Найти тему
Pressfeed

Как подготовиться к интервью и собеседованию: лайфхаки, советы и истории

Оглавление

Как вести себя на интервью, чтобы получить работу, что проверяют работодатели перед встречей и какие ловушки устраивают на собеседовании? Руководители и предприниматели рассказали о том, как проверяют соискателей на интервью, а редакция Pressfeed.Журнала собрала полезные советы от пиарщиков и маркетологов.

Иллюстрация Екатерины Урусовой  📷
Иллюстрация Екатерины Урусовой 📷

Оглавление

  • Стоп-лист на собеседовании: на что обращают внимание руководители и HR-специалистыПоведение кандидата до собеседования
    Активная позиция и позитивный настрой
    Самооценка
    Вопросы кандидата на собеседовании
    Нацеленность на результат и детали в ответах
  • Ловушки на собеседовании: как компании проверяют кандидатовОтстаиваете ли вы свое мнение
    Как вы будете защищаться
    Как быстро вы подстроитесь под ситуацию
    Раскрываете ли личную информацию
  • Подводим итогиКак подготовиться к интервью
    Как вести себя на интервью

Недостаточно сделать красивое резюме и получить отклик от компании, самое сложное — пройти интервью. По отзывам HR-специалистов, в среднем на 6 собеседований приходится 1 приглашение на работу.

Чем больше компания и выше ответственность, тем больше проверок устраивают кандидатам специалисты по найму и руководители. Часто одним интервью дело не ограничивается — многие крупные проекты используют многоступенчатые собеседования, особенно когда дело касается руководящих должностей.

В интернете регулярно встречаются истории о том, как кандидата взяли, даже не посмотрев резюме, или, наоборот, в течение месяца заставляли решать задачки и писать тестовые задания. Конечно, такой подход — скорее исключение, чем правило. Чаще всего после просмотра резюме вас просто пригласят на собеседование, а уже от него будет зависеть, получите вы работу или нет.

Интервью — это всегда сильный стресс: странные вопросы, не менее странные задания, давление руководства, хитроумные ловушки. Чтобы показать себя с лучшей стороны, надо основательно подготовиться к собеседованию.

HR-специалисты, руководители, пиарщики и маркетологи рассказали, на что обращают внимание на собеседовании, в какие ловушки могут попасться невнимательные кандидаты и как понравиться потенциальному работодателю.

Стоп-лист на собеседовании: на что обращают внимание руководители и HR-специалисты

Конечно, интуитивно большинство понимает, что на интервью надо быть вежливым и милым, как минимум не надо переходить «на ты» в первые две минуты интервью, открывать дверь с ноги, хамить эйчару и показывать фотографии пятерых детей.

Поведение человека на собеседовании не менее важно, чем то, что он говорит. Руководители и HR-специалисты всегда внимательно наблюдают за кандидатами и анализируют мимику, реакции, тон и настроение собеседника. Особенно это важно, когда компания ищет менеджера по работе с клиентами, продавца, пиарщика или другого специалиста, работающего с людьми.

Помните, что ваше интервью может внезапно оказаться стресс-собеседованием — об этом вас, конечно, не предупредят.

  📷
📷

Анна Антонян

коммерческий директор сервиса журналистских запросов Pressfeed

«Надо научиться читать между строк вакансию, чтобы понять, какого человека ищет компания. Если вакансия написана в резкой «достигаторской» манере, то, как правило, ищут человека активного и амбициозного. К этому можно подготовиться, да и вообще понять, ваш ли это формат.

Например, тут у компании будет запрос на высокую энергичность и уверенность в себе, которую, скорее всего, нужно будет продемонстрировать на собеседовании.

  📷
📷

Вот еще пример, где уже важны другие качества — гибкость, готовность подстроиться под требования и стандарты компании. На этом собеседовании стоит приводить примеры, где вы приходили в компанию и быстро осваивали стандарты работы там, принимали правила игры.

  📷
📷

А вот пример, где в первую очередь буду смотреть, насколько вы эмоциональны и умеете быть «теплым», отзывчивым, слушать и слышать клиента. На этом собеседовании важно постараться установить доверительные отношения, держать зрительный контакт, улыбаться, не бояться выражать эмоции и рассказывать примеры из жизни».

  📷
📷

Поведение кандидата до собеседования

В оценке кандидатов могут участвовать не только эйчары и руководители отделов, но и другие сотрудники. Если вас попросили подождать на ресепшене или посидеть в переговорке, помните, что за вами могут наблюдать. Короче говоря, не делайте ничего, что может вас дискредитировать в глазах потенциального работодателя.

Хороший вариант — поздороваться со всеми и ненавязчиво, в стиле истинного английского джентльмена (или леди), завязать разговор о погоде или новостях — идеально, если они касаются вашей сферы работы.

  📷
📷

Илья Полухин

учредитель нефтегазовой компании «Гранд-2» и собственник «НГ-групп»

«Как собственник я не всегда принимаю участие в собеседовании, но обязательно наблюдаю за кандидатами со стороны — как человек себя ведет, как он одет.Собеседования проводятся сразу с несколькими кандидатами — назначается одно и то же время, и они сидят в приемной. Секретарь следит за действиями и разговорами соискателей и позже дает свое резюме.После собеседования каждый наш сотрудник, присутствовавший на нем, выставляет баллы каждому кандидату. На основании этих баллов принимаем или не принимаем соискателя на работу».

Активная позиция и позитивный настрой

Обычно работодатели не хотят иметь дел с сотрудниками, которым постоянно грустно и скучно. Помните об этом, когда будете рассказывать о своем опыте и предыдущих местах работы.

В 21 веке модно иметь активную жизненную позицию. Руководители тоже скорее выберут кандидата, который замотивирован на результат — его не придется тащить силком и заставлять работать. Особенно это важно для тех, кто занят в продажах и продвижении.

  📷
📷

Инна Анисимова

генеральный директор агентства PR Partner

«Для меня важен позитивный настрой: это заряжает и повышает продуктивность. Если человек пришел вовремя, приветлив, спокойно отвечает на вопросы — это хорошо. Я смотрю на качество коммуникации, готовность работать в команде, мотивацию. И, конечно, проверяю компетенции, релевантность опыта, спрашиваю о прошлых сложных задачах, как соискатель с ними справлялся.Однажды на одну вакансию откликнулась … мама кандидата, попросила назначить интервью со своим ребенком. Конечно, до встречи не дошло. Нам в команду нужны самостоятельные и проактивные ребята.Если человек говорит, что вуз не закончил, потому что стало скучно, или с работы ушел из-за неинтересных задач, для меня это значит, что кандидат не справится с обычными задачами пиарщика. В нашей работе больше рутины, чем креатива, поэтому таким кандидатам мы отказываем».

Самооценка

  📷
📷

Анна Антонян

коммерческий директор сервиса журналистских запросов Pressfeed

«Я всегда оцениваю уровень квалификации и самоуверенности кандидата — проверяю, насколько адекватна самооценка. Это важно при обучении и влияет на успешность работы. Вот какие тут бывают варианты.

  1. Очень уверенный кандидат с высокой квалификацией — прекрасный вариант!
  2. Очень уверенный кандидат с низкой или средней квалификацией. Например, потенциальный менеджер по продажам говорит, что он не готов работать по скриптам — импровизирует и у него хорошо получается. Однако при проверке навыков продаж оказывается, что человек плохо знает даже базу продаж. Это плохой вариант для нашей компании.
  3. Неуверенный кандидат с высокой квалификацией — переживает, справится ли он, видит препятствия в достижении успеха. Часто такому кандидату надо больше времени на изучение материалов и адаптацию, но это хороший вариант!
  4. Неуверенный кандидат со средней квалификацией. Тут надо проверить готовность обучаться. Часто тревожные кандидаты более ответственно относятся к обучению — их можно доучить, при этом они будут лояльны компании за такой вклад в их развитие».

Вопросы кандидата на собеседовании

Интервью не должно походить на допрос — кандидаты не только могут, но и должны задавать вопросы потенциальному работодателю. Во-первых, так вы перестаете быть пассивным собеседником и займете позицию «на равных». Во-вторых, покажете свою вовлеченность и заинтересованность в компании.

Идеально, если перед собеседованием вы успели помониторить информацию о компании, команде и продукте — тогда вы можете задать уточняющие вопросы и продемонстрировать осведомленность.

В первую очередь стоит спрашивать о том, что касается вашего направления работы: о бизнес-процессах, бэкграунде команды, инструментах, проблемах и задачах. Не стоит забывать и о том, что касается непосредственно условий работы (это стоит обсуждать «на берегу»), только вот задавать эти вопросы стоит в последнюю очередь.

  📷
📷

Александра Милицина

Head of HR Payture

«Очень важно обратить внимание на вопросы, которые задает соискатель. Если он спрашивает, входит ли стоматология в ДМС, прежде чем узнать о задачах, команде и других критически важных вещах — это тревожный звоночек для нас. Решение по его кандидатуре, скорее всего, будет отрицательным».

Чтобы максимально заинтересовать потенциального работодателя, попробуйте уже на этапе собеседования «накинуть» идей о том, как улучшить результаты компании. Можно рассказать, какие проблемы вы нашли, например, на сайте компании, или проанализировать социальные сети. Главное, чтобы оценка была объективной.

Нацеленность на результат и детали в ответах

Недостаточно просто записать в свое резюме много больших и классных проектов, нужно еще и доказать, какое участие конкретный кандидат принимал в их развитии.

Стороннему наблюдателю сложно определить, как отдельный сотрудник повлиял на запуск продукта, продажи или маркетинг, поэтому вам нужно продемонстрировать какие-то результаты. Вместо «Я руководил SMM-отделом» нужно говорить: «Я изменил SMM-стратегию компании вот так. Благодаря этому мы получили на 30% больше продаж из соцсетей за первый месяц работы, потому что…».

Нацеленность на результат важна для большинства позиций, связанных с продажами и продвижением, — ваши достижения должны иметь какие-то, хотя бы ориентировочные, цифры. Идеально, если вы можете связать вашу работу с бизнес-результатами компании.

  📷
📷

Виктория Шехирева

руководитель SMM-отдела агентства Galstuki.pro

«В нашей сфере огромное значение имеет портфолио. Сделайте его максимально качественным и понятным, а не просто два изображения из разряда «Визуал до – Визуал после».Даже если у вас один хороший кейс, расскажите о нем как можно подробнее. Важно говорить конкретно: что сделали и какой результат. «Писала тексты, изменила визуал» — не подходит. Ответьте на вопросы:На сколько увеличились продажи после вашей работы?Как изменилось количество подписчиков, вовлечение?Что это дало клиенту?Продемонстрируйте это, приведите цифры, графики, публикации».

Ловушки на собеседовании: как компании проверяют кандидатов

Многие читали истории о необычных «экзаменах» на интервью. Руководители и эйчары могут проверять стрессоустойчивость, интеллект, способность к адаптации, логическое или креативное мышление и много других параметров.

На собеседовании вас могут прямо попросить выполнить задание, но иногда ловушки для соискателей могут быть настолько незаметными, что вы никогда не узнаете о том, что вас проверяли. Поэтому стоит быть внимательнее и помнить, что любой, казалось бы, дурацкий вопрос может оказаться провокацией.

Отстаиваете ли вы свое мнение

  📷
📷

Надежда Князева

HR, эксперт по подбору персонала

«Для коммуникативно нагруженных вакансий очень люблю задание «Приведите как можно больше аргументов, почему синее лучше, чем красное». Когда кандидат привел аргументы, прошу: «А теперь приведите аргументы, почему красное лучше, чем синее».При этом я привожу контраргументы, «играю» за противоположную сторону. Этот вопрос показывает многие качества кандидата: готовность к коммуникации, переговорные навыки, работу с возражениями, в какой позиции отвечает кандидат — входит ли он в агрессию или остается доброжелательным».

Как вы будете защищаться

Более агрессивный вариант такой проверки может выглядеть следующим образом. Сотрудник говорит вам что-то вроде: «Так значит, вы ничего не добились», «Получается, у вас не хватает квалификации», «Пиарщики — бесполезные сотрудники» — утверждения очевидно провокационные и обидные.

Работодатель смотрит, как вы будете реагировать и отстаивать свою точку зрения. Здесь предпочтительнее выбирать спокойный, но твердый ответ и аргументировать позицию: «Я считаю, что хороший пиар важен для любой компании, а качество работы зависит от конкретного специалиста. Пиар влияет на всю воронку продаж — с начала моей работы в компании показатель узнаваемости бренда вырос на 40%. Мы проводили опросы новых клиентов — больше 60% из них указывают, что узнали о нас из статей в СМИ или на мероприятиях».

В любом случае стоит подготовиться к собеседованию и собрать аргументы, которыми вы будете «отбиваться» от провокаций, чтобы не растеряться в нужный момент.

Как быстро вы подстроитесь под ситуацию

  📷
📷

Инна Анисимова

генеральный директор агентства PR Partner

«Иногда кандидатов в агентстве мы проверяем на собеседованиях игрой story cubes (кубики историй). Это набор кубиков, на которых изображены не связанные между собой картинки. Человек должен кинуть несколько кубиков и рассказать на основе рисунков историю. Главное условие — ключевые сообщения картинки на кубике надо «встроить» в свою историю.Изначально этот метод я использовала на медиатренингах для отработки навыков сторителлинга. Игра пригодилась и на собеседованиях.Во-первых, она сразу показывает, может ли человек креативить, сообразительный ли он, на каких скоростях готов работать. Бывают такие кандидаты, которые за пару минут придумывают классные истории, а бывают и те, кто впадает в ступор. Во-вторых, это проверка на ценности человека.Допустим выпали кубики «пчелка», «стрела» и «дом». Один в этом увидит историю о том, как он работал, как пчелка, чтобы сделать стремительную карьеру, купить дом. А другой расскажет, что его руководитель жужжал занудно, ставя задачи, отправлял его в командировки на поезде «Стрела» в Петербург, а кандидату не хватало домашнего уюта.Как правило, если человек рассказывает негативную историю, в команду мы его не берем».

Раскрываете ли личную информацию

На интервью стоит придерживаться профессиональных тем и не выдавать слишком много личной информации. HR-специалисты — это всегда так или иначе психологи, поэтому они ищут ваши слабые и сильные стороны, оценивают мотивацию и уязвимые места.

Не стоит бросаться рассказывать симпатичному эйчару или руководителю отдела о своей личной жизни, показывать котят, собак или детей. Представьте себе ситуацию: вы рассказали, что у вас есть ипотека. Не самый лояльный работодатель может подумать: «Ага, его можно будет загрузить дополнительной работой без доплаты — он побоится отказать, ведь ему надо платить за квартиру». Какие выводы на основе этого сделает работодатель, вы не знаете, поэтому лучше помалкивать о личных переживаниях.

  📷
📷

Надежда Князева

HR, эксперт по подбору персонала

«Более сложный уровень провокации — пауза. Неосознанно мы всегда стараемся в беседе заполнить паузу — обычно кандидат не выдерживает, начинает нервничать и на этом этапе выдает информацию, которую не планировал рассказывать на собеседовании.Безусловно, одна из ловушек на собеседовании — это дружелюбие. Опытный интервьюер максимально проявляет участие, побуждая кандидатов к большей откровенности».

Подводим итоги

Интервью — вот главная часть в процессе трудоустройства (ну, кроме внимательного чтения договора). Хорошее резюме лишь побуждает потенциального работодателя присмотреться к вам поближе. Именно личное собеседование будет играть решающую роль в том, получите вы работу или нет.

Как подготовиться к интервью

Шаг №1. Соберите информацию о компании, посмотрите сайт, продукты, отзывы и соцсети. Если вы можете оценить компанию с позиции своей профессиональной деятельности, стоит это сделать. Например, SMM-специалисту точно стоит проверить соцсети компании, наметить сильные и слабые места.

Шаг №2. Подготовьте список вопросов о самой компании и направлении, которое касается вашей работы. В вопросах покажите свою осведомленность.

Шаг №3. Соберите «аргументы» в вашу пользу: статистику по вашей работе, качественные достижения, примеры публикаций, выступлений и другие доказательства вашего профессионализма. Идеально, если ваши результаты опираются на конкретные цифры и показатели.

Шаг №4. Потренируйтесь отвечать на стандартные вопросы о том, почему именно вас должны взять на работу. Для этого используйте аргументы из предыдущего шага.

Как вести себя на интервью

Большая часть советов проста и понятна, главная проблема — придерживаться их во время интервью.

  • Помните, что за вами могут следить до и после самого интервью, ведите себя сдержанно, но не пытайтесь забиться в угол от секретаря.
  • Уберите телефон. Постоянная проверка времени, сообщений, звонков и соцсетей — дурной тон и говорит о том, что вы не заинтересованы в вакансии.
  • Будьте спокойны, дружелюбны и позитивны. Занимайте активную позицию в разговоре, не допускайте, чтобы ваше собеседование превратилось в допрос.
  • Не говорите о скуке и негативе, не ругайте предыдущих работодателей и бывших коллег.
  • Не разговаривайте общими фразами, обращайтесь к историям, инструментам, кейсам. Описывая ваш опыт, указывайте на конкретные действия и их результаты.
  • Задавайте вопросы собеседникам, в первую очередь — о работе, целях и задачах компании, вашей профессиональной области. Дайте понять, что вы изучили проект и отрасль.
  • Идеально, если вы в разговоре сможете наметить пути развития компании, предложить новое решение или подход.
  • Придерживайтесь профессиональных тем и старайтесь не отступать от главной цели интервью, на вопросы о личной жизни отвечайте по минимуму и без подробностей.
  • Не поддавайтесь на провокации, отвечайте спокойно, но не давайте себя в обиду. Тут пригодятся ваши «домашние заготовки» в виде аргументов.
  • Поблагодарите за собеседование после окончания интервью и дайте обратную связь HR-специалисту.

Старайтесь успокоиться перед интервью и идти на собеседование с холодной головой, даже если это — вакансия вашей мечты. Помните, что не только компания оценивает вас как кандидата, но и вы оцениваете компанию.