Найти в Дзене
Диалог Камышин

Не дайте себя обмануть

Этой фразой заканчиваются сотни оперативных сводок и сообщений о деятельности мошенников, которые поступают в редакцию из правоохранительных органов. И каждый раз, публикуя информацию о том, как злоумышленники «выдурили» у пенсионерки все сбережения или как пожилые люди берут кредиты, чтобы заработать на бирже, мы искренне сочувствуем пострадавшим и одновременно удивляемся: «Как можно быть такими доверчивыми?»

Похоже, тема виртуальных и дистанционных преступлений, когда люди из-за собственной наивности лишаются денег, будет актуальной ещё очень долго. Мошенники становятся всё более изобретательными, придумывают новые схемы обмана, а народ как будто ничему не учится. Граждане упорно продолжают добровольно передавать самое ценное – личные данные.

Чтобы хоть как-то помочь нашим читателям обезопасить себя от мошеннических действий и показать, что защитить свои деньги могут только они сами, мы пообщались с заместителем начальника уголовного розыска – начальником отделения по раскрытию преступлений в сфере информационных, телекоммуникационных и компьютерных технологий Межмуниципального отдела МВД России «Камышинский» Владимиром Макаровым.

– Владимир Владимирович, расскажите, насколько серьёзная в нашем городе ситуация с мошенничеством?
– Обстановка довольно напряжённая. Более трети преступлений – это случаи мошенничества. Чаще всего жертвами телефонных аферистов становятся лица пожилого возраста, но и среди молодых людей тоже есть потерпевшие. Граждан преклонного возраста легче ввести в заблуждение. Порой мошенники действуют так мастерски и убедительно, что ловят на свой крючок даже самых осторожных и рассудительных. За истёкший период 2024 года нами зафиксировано 206 случаев мошенничества, в частности хищение денежных средств с банковских счетов и карт.

– Как же так получается, что люди добровольно отдают свои деньги злоумышленникам?
– Главная причина – доверчивость и наивность наших граждан, порой отзывчивость и добросердечность (желание кого-то выручить). А ещё злую шутку может сыграть стремление быстро обогатиться.

– Какие мошеннические схемы самые распространённые?
– Это когда людям поступает звонок (как правило, на домашний телефон) от лжесотрудника полиции, который сообщает, что их родственник попал в ДТП. Для того чтобы урегулировать вопрос с потерпевшей стороной, нужны деньги. Их предлагают перевести на карту или отправить с курьером. Люди в панике, вместо того чтобы позвонить родственнику и уточнить, всё ли с ним в порядке, собирают деньги для преступников. Когда выясняется, что их обманули, злоумышленники скрываются из вида.

– Но ведь на мобильные телефоны звонков от мошенников поступает куда больше, чем на городские.
– Верно. И сейчас в лидерах обманная схема, связанная с заменой сим-карт. Людям (чаще всего пожилого возраста) звонят якобы представители сотового оператора. Они утверждают, что срок действия сим-карты заканчивается и совсем скоро абонент не сможет делать и принимать звонки. Чтобы исправить ситуацию, нужно продиктовать короткие цифровые коды или пароли, которые приходят на номер телефона. Человек следует этим инструкциям не раздумывая и тем самым открывает злоумышленникам доступ к своим банковским счетам, личным кабинетам, в том числе на портале «Госуслуги». Ну а дальше у преступников полная свобода действий: они оформляют кредиты, микрозаймы, переводят деньги со счетов наивного гражданина.

– Кажется, всё элементарно: никому не сообщайте свои данные, коды и пароли.
– Об этом мы непрерывно напоминаем нашим гражданам. Предостерегаем: ни при каких условиях и никому не говорите данные своих карт и коды, приходящие на телефон. Но всё равно находятся те, кто это игнорирует. Мы рекомендуем не вступать в разговоры с незнакомыми людьми. А пожилым гражданам – и вовсе не отвечать на неизвестные номера.

– Если человек понял, что его обманули, и злоумышленник всё же получил доступ к порталу «Госуслуги» или банковской карте, как быть?
– Нужно постараться немедленно поменять пароли, затем обратиться в полицию, написать заявление. Если речь идёт о «Госуслугах», то восстановить доступ к личному кабинету после действий мошенников помогут в офисе МФЦ. Если у аферистов есть данные карты, то нужно обращаться в банк. Недавно в нашей практике был случай, когда заявительнице пришлось блокировать все карты, менять сим-карту и сбрасывать настройки телефона до заводских, чтобы закрыть для злоумышленников все возможные пути для их незаконных действий.

– А настройки телефона тут при чём?
– Всё просто: порой граждане под руководством третьих лиц устанавливают на мобильный вредоносные программы, через которые преступники получают полный доступ к этому самому телефону, а следовательно, ко всем персональным данным. Таким образом, вашим гаджетом управляете не вы, а посторонние люди в удалённом режиме.

– Получается, пусть из-за своей халатности и доверчивости, но люди становятся заложниками кредитов, которые они и не оформляли. Как же быть? Выплачивать банку деньги, которые украли мошенники?
– Если вовремя понять, что вас обманули, обратиться в полицию и банк, есть вероятность, что ничего платить не придётся. Доказать свою непричастность к взятому кредиту добропорядочному гражданину можно. Хотя в нашей практике были случаи, когда человек реально взял кредит, но не хотел его выплачивать и решил во всём обвинить мошенников. Таких лжепострадавших мы быстро вычисляем.

– Интересно, а какие ещё курьёзные случаи, связанные с мошенничеством, были в вашей практике?
– Однажды к нам с заявлением обратилась женщина. Она поверила телефонному преступнику и перевела ему крупную сумму денег. Когда поняла, что её «развели», решила призвать обманщика к совести, и у неё это получилось. Злоумышленник вернул деньги ей на карту. Уж какие слова она подобрала, чтобы его убедить, мы не знаем, но этот случай единичный. Обычно добровольно никто похищенное не возвращает.

– В последнее время в мошеннические схемы активно втягивают детей. Расскажите об этом.
– Да, есть такая проблема. Например, ребёнка могут попросить продиктовать данные родительских карт. Или несовершеннолетних привлекают в качестве дропперов или курьеров (то есть посредников при передаче краденых денег). А за это подростку грозит уголовная ответственность. Поэтому мы стараемся проводить профилактическую работу, чтобы дети понимали: если им обещают лёгкий заработок и большие деньги – скорее всего, это преступная схема. Были ещё случаи, когда, играя в компьютерные игры, подростки похищали деньги с чужих счетов. Это серьёзное деяние, отвечать за которое придётся по-взрослому.

– По количеству преступлений всё понятно, а какова их раскрываемость?
– Она не высокая. И связано это с тем, что зачастую фигуранты мошеннических схем находятся в других регионах, многие – в местах лишения свободы. Сотрудникам нашего отдела приходится часто ездить в командировки, чтобы найти злоумышленников, обманывающих камышан. Как правило, за маской мошенника скрываются мужчины до 40 лет. Обнаруживаются даже кол-центры, расположенные на территории других государств, из которых поступают подобные звонки нашим гражданам. С этим тоже по определённым причинам сложно бороться.

– Порой люди догадываются, что говорят с мошенником, и начинают пытаться с ним шутить. Стоит ли так делать?
– На мой взгляд, нет. Лучше не вести со злоумышленником никаких переговоров. Иначе можно пожалеть об этом. Были случаи, когда таких вот шутников потом атаковали спам-звонками и сообщениями.

– Есть ли какой-то универсальный совет, как уберечь себя и своих близких от аферистов?
– Он простой: никому не доверять и не сообщать свои данные. Ни под каким предлогом.