➡️ Что делать, если идеи для бизнеса есть, а для запуска проекта денег нет или их количество крайне ограничено?
Когда я слышу разговоры на бизнес-нетворкингах о старте бизнесе, то в большинстве все сетуют на то, что идеи для бизнеса есть, а для запуска денег нет. Мол старт бизнеса - это всегда серьезные финансы на старте.
Так ли это ? Давайте разбираться.
И да и нет.
«Да», потому что совсем с нулем в кармане стартовали единицы и это, скорее исключения из правил, когда ты попал в струю только-только начинающегося тренда или "схватил" потребность аудитории и успел сделать на этом первые продажи. А затем быстро реинвестировал, поняв потенциал (тест гипотезы через MVP* модель). Рискнул и взял кредит/займ/одолжил - опять вложил. И уже вот спустя годы, смеясь и улыбаясь, даешь интервью и рассказываешь как это было.
«Нет», потому, что с каждым годом конкуренция на рынке растет и точка входа в любую нишу сейчас требует финансов. И не важно это Ozon или инфо-продукты в онлайн-поле. Все требует бюджета на старте. Хоть какого нибудь». И дальше по кругу - продали / реинвестировали / снова продали и масштабировались.
Но есть качества, которые, все же, для начинающих предпринимателей являются ключевыми. И без них, не важно с бюджетом или без - строить бизнес будет крайне не просто.
Главное из них - это тренировать предпринимательское мышление и знать как распорядиться этим самым ограниченным бюджетом. Ведь имея глубину в хотя бы 20-30% в теме, которой ты собираешься заниматься - ты сможешь нанимать подрядчиков не «под ключ», а разделив задачу на части. Чем более детально вы видите стратегическую картину проекта - тем подробные ТЗ (технические задания) подрядчикам и тем выше шансы заплатить не крупному агентству/раскрученному исполнителю, а частному скромному фрилансеру за свою работу. Общая стратегия - всегда стоит существенно дороже, чем локальные задачи "в разбивке".
И здесь важно не путать "предпринимательское мышление" с делегированием или гиперконтролем. ПМ - это способность делать деньги, а не зарабатывать, на "разнице" между стоимостью закупки (себестоимости) услуг/работ(товара) и конечной стоимостью для клиента. Поэтому весь фокус внимания должен быть именно на этом. Каждый раз, когда вам очень хочется сделать что-то самостоятельно - задумайтесь. Приведет ли это вас в долгосрочной перспективе к тем результатам, к которым вы идите.
Ведь именно организовывая процесс чужими руками - вы строите тот самый, бизнес-процесс. И это и есть бизнес. А делая все самостоятельно - вы зацикливаете процессы лишь на себе, без шансов масштабировать проект кратно.
Харизма: помогает предпринимателю «продавать» свой продукт не только потенциальным клиентам, но и сотрудникам - молодым и талантливым: идею, цели, перспективы карьерного роста. Привлекая в свою команду тех, с чьей помощью ваш проект будет расти и развиваться - вы формируете фундамент. И это качество помогает предпринимателям экономить сотни тысяч на старте, но выигрывать десятки миллионов в долгосрочной перспективе.
Смотрите Ролик в Дзен на эту тему и поддержите меня подпиской на мой профиль в Дзен.
*MVP - (от англ. minimum viable product) минимально жизнеспособный продукт - это стратегия разработки продукта, при которой создается минимальный набор функций, достаточный для того, чтобы удовлетворить основные потребности пользователей. Это помогает стартаперу быстро запустить продукт на рынок, собрать обратную связь и понять, какие изменения или дополнения нужно внести для его улучшения без больших бюджетов.
Для создания MVP и поиска продукта с потенциалом масштабирования - я подготовила ГАЙД "5 ШАГОВ К ВЫСОКОЧЕКОВОМУ ПРОДУКТУ", забирайте по ссылке в этой статье.