Найти тему
ОСК | Северная верфь

Морской космический флот СССР

Оглавление

«Космическим мостам нужны океанские опоры!»

Второй космонавт СССР Герман Титов произнес эти слова на заводе им. А. А. Жданова (сейчас завод «Северная верфь»), впервые поднявшись на борт переоборудовавшегося под нужды космической отрасли научно-исследовательского судна «Боровичи». Так была сформулирована «космическая программа» судостроительного завода.

Космонавт Герман Титов на заводе им. А. А. Жданова (сейчас завод «Северная верфь»).
Космонавт Герман Титов на заводе им. А. А. Жданова (сейчас завод «Северная верфь»).
  • Сама идея создания Морского космического флота была высказана главным конструктором ракетно-космических систем Сергеем Королевым, когда появилась необходимость контроля точности падения головной части первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 в акваторию Тихого океана, и успешного запуска 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли.

В начале 1958 года идея Королева была переведена в практическую плоскость. Общее руководство научными, инженерными работами по созданию первого в мире плавучего измерительного комплекса было возложено на НИИ-4 МО СССР. Так родилась научно-исследовательская работа по теме «Акватория», в которой были сформулированы основные требования к судам космической связи. В ней участвовали специалисты практически всех отраслей промышленности страны.

В срочном порядке были оборудованы телеметрической аппаратурой три судна-сухогруза «Долинск», «Краснодар» и «Ворошилов». На каждом судне были установлены по два комплекта радиотелеметрических станций «Трал», способных принимать и регистрировать десятки параметров с бортов космических объектов.

В то время эти станции изготавливались только в автомобильном варианте, а для морских условий их не успевали доработать по срокам. Поэтому автомобильные кузова с размещенной в них аппаратурой, но, разумеется, без шасси, опускали в трюмы теплоходов и крепили там по-морскому.

Дальнейшее развитие Морского космического флота было определено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июля 1966 г. № 561-178 и приказом Министерства судостроительной промышленности № 00566 от 31 октября 1966 года «О разработках и создании кораблей плавучего радиотехнического командно-измерительного и телеметрических пунктов».

Этим приказом ЦКБ «Балтсудопроект» была поручена разработка технического проекта, рабочих чертежей и технической документации по переоборудованию четырех лесовозов пр. 596 в плавучие радиотелеметрические пункты по проекту 1918 «Селена».

Эти работы намечалось выполнить на Северной верфи и на Выборгском судостроительном заводе (по два лесовоза на каждом).

Ждановцы — космосу

В январе 1967 года у причалов Северной верфи (тогда завод им. А. А. Жданова) ошвартовались два сухогруза: «Невель» и «Боровичи», которые за шесть месяцев следовало переоборудовать в плавучие контрольно-измерительные комплексы.

  • Правительственное задание устанавливало необычайно сжатые сроки выполнения работ, вся организация строительства подчинялась обеспечению этой задачи. Рабочая документация выпускалась в упрощенном виде, часто в виде эскизов, все конструкторские неувязки решались прямо на месте. Поставки материалов и оборудования велись по специальным разнарядкам, помеченным красной полосой.
Для ждановцев поручение этой работы стало большой честью, шло мощное соревнование за выполнение планов по сдаче кораблей. Результат был очень интересным: наша первая «Селена» вышла на ходовые испытания на четыре дня раньше планового срока.

Суда проекта 1918 имели полное водоизмещение 6100 тонн, мощность судовой электростанции возросла с 700 до 1500 кВт, автономность составила 90 суток, а дальность плавания —16000 миль. В экипаж корабля входило 53 человека, в состав экспедиции — 36.

Суда были предназначены для приема со спутников и межпланетных станций телеметрической информации и поддержки двухсторонней связи с космонавтами.

Специалисты из состава экспедиции обрабатывали и анализировали телеметрическую и научную информацию, данные анализа направлялись в Центр управления полетом по радиотелеграфным каналам связи. Оборудование космических и обеспечивающих систем размещалось в 10-ти лабораториях, имелись антенные устройства и соответствующая аппаратура.

Суда ходили под флагом Министерства морского флота с легендой торговых судов и судов снабжения тарой рыболовного флота, но 18 июня 1967 года сообщение ТАСС легализовало задачи этих судов: «Обеспечение работ по освоению космического пространства и изучение верхних слоев атмосферы».

Таким образом, Морской космический флот СССР официально появился на океанских просторах с 18 июня 1967 года.

Далее, реализация засекреченной Лунной программы СССР стимулировала продолжение строительства судов Морского космического флота и сделала его деятельность открытой. Наша страна получала возможность иметь плавучие измерительные пункты под вымпелом АН СССР и флагом ВМФ в любой точке Мирового океана.

В 1976–1978 годах по постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 января 1976 года за № 50-15 Ленинградским судостроительным заводом им. А. А. Жданова по проекту 1929 «Селена-2», разработанному также в ЦКБ «Балтсудопроект», лесовозы проекта 596 были переоборудованы в плавучие измерительные пункты для получения телеметрической информации с управляемых космических аппаратов и для связи с космонавтами.

Видео об этих уникальных судах здесь.

Модель НИС «Космонавт Павел Беляев» в музее истории Северной верфи.
Модель НИС «Космонавт Павел Беляев» в музее истории Северной верфи.

Головное судно «Космонавт Владислав Волков» было передано заказчику — Главному управлению космических исследований в 1976 году, а в октябре 1977 года судно вышло в первый экспедиционный рейс.

НИС «Космонавт Владислав Волков»
НИС «Космонавт Владислав Волков»

Суда проекта 1929 имели водоизмещение 8950 тонн, мощность энергетической установки 3850 кВт, автономность составила 90 суток, а дальность плавания —16 000 миль. В экипаж корабля входило 66 человек, в состав экспедиции — 77. Главная космическая антенна судов состояла из четырех параболических зеркал диаметром 6 метров, объединенных в общую конструкцию. Такое устройство антенн позволяло, сравнивая сигналы в облучателях соседних антенн, пеленговать космические объекты с большой точностью. Антенна была установлена на трехосном опорно-поворотном устройстве. Система стабилизации учитывала углы бортовой и килевой качки, а также рыскание судна по курсу. В подзеркальной кабине были смонтированы параметрические усилители высокой частоты. Всего на судне имелось до 50-ти приемных и передающих антенн.

Каждое судно было оборудовано универсальными и специализированными электронно-вычислительными машинами. Аппаратуру космических и обеспечивающих систем разместили в 25-ти научных лабораториях.

Летчики-космонавты В. В. Хрунов и Г. С. Титов с родственниками Г. С. Добровольского
Летчики-космонавты В. В. Хрунов и Г. С. Титов с родственниками Г. С. Добровольского

По полноте контроля и степени автоматизации, по совершенству судовых космических и обеспечивающих систем, по насыщенности современными средствами радиотелеметрии, информационно-вычислительной техники и машинной обработки данных, суда этой серии сделали значительный шаг вперед в развитии плавающих измерительных пунктов по сравнению с более ранними судами космической службы.

Дважды Герой Советского Союза А. А. Леонов и директор завода В.А. Емельянов с родственниками космонавта В. Н. Волкова
Дважды Герой Советского Союза А. А. Леонов и директор завода В.А. Емельянов с родственниками космонавта В. Н. Волкова
Летчик-космонавт А. А. Леонов во время визита на завод им. А. А.  Жданова
Летчик-космонавт А. А. Леонов во время визита на завод им. А. А. Жданова
Летчик-космонавт А. С. Елисеев на палубе НИС «Космонавт Виктор Пацаев».
Летчик-космонавт А. С. Елисеев на палубе НИС «Космонавт Виктор Пацаев».

Главным строителем судов был Павел Смолев, ответственными сдатчиками — Александр Гайсенок и Фридрих Райхлин. Председателем Государственной комиссии по приемке судов был назначен Герман Титов.

Второй по счету, но не по значимости

В августе 1961 года, Герман Титов, который был дублером Гагарина, совершил первый в истории космонавтики длительный полет в космос, облетев Землю 17 раз на корабле «Восток-2» за 25 часов 11 минут. Президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш так оценивал значение полета Титова:

«Справедливо подвиг Гагарина сравнивают с подвигами Колумба и Магеллана. Полет Германа Титова несравним ни с чем, что знала история человечества».
Космонавт Г. С.  Титов
Космонавт Г. С. Титов

А вот так выглядела хозяйская логика главного конструктора Сергея Королева: «Титова не пустили в первый, более простой, полет, приберегая для второго, более сложного и продолжительного. В коротком полете никто из них не подкачает. А вот полетать вокруг земли сутки и при этом сохранить себя, аппарат, огромный массив исследований — на такое были способны единицы. И Герман среди них — первый». «Дядька» космонавтов генерал Николай Каманин, руководивший в те годы их отбором и подготовкой, писал об этом в своих мемуарах:

«Титов обладает более сильным характером. Единственное, что удерживает меня от решения в пользу Титова — это необходимость иметь более сильного космонавта на суточный полет. Второй полет на шестнадцать витков будет бесспорно труднее первого одновиткового полета».

И вот именно этот человек, самый молодой космонавт в истории (на момент полета ему не исполнилось 26-ти), совершивший продолжительный, более суток космический полет длиной в 700 тысяч километров, Герой Советского Союза, кавалер пяти высших государственных орденов и десяти медалей, кавалер пятнадцати зарубежных наград, лауреат Ленинской премии, генерал-полковник авиации, заслуженный специалист Вооруженных сил СССР, заслуженный мастер спорта СССР, доктор военных наук стал куратором программы создания Морского космического флота, в строительстве которого принимал участие завод им. А.А. Жданова (сейчас Северная верфь).

Космическая связь с морем

По инициативе Титова три судна проекта «Селена-2» названы именами членов экипажа космического корабля «Союз-11» — Виктора Пацаева, Владислава Волкова и Георгия Добровольского, трагически погибших в спускаемом аппарате 30 июня 1971 года при возвращении на Землю после 24-суточного полета и успешной работы на первой в мире космической станции «Салют-1».

Космонавты Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский
Космонавты Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский
  • Четвертое судно получило имя Павла Беляева — командира корабля «Восход-2», член экипажа которого — Алексей Леонов — совершил впервые в мире выход в открытый космос.

Еще будучи слушателем Академии Генштаба и при написании дипломной работы об использовании космических средств во время военных действий, Герман Титов заинтересовался Морскими космическими судами как средствами, имеющими потенциальные возможности для применения на этапе испытаний военных космических систем.

Во время очередной его поездки в Ленинград в январе 1971 года обком партии организовал Титову посещение судна «Боровичи», которое проходило переоборудование у нас на заводе.

Именно с этого момента сугубо официальные отношения Генерального заказчика и исполнителя работ — корабелов завода со вторым космонавтом страны — председателем Государственной комиссии, со временем переросли в теплые доверительные отношения. Об этом — в следующей статье.

Космонавты были частыми гостями на заводе.
Космонавты были частыми гостями на заводе.

Игорь Ивановский, кандидат технических наук