«Нет в английском языке столько экспрессии, столько души» - однажды сказала мне дочь. «На русском я могу выразить всю себя, а английский всегда под контролем» - заметила она. А мне ведь и нечем крыть. Я согласна, да простит меня язык принимающей страны.
Я учитель английского и немецкого языков и сапожник с сапогами по совместительству. И моя дочь говорит на языках.
Многие мамы, имеющие опыт преподавания в разных учебных заведениях, жалуются, что собственные дети не воспринимают их как учителей. Я с такой спецификой восприятия тоже немножко знакома, но в моем, в нашем с дочкой, случае все было и есть иначе. Расскажу о своем домашнем педагогическом опыте, но замечу, что все мамы/папы и дети разные. На абсолют мое мнение претендовать не может, впрочем, как и любое другое мнение. Мой опыт педагогической деятельности составляет больше 21 года, поэтому позволю себе кое-чем поделиться.
Во-первых, начнем с того, что играть дома в школу - это ну такое себе, с моей точки зрения. Я придерживаюсь мнения о том, что школа - это школа (такая же басня и с работой у взрослых), а дом - это дом. И тащить школу/работу домой - это, по крайней мере, губительно. Это, как в детской игре «чур, я в домике», то есть там, дома, я отдыхаю. Так вот, я для себя поняла, что если я хочу обучать - мне нужно быть просто мамой, любить чадо и любить то, к чему хочу привить любовь.
В детстве моя дочь часто болела. Мне, безусловно, помогали с ней, но приболевшая детка - это в большей степени мамина забота. В те дни, когда мы парили ножки или ставили медовые лепешки, я подсаживалась к ней с разными книжками на английском и с увлечением занималась по ним сама, как будто для себя. Детский мозг очень благодарный товарищ, он приучен воспринимать большие объемы информации, потом благородно делиться с вами полученными знаниями. Так вот, например, история про мышку из красочной английской книжки с большими движущимися стрелками на циферблате часов научила мою дочь различать сначала цифры, а потом и называть время. Утром после завтрака мы обязательно смотрели мультики на английском, интересные мультики, не обучающие. Не каждый день, конечно, а как нам нравилось. И мультики были и песенки там были весьма залипательными. А еще в моем арсенале всегда была масса разных интересных историй про происхождение слов, их изменения, детских потешек и прибауток, которые я часто вставляла в разговор. Я органично вписывала язык в наши каждодневные ритуалы. Не напрягала, боялась вызвать отторжение. Я до сумасшествия люблю иностранные языки и, конечно, транслирую это всем. Я брала дочь на работу, просто не с кем было оставить, и там, сидя на задней парте, она слушала, с каким энтузиазмом я выдаю материал. Позже она сказала мне, что в такие моменты гордилась мной неимоверно. Для них я преподаватель, а для нее любимая мама.
Во-вторых, английский, как и любой язык, любит систему. Это, как в сказке с золушкой, не занимаешься - все превратится в тыкву. Согласно статистике (опять же не абсолют), выучить язык до приличного уровня можно в среднем за пять лет, а забыть - за полтора года. Вот и парадокс. Мозг отторгнет его как имплант.
В-третьих, язык проще учить дома, а за границу лучше ездить его шлифовать (в иммиграции иначе выходит, но там и другие обстоятельства). Однажды студенты меня спросили, как выучить английский за два дня. А легко. Приехать в Америку и потерять документы. Так однажды наша студентка попала. В нашем случае тоже сработал стресс. Впервые я дочь повезла в Англию учиться в возрасте 8 лет. Дома она достаточно хорошо уже разговаривала на английском, но попав в страну, словила волну стеснения и языковой барьер, как положено. И вот она оказалась в школе, совершенно, одна. К слову, это школа, где весь день дети находились под присмотром педагогов и вожатых, родителей туда не пускали. Утром занятия, потом обед и экскурсии. Я отводила, а вечером забирала. Так вот однажды она пошла в столовую и захотела купить колу. Купила и когда забирала еду за другой стойкой (еда была оплачена, экстра напитки можно было уже докупить), у нее спросили, будет ли она платить за напиток. А она же уже оплатила. У нас было мало денег, она испугалась, что придется платить второй раз, тем более, что маме деньги доставались непросто, и на чистом английском рассказала им, что уже оплатила. С тех пор языковой барьер больше не появлялся.
В-пятых, в тырнетах и запрещеносетях сейчас модно рассуждать о том, на каком языке кто думает. Расскажу как лингвист: здесь нет мэджика. Мы думаем на том языке, на котором говорим в моменте. Этот механизм обеспечивает сохранение передаваемого смысла и понимание между коммуникантами. Я о том, что мы передаем смыслы, накладывая слова на синтаксические структуры. В русском они одни, в английском, они, например, другие.
В-шестых, экспрессия в большей степени будет доступна и понятна, по большей части, в родном языке. Как я иногда говорю, синонимический ряд благодарности, например в английском весьма ограничен, в то время как на русском мне гораздо легче выразить восторг.
В-седьмых, когда начинать учить языки? Чем раньше, тем лучше. Не будут ли их путать лети? Будут. Я взрослая, и то путаю. А если не путаю, то лицом к лицу сталкиваюсь с явлением, которое ученые называют интерференцией. Это когда один язык проникает в другой совершенно бесконтрольно. Но это не смертельно совсем, это проходит.
В-восьмых, фраза «я знаю язык в совершенстве» мне кажется не совсем корректной. Ибо язык знать нельзя, он меняется со скоростью 20 тысяч новых слов в секунду (другое дело, куда они потом эти слова деваются, там по-разному). Тут пару раз в люди не выйдешь, так половина интересных слов мимо пройдет (шучу, конечно), но знать язык в совершенстве - то еще заблуждение.
Что дает нам знание языков? А много чего. От отсроченных ментальных недугов до мировых возможностей, экономии средств в путешествиях и высокооплачиваемых работ. Думаете, моя дочь остановилась на английском? Ну уж нет. У нас частные уроки по немецкому и французскому. В университете возьмет еще один язык, так сказала. И в какую страну бы мы с ней не приехали, куда бы не попали, она человек мира, она нигде не пропадет. А все благодаря языку. Ведь он под контролем.