенности пользователей, повышение конверсии и улучшение общего пользовательского опыта.
Важно отметить, что анализ поведения пользователей и оптимизация работы сайта или приложения — это непрерывные процессы. Поведение пользователей может меняться со временем, поэтому регулярный анализ и оптимизация являются неотъемлемой частью работы веб-разработчика или маркетолога. Внимательное отношение к поведению пользователей помогает лучше понять их потребности и предоставить более удовлетворительный опыт использования сайта или приложения.
P/s Еще для анализа поведения пользователей используются A/B тесты, но это более технически сложное решение и обычно используется на более масштабных проектах и об этом виде анализа мы расскажем в следующей нашей статье.