Всем добрый день. На прошлой неделе я решил начать обзор образовательных систем других государств и выбрал для первого номера Китай: всё-таки сейчас у нас почти всё идёт через Китай, с Китаем и так далее. Почитать можно тут:
А сегодня поговорим о полной противоположности. Образовательной системе, которую лет 10 назад ставили всем в пример - это Финляндия.
Рассматривать будем по тем же блокам, что и в первой публикации.
СТРУКТУРА
В Финляндии образование состоит из следующих ступеней:
- Дошкольное образование;
- Школьное образование (бесплатное) - нижняя и верхняя ступень. Нижняя (начальная школа) - с 1 по 6 классы, верхняя (старшая школа) с 7 по 9 классы;
- Дальше образование второй ступени - гимназия или колледж;
- Высшее образование - университетская и политехническая системы.
ДИСЦИПЛИНА
В финских школах нет жёстких требований к дисциплине. Совсем ничего не делать, конечно, нельзя, но родителей в школу вызывают крайне редко. Следует сказать о некоторых моментах:
- В Финляндии не принято списывать. А если такое случается - ученика переводят в другую школу (моя самая большая мечта, чтобы никто не списывал);
- Учителя редко дают индивидуальные задания. Чаще всего обучающиеся работают над заданиями и проектами в группах;
- Когда преподаватель покидает класс во время контрольной, все спокойно продолжают писать работу (звучит вообще как фантастика);
- В финских школах учитывают потребности всех ребят: отстающих и тех, кто быстро усваивает новый материал. В помощь педагогу могут направить второго преподавателя, чтобы те смогли работать в удобном для себя темпе.
По итогу получается создание непринуждённой атмосферы, где никого ни к чему не принуждают насильно. Не нравится учиться - добро пожаловать на повторный год.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
В отличие от Китая, в Финляндии не то что мало домашних заданий, они большая редкость. Хватает того, что проходится в школе. Для каждого ученика составляется индивидуальный план обучения и развития, в котором всё предусмотрено.
Если домашнее задание всё же даётся, то в целом на его выполнение школьник не должен тратить более получаса, потому что дети должны успевать отдохнуть, поиграть и развлечься.
ЭКЗАМЕНЫ
Экзамены в Финляндии проводят, только завершая обучение в гимназии или колледже. По окончанию школы (9 класс) просто выдаётся свидетельство.
Каждый выпускник гимназии должен сдать, как минимум, четыре экзамена:
- Общий экзамен — родной язык;
- Три предмета на выбор: второй родной язык, иностранный язык, математика или «реальные предметы» (история, религия, физика, химия, психология, философия).
Экзамены проводятся два раза в год, весной и осенью, во всех гимназиях одновременно. Ответы проверяют специалисты государственной комиссии по выпускным экзаменам. При проверке нет жёстких критериев, а для предложенных вопросов нет единственно верных ответов. Выпускники могут отвечать кратко или развёрнуто. Проверяющий оценивает, содержится ли в ответе необходимая информация (сразу вспоминаются наши экзамены и жёсткие критерии, где чуть неверная формулировка и баллов можно не досчитаться).
ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Такого понятия, по сути, в Финляндии нет, потому что у них в принципе образование является достаточно гибким. У каждого ученика свой собственный план обучения, они выбирают самостоятельно те предметы, которыми они интересуются. Есть индивидуальные учебники, упражнения, количество классных и домашних заданий. Насильно никого не заставляют учиться. А после 9-ти классов обучающийся уже решает, куда идти: гимназия, колледж или на работу.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В школах Финляндии используются следующие методы обучения:
- Свобода учителей в планировании учебного процесса. Они опираются на национальный и местный учебные планы, но могут вносить в них свои коррективы, подстраиваясь под особенности учеников;
- Учёт индивидуальных способностей каждого ученика. Педагоги стараются заинтересовать каждого ученика, но, если он не хочет, принуждать его никто не будет;
- Обучение на основе реальных явлений (phenomenon based learning). Подразумевает активное проектное обучение, междисциплинарный подход, естественный контекст занятий, пересекающийся с опытом реальной жизни каждого из учеников;
- Поощрение самостоятельности в изучении тем. Ребёнок учится анализировать и фильтровать информацию, отсеивая факты, которые он и так знает, добирая то, с чем ещё не знаком.
ОСОБЕННОСТИ
- Отсутствие оценок и экзаменов. До 3-го класса оценки вообще не выставляют, а с 4 по 6 класс предусмотрены лишь словесные поощрения. В старших классах оценки не имеют какого-либо официального значения и призваны лишь мотивировать ребёнка;
- Преподают только то, что может понадобиться в жизни. В основном в Финляндии стараются уйти от жёсткой системы деления по предметам, поэтому преподают что-то, что может пригодиться, стыкуя разные научные дисциплины (отсюда в нашем образовании появилась метапредметность и межпредметность, которую так толком и не внедрили);
- Учебные материалы, школьное питание, экскурсии, учебники, канцелярские принадлежности и планшеты - всё бесплатно;
- Учителя имеют свободу в вопросах планирования учебного процесса. Они опираются на национальный и местный учебные планы, но могут вносить в них свои коррективы, подстраиваясь под особенности своих учеников;
- Учебный год с середины августа до начала июня;
- После 9 класса можно в дополнительном 10 классе улучшить свои оценки;
- В Финляндии 10-балльная система оценки (моя мечта), нет ежедневного контроля и наказаний за невыполненное домашнее задание. Усвоение знаний в основном проверяют тестами.
Вот такая необычная и нестандартная система. Долгие годы такой подход позволял Финляндии быть в лидерах по качеству образования, дети в Финляндии признавались самыми читающими в мире, а на такую чудо-систему ездили смотреть чиновники из разных стран.
Подписывайтесь на канал, пишите, что вы думаете о такой системе. Всегда рад!