Найти в Дзене
Всемирная история

Пленных не брали, на потери не смотрели. Образцовая кавалерийская атака.

Июль 1915 года. Русская армия сдерживала наступление немецких соединений в Польше. Немецкой армейской группе фон Гальвица противостояли части 1-й и 12-й армии Северо-западного фронта. Планы германского командования заключались в окружении русских соединений и окончательном разгроме польской группировки русских войск.

3 июля 1915 года германская 1-я гвардейская резервная дивизия, при поддержке 50-й резервной дивизии, прорвала позиции 119-го Коломенского и 120-го Серпуховского полков 30-й пехотной дивизии. В итоге прорыва под угрозой окружения оказалась спешенная 1-я бригада 14-й кавалерийской дивизии. Немцы, большие любители наносить удары в места соединений подразделений противника, прорвались на стыке 1-го Сибирского и 1-го Туркестанского армейских корпусов. Немцы выходили на оперативный простор, грозивший выходом в тылы русской армии и занятием важнейших переправ.

На место прорыва, из тыла, был брошен последний резерв, 3-я Туркестанская стрелковая бригада. Но от места прорыва ее отделяло значительное расстояние, поэтому она не успевала закрыть прорыв.

В связи с этим было решено бросить на противника, пока не задействованную в боях, 2-ю бригаду 14-й кавалерийской дивизии. Она получила приказ атаковать фланг наступающей пехоты противника. Предписывалось атаковать в конном строю по направлению на деревню Колачково. Командование над бригадой принял командир 14-го гусарского Митавского полка полковник А.И. Вестфален.

3 июля в 9 часов утра 14-й гусарский Митавский и 14-й Донской казачий полки развернулись в боевое построение. В 11 часов полки пошли в атаку. 1-й, 3-й и 5-й эскадроны Митавского полка, развернувшись в три линии, двинулись вперед. 4-й и 5-й эскадроны, ведомые подполковником А. А. Суражевским, выдвинулись к деревне Конаржево-Скузе, а 2-й эскадрон в лоб атаковал деревню Нерадово.

Левее гусар действовал 14-й Донской казачий полк. Командир полка полковник А. А. Корнеев, как и Вестфален, непосредственно возглавил атаку своих казаков, выстроив все 5 казачьих сотни в три линии.

Атаку кавалеристов поддержали две артиллерийских батареи. Но быстро израсходовав боезапас они замолкли. Подполковник Суражевский, заняв деревню Конаржево-Скузе, оставил там взвод 6-го эскадрона с 2 пулеметами, и развернул своих гусар на деревню Нерадово. Впереди всей бригады неслась лава 2-го эскадрона гусар.

Не смотря на дождь, кавалеристы неслись по полю вперед, мчались молча, без криков «Ура!», как и предписывал устав. Приближаясь к противнику, они попали под огонь трех немецких батарей. Благо снаряды ложились позади наступающих, не причиняя особого вреда. Не смотря на огонь противника, бригада шла ровными рядами, как на параде.

Кавалерия, выручай!

Кричали солдаты 7-го Туркестанского стрелкового полка, когда казаки промчались через их цепь.

Попав под плотный винтовочный огонь, бригада начала нести колоссальные потери. 2-й гусарский эскадрон, первым врубившийся в немецкую стрелковую цепь, был практически полностью уничтожен. Одним из первых пал штаб-ротмистр 2-го эскадрона Гуров. Оставшаяся горстка 2-го эскадрона, не смотря на потери, продолжала рубиться под командованием подпрапорщика Шаповалова.

Бригада, разрезая немецкие позиции, продвигалась вперед. Часть немецких солдат бросала оружие и поднимала руки вверх. Но кавалеристы в этот день пленных не брали, то была битва на смерть. Справа шел гусарский полк, слева - казачий, шли ровно, сохраняя дистанцию и интервалы. В первых рядах шли командиры со штабами.

Немцы вели прицельный огонь из винтовок и пулеметов. Ряды бригады таяли на глазах. Лошади, оставшиеся без наездников, продолжали идти в строю, соблюдая построение. Видя, что наступление кавалерии остановить не удается, немецкое командование отвело артиллерию в тыл.

Пройдядеревню Нерадово, бригада попала под кинжальный огонь двух немецких пулеметов. И так поредевшая бригада поредела еще больше. Погибли штаб-ротмистр Гуров и подпрапорщик Шаповалов. Атакуя дом, в котором засели немецкие стрелки, погиб полковник Вестфален. Слева в деревню ворвался подполковник Суражевский, возглавляя атаку гусар. Но неожиданно, с примкнутыми штыками, в деревню ворвались солдаты 7-го Туркестанского полка. Благодаря им, удалось выбить немцев из деревни.

Выбив противника из деревни, бригада понеслась дальше, но наткнулась на пулеметы немецкой резервной пехоты. Лишившись более половины личного состава, бригада пробилась к деревне Шевиле, вышла в тыл 86-й немецкой пехотной дивизии, и своей атакой помогла 1-му Туркестанскому корпусу.

Столь длинное повествование, на самом деле описывает практически 10-минутный бой, столь насыщенный событиями. Бригада была практически истреблена, но выполнила поставленную задачу по ликвидации прорыва.