Пока стоит жара тридцать с лишним, серьезная литература читается с трудом, и столь же с трудом пишутся серьезные статьи. А вот интересные экспонаты ищутся на удивление хорошо — так что пока о них.
В этой статье речь пойдет об охотничьем оружии, мастерам и заказчикам которого показалось недостаточно обычного оформления клинков — синения, позолоты, гравировки. Так случилось, что несколько экспонатов подобрались в пары к тем, о которых я писал раньше.
Ягддеген и итальянская сторта
Первый экспонат — из Немецкого музея клинков, Deutsches Klingenmuseum в Золингене.
Охотничий тесак, точнее - "охотничья шпага", ягддеген. (Как именно немцы различают ягддеген/ягдшверт и хиршфангер — для меня загадка, и я не уверен, что сами немцы между собой договорились. Однако следую названиям в музеях.) Датируется третьей четвертью 17 века. Место производства неизвестно.
Общая длина 784 мм; клинок 636 мм, шириной до 26 мм и толщиной до 5 мм; вес 622 грамма. Вставки желтого металла имеют помечены CF. Эфес — сталь.
Исходно, при взгляде на галерею музея, мне показалось что на обухе какая-то вычурная пила.
Но все гораздо сложнее — это не просто ряд овальных выборок, они еще и увеличиваются в размере к рукояти. Гарда оформлена в том же стиле, либо один мастер работал от начала до конца, либо совместная согласованная работа.
Еще интересная деталь — рукоять не цельная и резная, а набрана из последовательности резных шайб и втулок разной толщины.
Единственная параллель, которая приходит на ум — итальянские резные сторты 16 века из Брешии, предположительно, мастера Фаустино Гелфи.
О ней и подобных клинках была ранее статья на канале.
Ягддеген и рапира-фламберг
Второй экспонат того же музея, на этот раз — конца 18 века.
По оформлению — обычный охотничий кинжал конца 18 века, с попыткой внести модный элемент оформления на рукояти — гвоздики/заклепки граненой стали и граненое основание рукояти. А вот клинок — необычной выделки редкого стиля.
Где-то на половину длины клинка повторяется ряд фасок и доликов.
Единственный случай, когда я встречал похожую, и даже более сложную структуру клинка — рапира-фламберг рубежа 17 века.
И подробная статья о нем:
Два меча императора Максимилиана I
Следующая пара экспонатов — из Кунсткамеры Вены, работы тирольского мастера Ганса Саммерсбергера (Hans Sumersperger).
Кроме синения/воронения и позолоты, весь клинок украшен выборками в форме удлинённых сот переменного размера, увеличивающимися к острию.
Это ягдшверт, он же хиршфангер императора Священной Римской империи Максимилиана I. Полная длина 1065 мм, параметры клинка и вес не указаны.
Также в комплект входят три ножа с креплением в ножнах.
Надписи на клинке меча MARIA.HILLF.VNNS.AVS.NOTTG - "[Дева] Мария, помоги нам выбраться из беды (избежать беды)" и HILFF.SANNDT.SEWASTTIANN - "помоги [нам] Святой Себастьян".
И в пару к нему — парадный меч.
Полная длина 1390 мм, параметров клинка и полной фотографии нет. Клинок подписан MAISTER (HAN)NS VON H(ALL) и датирован на лезвии .496 (именно так, с точкой).
Клинок имеет ту же сотовую структуру, что и охотничий меч, и также украшен воронением/синением и позолотой с многочисленными надписями разной степени сохранности: HILF HEILIGERR RITTER S SANNDT JORRG HILF VN(S) - "Помоги, святой рыцарь Георг помоги нам"; MARIIA HILLF AVS - "Мария помоги из"("Дева Мария, избавь" наверное можно перевести); HILLF MARIA MVETER RAINE MAIDT MICH PEHVDT VOR L(EID) - "Сохрани Мария Богоматерь Приснодева от страха страданий меня (от страданий меня)", неточный перевод, точной расшифровки надписи на современный немецкий нет; HILF RITER SAN IORG - "Помоги рыцарь Святой Георг".
По поводу парадности меча — обратите внимание на полые участки квиллонов и, вероятно, полую рукоять.
Других мечей с похожим "сотовым" оформлением клинка я пока не встречал, прочие известные работы Ганса Саммерсбергера вполне обычны в этом отношении.
Интересные экспонаты музеев:
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!