Найти тему

Образование в мире. Финляндия. #2.

Оглавление

Всем добрый день. На прошлой неделе я решил начать обзор образовательных систем других государств и выбрал для первого номера Китай: всё-таки сейчас у нас почти всё идёт через Китай, с Китаем и так далее. Почитать можно тут:

А сегодня поговорим о полной противоположности. Образовательной системе, которую лет 10 назад ставили всем в пример - это Финляндия.

Рассматривать будем по тем же блокам, что и в первой публикации.

СТРУКТУРА

В Финляндии образование состоит из следующих ступеней:

  • Дошкольное образование;
  • Школьное образование (бесплатное) - нижняя и верхняя ступень. Нижняя (начальная школа) - с 1 по 6 классы, верхняя (старшая школа) с 7 по 9 классы;
  • Дальше образование второй ступени - гимназия или колледж;
  • Высшее образование - университетская и политехническая системы.
-2

ДИСЦИПЛИНА

В финских школах нет жёстких требований к дисциплине. Совсем ничего не делать, конечно, нельзя, но родителей в школу вызывают крайне редко. Следует сказать о некоторых моментах:

  • В Финляндии не принято списывать. А если такое случается - ученика переводят в другую школу (моя самая большая мечта, чтобы никто не списывал);
  • Учителя редко дают индивидуальные задания. Чаще всего обучающиеся работают над заданиями и проектами в группах;
  • Когда преподаватель покидает класс во время контрольной, все спокойно продолжают писать работу (звучит вообще как фантастика);
  • В финских школах учитывают потребности всех ребят: отстающих и тех, кто быстро усваивает новый материал. В помощь педагогу могут направить второго преподавателя, чтобы те смогли работать в удобном для себя темпе.

По итогу получается создание непринуждённой атмосферы, где никого ни к чему не принуждают насильно. Не нравится учиться - добро пожаловать на повторный год.

-3

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

В отличие от Китая, в Финляндии не то что мало домашних заданий, они большая редкость. Хватает того, что проходится в школе. Для каждого ученика составляется индивидуальный план обучения и развития, в котором всё предусмотрено.

Если домашнее задание всё же даётся, то в целом на его выполнение школьник не должен тратить более получаса, потому что дети должны успевать отдохнуть, поиграть и развлечься.

-4

ЭКЗАМЕНЫ

Экзамены в Финляндии проводят, только завершая обучение в гимназии или колледже. По окончанию школы (9 класс) просто выдаётся свидетельство.

Каждый выпускник гимназии должен сдать, как минимум, четыре экзамена:

  • Общий экзамен — родной язык;
  • Три предмета на выбор: второй родной язык, иностранный язык, математика или «реальные предметы» (история, религия, физика, химия, психология, философия).

Экзамены проводятся два раза в год, весной и осенью, во всех гимназиях одновременно. Ответы проверяют специалисты государственной комиссии по выпускным экзаменам. При проверке нет жёстких критериев, а для предложенных вопросов нет единственно верных ответов. Выпускники могут отвечать кратко или развёрнуто. Проверяющий оценивает, содержится ли в ответе необходимая информация (сразу вспоминаются наши экзамены и жёсткие критерии, где чуть неверная формулировка и баллов можно не досчитаться).

-5

ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Такого понятия, по сути, в Финляндии нет, потому что у них в принципе образование является достаточно гибким. У каждого ученика свой собственный план обучения, они выбирают самостоятельно те предметы, которыми они интересуются. Есть индивидуальные учебники, упражнения, количество классных и домашних заданий. Насильно никого не заставляют учиться. А после 9-ти классов обучающийся уже решает, куда идти: гимназия, колледж или на работу.

-6

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В школах Финляндии используются следующие методы обучения:

  • Свобода учителей в планировании учебного процесса. Они опираются на национальный и местный учебные планы, но могут вносить в них свои коррективы, подстраиваясь под особенности учеников;
  • Учёт индивидуальных способностей каждого ученика. Педагоги стараются заинтересовать каждого ученика, но, если он не хочет, принуждать его никто не будет;
  • Обучение на основе реальных явлений (phenomenon based learning). Подразумевает активное проектное обучение, междисциплинарный подход, естественный контекст занятий, пересекающийся с опытом реальной жизни каждого из учеников;
  • Поощрение самостоятельности в изучении тем. Ребёнок учится анализировать и фильтровать информацию, отсеивая факты, которые он и так знает, добирая то, с чем ещё не знаком.
-7

ОСОБЕННОСТИ

  • Отсутствие оценок и экзаменов. До 3-го класса оценки вообще не выставляют, а с 4 по 6 класс предусмотрены лишь словесные поощрения. В старших классах оценки не имеют какого-либо официального значения и призваны лишь мотивировать ребёнка;
  • Преподают только то, что может понадобиться в жизни. В основном в Финляндии стараются уйти от жёсткой системы деления по предметам, поэтому преподают что-то, что может пригодиться, стыкуя разные научные дисциплины (отсюда в нашем образовании появилась метапредметность и межпредметность, которую так толком и не внедрили);
  • Учебные материалы, школьное питание, экскурсии, учебники, канцелярские принадлежности и планшеты - всё бесплатно;
  • Учителя имеют свободу в вопросах планирования учебного процесса. Они опираются на национальный и местный учебные планы, но могут вносить в них свои коррективы, подстраиваясь под особенности своих учеников;
  • Учебный год с середины августа до начала июня;
  • После 9 класса можно в дополнительном 10 классе улучшить свои оценки;
  • В Финляндии 10-балльная система оценки (моя мечта), нет ежедневного контроля и наказаний за невыполненное домашнее задание. Усвоение знаний в основном проверяют тестами.

Вот такая необычная и нестандартная система. Долгие годы такой подход позволял Финляндии быть в лидерах по качеству образования, дети в Финляндии признавались самыми читающими в мире, а на такую чудо-систему ездили смотреть чиновники из разных стран.

Подписывайтесь на канал, пишите, что вы думаете о такой системе. Всегда рад!