Как и обещала, приступаю к более подробному рассмотрению подходов к определению целевой аудитории культурного проекта. И начну со способа, который я определяю как "опытный" - он подходит тем, чей проект уже запущен и существует какое-то время, но пришло понимание, что надо как-то систематизировать работу. Как правило, такая ситуация характерна, например, для фестивалей (литературных, театральных и т.д.), журналов, конкурсов и прочих идей, которые были воплощены и успешно просуществовали пару лет.
Проект, перешедший из категории стартапов в категорию выживших и продолживших своё существование, уже имеет определённую аудиторию - иначе его нельзя было бы признать выжившим. Опытный подход к созданию профиля целевой аудитории (ЦА) основывается на изучение существующей аудитории. Можно выделить несколько способов:
- анализ аудитории социальных сетей проекта (надеюсь, необходимость страниц ВКонтакте, Telegram и т.д. не надо доказывать? Если надо - напишите об этом в комментариях);
- анализ "живой" аудитории мероприятий (анкетирование, наблюдение и т.д.);
- анализ отзывов и комментариев на проект во всех доступных источниках (СМИ, интернет, "сарафанное радио" и т.д.).
На первом этапе Вы собираете всю доступную информацию о том, кто Вас читает, слушает, посещает, пишет, участвует в мероприятиях и т.д. На втором этапе - структурируете её и выделяете наиболее многочисленную более или менее однородную группу аудитории (в некоторых случаях будет несколько таких групп - это нормально!). На третьем этапе анализируете, полностью ли данная группа Вами охвачена и что можно сделать для увеличения её размера.
Необходимо выделить наиболее важные в Вашем случае критерии стратификации, к ним могут относиться: пол, возраст, семейное положение, наличие детей (важно для проектов, ориентированных на семьи с детьми), принадлежность к определённой субкультуре, уровень образования, регион проживания и т.д.
С первого взгляда кажется, что анализ имеющейся аудитории, сформировавшейся естественным путём, - самое логичное и даже банальное. Однако на практике я постоянно убеждаюсь, что именно этот способ выделения ЦА чаще всего игнорируется.
Задавайте вопросы, касающиеся маркетинга и менеджмента культурных проектов в комментариях, подписывайтесь на мой канал! В следующий раз буду рассказывать о проектном построении профиля целевой аудитории - этот метод применим как для уже действующий проектов, так и для культурных стартапов.
Обратиться за индивидуальной консультацией можно через ВКонтакте или Telegram.
Зинаида Варлыгина, писатель, маркетолог, главный редактор первого российского литературно-художественного видеожурнала "Вольное слово"