Не смотря на то, что князь Владимир утвердил христианство в качестве государственной религии, жители древнего Мурома все еще продолжали молиться своим старым, языческим богам. Для христианизации города и его окрестностей был направлен один из младших сыновей великого князя, Глеб, в силу возраста воспитанный в христианских традициях. Он не готов был уподобиться старшим братьям, которые смирились с официальной христианизацией своих владений. Глеб стремился вкорне изменить мировоззрение жителей Мурома.
Но как только он приблизился к городу, его постигла первая неудача. Горожане попросту не пустили его в пределы города. Молодому князю ничего не оставалось делать как поселиться на берегу реки Ушма, что в 12 верстах от города. Раз Глебу не удалось обратить в христианство горожан, то он, с особым рвением принялся насаждать новую веру среди сельских жителей в окрестностях Мурома.
Здесь же, на берегу Ушмы, Глебом было заложено новое поселение, получившее название Борисоглебовск. Князь Глеб, большинству обывателей, известен в контерстве его убийства братом Святополком. Но существует и другая версия его смерти, в основе которой лежит конфликт Глеба с муромскими язычниками, в ходе которого он и погиб.
В 1024 году в Муроме появился и первый черниговский посадник. Свою резиденцию он разместил на горе, которая служила цитаделью для защиты населения в случае нападения на город. Этот факт расколол город на язычников и христиан. В ходе постоянных религиозных стычек, гибли сотни жителей.
Вплоть до начала XII века, более не предпринимались серьезные попытки поголовной христианизации Мурома. Но в начале XII века под стены Мурома прибыл князь Константин с большой дружиной и осадными машинами. Первым к городу подступил авангард под командованием княжича Михаила. Муромчане заманили его в город и убили. Но вполне вероятно, что авангард приступил к разорению окрестностей, и в ответ на это был разбит городским ополчением.
Повесть временных лет дает нам довольно туманные известия о дальнейших событиях.
Невернии людии града Мурома изыдоша спешно противу благоверного князя Константина...хотяху его прогнали. Константин же... извлецаше мечт свой прежде всех.... Неверии граждане, видевши храбрость и мужество Константина и оустремление христианское господу Богу… бегше во град.
В итоге мы имеем данные о том, что горожане вышли и дали бой под стенами Мурома. Но что они могли противопоставить княжеской дружине? Естественно ополченцы были разбиты. Летописец опустил подробности битвы, поскольку мало его интересовали.
В итоге оказалось, что биться в поле с дружинниками ополченцы не способны, но и к осаде Муром готов не был. Поэтому жители Мурома пошли на поклон к Константину, дозволили ему войти в город, заложить церкви и крестить всех желающих.
И тако все людии с великой радостию течаху на реку глаголемую Оку. И тако епископ крестиша все людие во имя отца и сына и святаго духа.
Константин основал первоначальную церковь во граде Муроме во имя Благовещения пресвятые Богородицы. В Старом вышнем городище, Константин построил и второй храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в нем "оустроил епископа именем Василий".
Итогом противостояния стала полная христианизация муромской земли, полное ее подчинение христианским наместникам. По сути, Муром был последним оплотом язычества, и с его падением, пал и последний очаг языческой веры.