Найти тему
Делобанк

Как финансистам сохранять работоспособность в стрессовых ситуациях

Оглавление

Считается, что управление финансами носит вспомогательную функцию для бизнеса, поэтому развитию команд финансистов уделяется мало внимания. А жаль. Ведь качественное выполнение функций финансового управления даёт возможность для устойчивого роста компании, со всеми вытекающими процветаниями и успешностями.

1. Основные вызовы и задачи для команды финансистов

Кризисы создают препятствия для выполнения  даже простых повседневных задач, что уж говорить о стратегиях или нестандартных решениях. Нужно выживать, тушить пожары, удерживаться на плаву. Однако такое мышление приводит «на дно», а нам туда не надо, верно?

Чтобы этого не произошло, нужно работать с командой дополнительно: мотивация, командообразование, взаимопомощь, эмпатия. Дальше расскажем, что именно.

2. Эффективный лидер — основа эффективной команды

Финансовый директор — лидер команды. Эффективную команду может построить только эффективный лидер.

Эффективное мышление нацелено на поиск решений и возможностей даже там, где возможностей, кажется, нет. Такое мышление помогает лидеру не забывать о целях компании и при этом даёт ресурс для реалистичной оценки обстоятельств и препятствий.

Чтобы стать эффективным лидером, не принимайте решений в одиночку, создавайте других лидеров и работайте с командами лидеров. Единомыслие создаёт синергию.

Не зацикливайтесь на прошлом негативном опыте, если он был. В обстановке часто меняющихся событий придётся подбирать новые способы решения проблем. Учитесь новому и развивайте свои личностные качества.

В хорошей команде руководитель — это такой же сотрудник, как и остальные. Только руководитель думает не о частных задачах, а об общем развитии компании. Сообщает о проблемах команде, которая их решает, и вносит новые предложения по развитию.

3. Принципы эффективных команд

Как правило, сотрудники финансовых служб в большинстве своём женщины. И надо сказать, что природа наделила именно представительниц прекрасного пола способностью не только тревожиться и видеть проблемы, но и способностью к быстрой адаптацией, чуткостью,  бережливостью и ещё много чем. Так что женщины-финансисты — это безусловно хорошо.

Чтобы повысить эффективность команды:

  1. Синхронизируйте ценности. Члены команды должны поддерживать ценности компании.
  2. Стройте партнерские отношения. Чтобы быть эффективным, придётся научиться доверять, объединять и координировать, но не приказывать и наказывать.
  3. Дайте право на ошибки. Успешная команда учится на ошибках, умеет быстро эти ошибки исправлять и избегать в будущем.
  4. Ставьте разумные цели. Определяйте цель по технологии SMART. Когда цель ясна — её проще достичь. Руководитель — постановщик целей.
  5. Распределите роли и функции между коллегами. Ознакомьте с ними всех членов команды. Так проще слышать и помогать друг другу.
  6. Договоритесь о правилах, тактиках и процессах. Качественно выстроенные коммуникации и открытая обратная связь творят чудеса.
  7. Создавайте условия для развития лидеров в команде, берите на себя ответственность за решения и направление развития.
  8. Создавайте открытую и доверительную среду. Честность по отношению к каждому члену команды даст дополнительную мотивацию для сотрудников. Принимайте любую обратную связь, это повышает доверие.
  9. Сохраняйте экологичность. В командах не критикуют и не оценивают, не ставят диагнозов, а решают задачи и достигают результатов.

4. Как создать эффективную команду финансистов

Практика показала, что самым успешным способом для построения эффективной команды финансистов является работа в проектных группах. Да-да, по этому принципу строятся команды разработчиков в IT отрасли.

В период кризиса потребность компании в гибкости процессов и поиске решений неожиданных задач значительно повышается. Кстати, такая же потребность появляется и при интенсивном росте компании.

Для внедрения изменений в ускоренном темпе, необходимо:

  1. Выделить задачи в проекты.
  2. Подобрать команды для каждого проекта.
  3. Управлять проектными группами, делегируя поиск идей и способов решений участникам команды.

Для успешной реализации проектного способа управления стоит придерживаться следующих принципов:

  • Сменить модель управления от «начальник-подчиненный» к модели «лидер-команда». Руководитель команды — интегратор и главный ответственный за результат работы. Лидер воспитывает лидеров.
  • Согласовать миссию и ценности компании с мировоззрением участников команды. Так легче подбирать оптимальные для компании способы изменений.
  • Собирать в команду специалистов, способных к инициативе, обладающих видением результата, имеющих внутренний запрос на лидерство.
  • Отдавать преимущество участникам, нацеленным на результат. Специалистов-процессников лучше оставить в меньшинстве.
  • Проявлять чуткость. Деспотичные действия лидеров являются одной из главных причин ухода талантливых специалистов, а с ними и утечки ценных знаний.
  • Учиться умению упреждать. Важно, чтобы и сотрудники владели навыком видеть на несколько шагов вперед, это даст возможность находить оптимальные и устойчивые решения для задач.
  • Формировать позитивную атмосферу. Коллективный смех помогает снимать лишнее напряжение и дает положительный заряд энергии.

5. Мотивация сотрудников в период стресса

В период стресса возрастает потребность в экономии ресурсов компании и сокращении расходов. Одна из существенных статей расходов — это фонд оплаты труда. К сожалению, эту часть расходов компании пересматривают в первую очередь. Речь может идти как о сокращении количества сотрудников, так и о сокращении выплат. Это означает, что ресурс материального поощрения становится менее доступным, при том, что потребность в интенсивности труда нарастает.

В такие времена, особенно важно не забывать про:

  • взаимное уважение
  • поддержку
  • доверие
  • вовлеченность
  • исключение негатива и критики
  • открытую среду
  • осознанность

Хорошо работает индивидуальный подход. У каждого члена команды свои мотиваторы и это не всегда и не только деньги. Могут мотивировать и возможности карьерного роста, и комфортное место труда, и гибкий график работы, и обучение, и личное наставничество. Создать условия для развития можно — достаточно выяснить мотиваторы конкретного сотрудника.

И, пожалуй, самая главная мотивация, которая часто недооценивается — это дружелюбная среда и юмор, легкость в общении. Помните, «все самые большие глупости на земле делаются с серьезным выражением лица». Так вот, попробуйте улыбнуться.

Благодарите за результаты. Чаще подводите итоги и делитесь результатами работы и достижениями компании, это делает команду более сплоченной, позволяет почувствовать причастность к общему делу.

Чем короче шаг подведения итогов, тем чаще у вас появится возможность для благодарности за хороший результат.

Коротко о том, как создать эффективную команду финансистов:

  1. Перестать быть начальником, стать лидером.
  2. Группировать задачи в проекты, под каждый проект подбирать команду
  3. Формировать дружелюбную среду, не избегать юмора
  4. Собирать обратную связь, синхронизироваться с командой
  5. Благодарить сотрудников за результат.