14 ИЮЛЯ (27 ИЮЛЯ) 🌓 🌞
Фаза Луны: Первая четверть
Покровитель дня: Солнце
КИРИКА И УЛИТА. 15 ИЮЛЯ (28 ИЮЛЯ) 🌔 🌙
Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит (видения, мороку; Ворон.) [2].
ЖАТВА. 16 ИЮЛЯ (29 ИЮЛЯ) 🌔 🔪
В Тульской губернии с этого дня начинали жать рожь. Тульские жители праздновали сей день в селе Высоком. Первый сжатый сноп называется именинным. В старину бывало, что вечером именинный сноп приносили с песнями на гумно. Впереди шел хозяин с снопом, за ним все рабочие. Когда наши бояре живали в деревнях, именинный сноп приносился на барский двор. Его, как дорогого гостя, встречал боярин со всей семьей и за принос угощал крестьян вином. Именинный сноп в старину имел много чудесного: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерны ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного зерна не бывало посева.
В Костромской губернии при начале жнитвы оставляли на поляне клок несжатого хлеба, что называлось у них: Волотка на бородку. Волоткою называли они верх снопа, а колос волокном.
В Малороссии старухи пред жатвою завивали бороду Волосу. До этой бороды во все жнитво не касалась рука жниц [1].
«Зажинки» (зажинок) на стародавней Руси были одним из важнейших земледельческих праздников. Во времена древнерусского язычества этот праздник был посвящен милостивому Даждьбогу; несколько позднее праздновали его Волосу-Велесу. Все эти празднования шли обок с особыми пирушками-мольбищами, сопровождаясь разнообразными заклинаниями, успевшими к нашим дням затонуть в глубинах былого-минувшего. В первой половине XIX-го столетия зажинки, не сохраняя в себе сколько-нибудь заметных языческих следов, были днем, объединявшим земледельческие обряды доброй родной старины с благоговейным отношением крестьянина к дарам Матери-Земли, в которых — все его богатство, вся награда за непрестанный тяжелый труд.
Выходили поутру на Финогеев день зажинщики с зажинщицами на свои загоны. На каждом загоне шла впереди всех прочих жнецов сама хозяйка, мужняя жена, с хлебом-солью да со свечой «громнитною»-сретенской. Первый сжатый сноп — «зажиночный» — звался «снопом-именинником» и ставился особь от других; ввечеру брала его зажинщица-баба, шла впереди своих домашних, вносила в избу, клала три земных поклона перед «святом» (иконами) и ставила именинника в красный угол хаты, перед божницею. Стоял этот сноп до самого конца жнитва — до «Спожинок-дожинок», потом обмолачивался наособищу от другого хлеба; весь умолот его собирался в чистую посудину и относился во храм Божий, где его святили, чтобы примешивать свяченое зерно к семенам при засеве озимого поля. Солома снопа-именинника сберегалась для домашней животины — на лихой случай: прикармливали ею больной рогатый скот. В стародавнюю пору во многих местностях зажиночный сноп переносился, по прошествии семи дней, от красного угла — божницы в овин, где и стоял вплоть до первой молотьбы нового хлеба. Приметливые люди говаривали, что соблюдением этого обычая обеспечивался добрый умолот новины.
Во многих малорусских селах ещё не так давно перед зажином поднимались народом-громадою местные иконы, и служился в поле молебен св. Афиногену мученику, причем первый зажин делался у каждого загона священником [3].
- Притихают пичужки. На Афиногена пташки задумываются [2].
- Каков будет зажин — таковы и зажинки.
- «Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвами».
- «Финогей с дождем — копногной, хлеб в снопе прорастет!»
- «На Финогея молись солнышку, проси бога о ведрышке!»
- «Финогеев день к Илье-пророку навстречу идет, жнитва солнышком блюдет!»
- «Первый колосок — Финогеев, последний — Илье на бороду!» [3]
МАРИНЫ. 17 ИЮЛЯ (30 ИЮЛЯ) 🌔 📯
- «Марина с Лазарем ладит зорям пазори» [3].
ЕМЕЛЬЯНОВ ДЕНЬ. 18 ИЮЛЯ (31 ИЮЛЯ) 🌔 ⚡
Фаза Луны: Растущая Луна
Покровитель дня: Зевс-Юпитер
МОКРИДЫ. 19 ИЮЛЯ (1 АВГУСТА) 🌔 💖
Поселяне по погоде сего дня замечали и о будущей осени. Хороший день предвещает сухую осень; если идет дождь, то осень будет мокрая и сырая. Этот день они называли Мокриды.
- Смотри осень по Мокридам.
- Прошли бы Мокриды, а то будешь с хлебом.
- Коли на поле Мокриды, а ты свое смекай [1].
- «Ведро на Мокриды — осень сухая!» [3]
ИЛЬИН ДЕНЬ. 20 ИЮЛЯ (2 АВГУСТА) 🌔 🥨
Поселяне свои наблюдения об этом дне сохранили в поговорках:
- На Илью до обеда лето, а после обеда осень.
- До Ильина дни под кустом сушит, а после Ильина дни и на кусте не сохнет.
- Илья пророк три часа приволок.
- Знать осень на Ильин день по снопам.
- До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается.
- Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.
В этот день на Руси совершаются многие местные обряды. В Тульской губернии, в Шенкурском и Вельском округах пекут из новой ржи хлеб и приносят для благословения в церковь. В старину без благословения священника никто не дотрагивался до новины. В Новгородской и Тульской губерниях поселяне устраивают себе постели из новой соломы, о которой они говорят:
- «Ильинская соломка — деревенская перинка».
Пчельники на этот день осматривают свои ульи и запродают прасолам соты.
От этого взошло у них в поговорку про богатых пчельников говорить:
- «Богат как Ильинский сот».
К Ильину дню стараются скошенное сено высушить и убрать в стоги. И о таком душистом сене в Костромской и Владимирской губерниях говорят:
- «До Ильина дни сено сметать, пуд меду на него накласть».
Из мирских складчин устраивают на Ильин день обеды. Так видел Лепехин в селе Обыченском, Пермской губернии, что поселяне на мирскую складчину приводили с собою быка, другие теленка, убивали их и съедали всею деревнею. В старину в Тульской губернии на мирскую складчину поселяне пекли новый хлеб и раздавали нищей братии от всей деревни. По наблюдениям поселян, с Ильина дня начинается осень, появляются холодные утренники. Отчего у них взошло в поговорку:
- «На Ильин день и камень прозябает».
С этого дня они перестают купаться. Старинные наши охотники выезжали в сей день с собаками в отъезжее поле травить волков. У них была своя примета: если они затравят тогда зверя, то весь год будут счастливы. Поселяне уверены, что волки выходят из своих нор после покосов; а до тех пор будто никто не может открыть волчьих выходов.
Суеверные наши поселяне уверены, что в сей день звери и гады выходят из своих нор и бродят по лугам и лесам. Скотина, выпущенная на луг, бывает растерзана зверями или ужалена змеями. Они думают, что нечистые духи поселяются тогда в зверей и гадов, мстят домашнему скоту и людям и что только один гром в состоянии разогнать этих врагов. Бесстрашные знахари, не смотря на все опасности, отваживаются сбирать имей и вытаивать из них сало на свечи. Поселяне уверены, что в руках знахаря змеиные свечи производят непостижимые чудеса. Другие отгоняют от себя кошек и собак. Недоверчивость поселян и в них находит своих врагов. По замечаниям ворожеек, дождь, собранный на Ильин день, избавляет от очного призора и всякой вражей силы [1].
- Св. Илья зажинает жниво. Ильин день зажинает.
- Петр с колоском (29 июня), Илья с колобком.
- Пророк Илья лето кончает, жито зажинает. Первый сноп, первый осенний праздник.
- Спят на ильинской перине (первая солома).
- Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на успеньев (Нижегор.).
- Новая новина на Ильин день.
- Завязать Илье бороду (кончив жниво, покидают клок на будущие урожаи; Ворон.).
- К Ильину дню заборанивай пар.
- До Ильи хоть одним зубом подери.
- К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
- До Ильи хоть хлыстом захлещи.
- До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
- До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина пуд навозу.
- На Ильин день стогов не мечут, спалит грозой.
- На Ильин день в поле не работают.
- Илья пророк в поле копны считает.
- Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев окончивай до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня.
- С Ильина дня защипывают (собирают) горох, а репу с Ивана Постного (29 августа).
- Придет Илья, принесет гнилья (дождей).
- До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
- На Ильин день дождь, будет мало пожаров; вёдро — много.
- Ильинская пятница без дождя — пожаров много.
- Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
- Илья словом дождь держит и низводит.
- Илья грозы держит. Илья наделяша (наделяет хлебом).
- Вознесение с дождем, Илья с грозой.
- На Ильин день где-нибудь от грозы загорается.
- На Ильин день скота не выгоняют в поле (боясь грозы или гадов, коим в этот день дана воля).
- На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты.
- Ильинский рой и не в корысть (поздний, т. е. не успеет запастись пищей).
- Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина запасается.
- С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна.
- На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
- Олень прогорчил воду. Илья бараний рог.
- На пророка Илью баранью голову на стол (обычай в Вологодской губернии).
- С Ильи пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков.
- На Ильин день зверь и гад бродит по воле.
- На Ильин день собак и кошек не пускают в избы.
- Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора и пр.
- Во что Илья, в то и воздвижение [2].
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Сахаров И. Сказания русского народа
2. Даль В. Пословицы русского народа
3. Коринфский А. Народная Русь