Найти в Дзене

ИЛЬИН ДЕНЬ

14 ИЮЛЯ (27 ИЮЛЯ) 🌓 🌞

Фаза Луны: Первая четверть

Покровитель дня: Солнце

КИРИКА И УЛИТА. 15 ИЮЛЯ (28 ИЮЛЯ) 🌔 🌙

Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит (видения, мороку; Ворон.) [2].

ЖАТВА. 16 ИЮЛЯ (29 ИЮЛЯ) 🌔 🔪

В Тульской губернии с этого дня начинали жать рожь. Тульские жители праздновали сей день в селе Высоком. Первый сжатый сноп называется именинным. В старину бывало, что вечером именинный сноп приносили с песнями на гумно. Впереди шел хозяин с снопом, за ним все рабочие. Когда наши бояре живали в деревнях, именинный сноп приносился на барский двор. Его, как дорогого гостя, встречал боярин со всей семьей и за принос угощал крестьян вином. Именинный сноп в старину имел много чудесного: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерны ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного зерна не бывало посева.

В Костромской губернии при начале жнитвы оставляли на поляне клок несжатого хлеба, что называлось у них: Волотка на бородку. Волоткою называли они верх снопа, а колос волокном.

В Малороссии старухи пред жатвою завивали бороду Волосу. До этой бороды во все жнитво не касалась рука жниц [1].

«Зажинки» (зажинок) на стародавней Руси были одним из важнейших земледельческих праздников. Во времена древнерусского язычества этот праздник был посвящен милостивому Даждьбогу; несколько позднее праздновали его Волосу-Велесу. Все эти празднования шли обок с особыми пирушками-мольбищами, сопровождаясь разнообразными заклинаниями, успевшими к нашим дням затонуть в глубинах былого-минувшего. В первой половине XIX-го столетия зажинки, не сохраняя в себе сколько-нибудь заметных языческих следов, были днем, объединявшим земледельческие обряды доброй родной старины с благоговейным отношением крестьянина к дарам Матери-Земли, в которых — все его богатство, вся награда за непрестанный тяжелый труд.

Выходили поутру на Финогеев день зажинщики с зажинщицами на свои загоны. На каждом загоне шла впереди всех прочих жнецов сама хозяйка, мужняя жена, с хлебом-солью да со свечой «громнитною»-сретенской. Первый сжатый сноп — «зажиночный» — звался «снопом-именинником» и ставился особь от других; ввечеру брала его зажинщица-баба, шла впереди своих домашних, вносила в избу, клала три земных поклона перед «святом» (иконами) и ставила именинника в красный угол хаты, перед божницею. Стоял этот сноп до самого конца жнитва — до «Спожинок-дожинок», потом обмолачивался наособищу от другого хлеба; весь умолот его собирался в чистую посудину и относился во храм Божий, где его святили, чтобы примешивать свяченое зерно к семенам при засеве озимого поля. Солома снопа-именинника сберегалась для домашней животины — на лихой случай: прикармливали ею больной рогатый скот. В стародавнюю пору во многих местностях зажиночный сноп переносился, по прошествии семи дней, от красного угла — божницы в овин, где и стоял вплоть до первой молотьбы нового хлеба. Приметливые люди говаривали, что соблюдением этого обычая обеспечивался добрый умолот новины.

Во многих малорусских селах ещё не так давно перед зажином поднимались народом-громадою местные иконы, и служился в поле молебен св. Афиногену мученику, причем первый зажин делался у каждого загона священником [3].

  • Притихают пичужки. На Афиногена пташки задумываются [2].
  • Каков будет зажин — таковы и зажинки.
  • «Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвами».
  • «Финогей с дождем — копногной, хлеб в снопе прорастет!»
  • «На Финогея молись солнышку, проси бога о ведрышке!»
  • «Финогеев день к Илье-пророку навстречу идет, жнитва солнышком блюдет!»
  • «Первый колосок — Финогеев, последний — Илье на бороду!» [3]

МАРИНЫ. 17 ИЮЛЯ (30 ИЮЛЯ) 🌔 📯

  • «Марина с Лазарем ладит зорям пазори» [3].

ЕМЕЛЬЯНОВ ДЕНЬ. 18 ИЮЛЯ (31 ИЮЛЯ) 🌔 ⚡

Фаза Луны: Растущая Луна

Покровитель дня: Зевс-Юпитер

МОКРИДЫ. 19 ИЮЛЯ (1 АВГУСТА) 🌔 💖

Поселяне по погоде сего дня замечали и о будущей осени. Хороший день предвещает сухую осень; если идет дождь, то осень будет мокрая и сырая. Этот день они называли Мокриды.

  • Смотри осень по Мокридам.
  • Прошли бы Мокриды, а то будешь с хлебом.
  • Коли на поле Мокриды, а ты свое смекай [1].
  • «Ведро на Мокриды — осень сухая!» [3]
Шишкин И. 1884 Перед грозой
Шишкин И. 1884 Перед грозой

ИЛЬИН ДЕНЬ. 20 ИЮЛЯ (2 АВГУСТА) 🌔 🥨

Поселяне свои наблюдения об этом дне сохранили в поговорках:

  • На Илью до обеда лето, а после обеда осень.
  • До Ильина дни под кустом сушит, а после Ильина дни и на кусте не сохнет.
  • Илья пророк три часа приволок.
  • Знать осень на Ильин день по снопам.
  • До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается.
  • Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.

В этот день на Руси совершаются многие местные обряды. В Тульской губернии, в Шенкурском и Вельском округах пекут из новой ржи хлеб и приносят для благословения в церковь. В старину без благословения священника никто не дотрагивался до новины. В Новгородской и Тульской губерниях поселяне устраивают себе постели из новой соломы, о которой они говорят:

  • «Ильинская соломка — деревенская перинка».

Пчельники на этот день осматривают свои ульи и запродают прасолам соты.

От этого взошло у них в поговорку про богатых пчельников говорить:

  • «Богат как Ильинский сот».

К Ильину дню стараются скошенное сено высушить и убрать в стоги. И  о  таком душистом сене в Костромской и Владимирской губерниях говорят:

  • «До Ильина дни сено сметать, пуд меду на него накласть».

Из мирских складчин устраивают на Ильин день обеды. Так видел Лепехин в селе Обыченском, Пермской губернии, что поселяне на мирскую складчину приводили с собою быка, другие теленка, убивали их и съедали всею деревнею. В старину в Тульской губернии на мирскую складчину поселяне пекли новый хлеб и раздавали нищей братии от всей деревни. По наблюдениям поселян, с Ильина дня начинается осень, появляются холодные утренники. Отчего у них взошло в поговорку:

  • «На Ильин день и камень прозябает».

С этого дня они перестают купаться. Старинные наши охотники выезжали в сей день с собаками в отъезжее поле травить волков. У них была своя примета: если они затравят тогда зверя, то весь год будут счастливы. Поселяне уверены, что волки выходят из своих нор после покосов; а до тех пор будто никто не может открыть волчьих выходов.

Суеверные наши поселяне уверены, что в сей день звери и гады выходят из своих нор и бродят по лугам и лесам. Скотина, выпущенная на луг, бывает растерзана зверями или ужалена змеями. Они думают, что нечистые духи поселяются тогда в зверей и гадов, мстят домашнему скоту и людям и что только один гром в состоянии разогнать этих врагов. Бесстрашные знахари, не смотря на все опасности, отваживаются сбирать имей и вытаивать из них сало на свечи. Поселяне уверены, что в руках знахаря змеиные свечи производят непостижимые чудеса. Другие отгоняют от себя кошек и собак. Недоверчивость поселян и в них находит своих врагов. По замечаниям ворожеек, дождь, собранный на Ильин день, избавляет от очного призора и всякой вражей силы [1].

  • Св. Илья зажинает жниво. Ильин день зажинает.
  • Петр с колоском (29 июня), Илья с колобком.
  • Пророк Илья лето кончает, жито зажинает. Первый сноп, первый осенний праздник.
  • Спят на ильинской перине (первая солома).
  • Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на успеньев (Нижегор.).
  • Новая новина на Ильин день.
  • Завязать Илье бороду (кончив жниво, покидают клок на будущие урожаи; Ворон.).
  • К Ильину дню заборанивай пар.
  • До Ильи хоть одним зубом подери.
  • К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
  • До Ильи хоть хлыстом захлещи.
  • До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
  • До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина пуд навозу.
  • На Ильин день стогов не мечут, спалит грозой.
  • На Ильин день в поле не работают.
  • Илья пророк в поле копны считает.
  • Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев окончивай до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня.
  • С Ильина дня защипывают (собирают) горох, а репу с Ивана Постного (29 августа).
  • Придет Илья, принесет гнилья (дождей).
  • До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
  • На Ильин день дождь, будет мало пожаров; вёдро — много.
  • Ильинская пятница без дождя — пожаров много.
  • Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
  • Илья словом дождь держит и низводит.
  • Илья грозы держит. Илья наделяша (наделяет хлебом).
  • Вознесение с дождем, Илья с грозой.
  • На Ильин день где-нибудь от грозы загорается.
  • На Ильин день скота не выгоняют в поле (боясь грозы или гадов, коим в этот день дана воля).
  • На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты.
  • Ильинский рой и не в корысть (поздний, т. е. не успеет запастись пищей).
  • Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина запасается.
  • С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна.
  • На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
  • Олень прогорчил воду. Илья бараний рог.
  • На пророка Илью баранью голову на стол (обычай в Вологодской губернии).
  • С Ильи пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков.
  • На Ильин день зверь и гад бродит по воле.
  • На Ильин день собак и кошек не пускают в избы.
  • Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора и пр.
  • Во что Илья, в то и воздвижение [2].

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сахаров И. Сказания русского народа
2. Даль В. Пословицы русского народа
3. Коринфский А. Народная Русь