Найти тему

Правда, об образовании в Российской империи

В комментариях к статьям много споров об образовании в Российской Империи. В СССР всячески принижали роль образования в до революции, представляя население Империи сплошь неграмотным, и только новая власть открыла народу путь к просвещению. Это явная ложь.

Давайте рассмотрим начальное образование в Империи.

Три этапа развития начального образования в Российской империи

При крепостном праве обучением основной части населения – крестьянами занимались только отдельные помещики и некоторые священники в своих приходах.

Но после отмены крепостного права, император Александр II провел другие реформы, в том числе реформу образования. В 1864 году утверждается «Положение о начальных народных училищах». Важным фактом является то, что в училища принимают детей всех сословий. Преподавание происходило по-русски. Эти училища могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Они несли обязанности по материальному обеспечению этих школ. Но для открытия училища было необходимо уездного училищного совета, таким образом, появился контроль со стороны уездной власти.

Важным фактором явилось развитие земских школ.

Земская школа
Земская школа

В 1884 году Александр III утвердил «Правила о церковноприходских школах», что послужило началу массового развития таких учреждений. Для организации работ этих школ, при Синоде был создан Училищный совет. Не смотря на усилия обер-прокурора Синода П.К. Победоносцева, подчинить Синоду земские училищ не удалось. Поэтому в этот период в начальном образовании сохраняются два этих основных направления.

Третий этап начинается созданием училищ, непосредственно подчиненных и финансируемых Министерством народного просвещения.

При Николае II этот процесс начинает набирать скорость. В 1901 году, царь назначает министром МНП члена государственного Совета генерал-адъютанта П.С. Вановского, что показывает усиленное внимание к народному просвещению.

Статистика учреждений начального образования

Во многих источниках число таких учреждений оценивают около 140 тысяч. Скорее всего, оно соответствует действительности, обратимся к официальным данным.

"К концу 1914 г. в России насчитываюсь 123745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам - 80801 ведомства МНП, 40530 ведомства православного исповедания и 2414 других ведомств. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1 % (в городах - 46,6%, в сельской местности-28,3%)."

Сайт «Исторические материалы»

В этом перечне нет данных о земских и честных школах, которых было тоже достаточно много.

Это конечно не умоляет достижений Советской власти, при которой число обучающихся в начальных школах к 1940 году увеличилось в 2 раза, по сравнению с 1914 годом.

Но одновременно показывает, что и в Российской империи большое внимание уделялось народному образованию, в особенности в начале XX века.

Заключение

Следует также отметить, что в Российской империи начальное образование в основном было предназначено для приобщения населения к базовым знаниям и навыкам. В учебных заведениях дети изучали грамоту, арифметику, религию, историю, географию, и другие предметы.

Однако, несмотря на усилия властей, система образования в Российской империи имела свои недостатки. Например, доступ к образованию был неодинаковым для различных слоев населения. Дети из богатых семей могли позволить себе получить образование в частных школах или за границей, в то время как дети из бедных семей имели ограниченные возможности для обучения.

Тем не менее, несмотря на эти недостатки, начальное образование в Российской империи играло важную роль в формировании общества. Оно способствовало распространению базовых знаний среди населения и повышению грамотности. Кроме того, оно содействовало социальной мобильности и развитию культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что начальное образование в Российской империи имело свои особенности и недостатки, но в целом играло положительную роль в жизни общества. Важно помнить историческое значение этого периода для развития образования в России.

-2