Найти тему

Охотничьи мечи и тесаки с клинками сложной выделки, 15-18 век

Оглавление

Пока стоит жара тридцать с лишним, серьезная литература читается с трудом, и столь же с трудом пишутся серьезные статьи. А вот интересные экспонаты ищутся на удивление хорошо — так что пока о них.

В этой статье речь пойдет об охотничьем оружии, мастерам и заказчикам которого показалось недостаточно обычного оформления клинков — синения, позолоты, гравировки. Так случилось, что несколько экспонатов подобрались в пары к тем, о которых я писал раньше.

Ягддеген и итальянская сторта

Первый экспонат — из Немецкого музея клинков, Deutsches Klingenmuseum в Золингене.

Европа, 1650-1675. Фото — Немецкий музей клинков
Европа, 1650-1675. Фото — Немецкий музей клинков

Охотничий тесак, точнее - "охотничья шпага", ягддеген. (Как именно немцы различают ягддеген/ягдшверт и хиршфангер — для меня загадка, и я не уверен, что сами немцы между собой договорились. Однако следую названиям в музеях.) Датируется третьей четвертью 17 века. Место производства неизвестно.

Общая длина 784 мм; клинок 636 мм, шириной до 26 мм и толщиной до 5 мм; вес 622 грамма. Вставки желтого металла имеют помечены CF. Эфес — сталь.

Европа, 1650-1675. Фото — Немецкий музей клинков
Европа, 1650-1675. Фото — Немецкий музей клинков

Исходно, при взгляде на галерею музея, мне показалось что на обухе какая-то вычурная пила.

Европа, 1650-1675. Фото — Немецкий музей клинков
Европа, 1650-1675. Фото — Немецкий музей клинков

Но все гораздо сложнее — это не просто ряд овальных выборок, они еще и увеличиваются в размере к рукояти. Гарда оформлена в том же стиле, либо один мастер работал от начала до конца, либо совместная согласованная работа.

Европа, 1650-1675. Фото — Немецкий музей клинков
Европа, 1650-1675. Фото — Немецкий музей клинков

Еще интересная деталь — рукоять не цельная и резная, а набрана из последовательности резных шайб и втулок разной толщины.

Единственная параллель, которая приходит на ум — итальянские резные сторты 16 века из Брешии, предположительно, мастера Фаустино Гелфи.

Фаустино Гелфи?, Брешия, Италия, 1560-1580. По де Монтис, 2021
Фаустино Гелфи?, Брешия, Италия, 1560-1580. По де Монтис, 2021

О ней и подобных клинках была ранее статья на канале.

Ягддеген и рапира-фламберг

Второй экспонат того же музея, на этот раз — конца 18 века.

По оформлению — обычный охотничий кинжал конца 18 века, с попыткой внести модный элемент оформления на рукояти — гвоздики/заклепки граненой стали и граненое основание рукояти. А вот клинок — необычной выделки редкого стиля.

Где-то на половину длины клинка повторяется ряд фасок и доликов.

Европа, 1775-1799. Фото — Немецкий музей клинков
Европа, 1775-1799. Фото — Немецкий музей клинков

Единственный случай, когда я встречал похожую, и даже более сложную структуру клинка — рапира-фламберг рубежа 17 века.

Испания, Франция, Италия? Около 1600. Фото — музей Альберта и Виктории
Испания, Франция, Италия? Около 1600. Фото — музей Альберта и Виктории

И подробная статья о нем:

Два меча императора Максимилиана I

Следующая пара экспонатов — из Кунсткамеры Вены, работы тирольского мастера Ганса Саммерсбергера (Hans Sumersperger).

Ганс Саммерсбергер, Халль-ин-Тироль, Австрия, 1496. Фото — Кунсткамера Вены
Ганс Саммерсбергер, Халль-ин-Тироль, Австрия, 1496. Фото — Кунсткамера Вены

Кроме синения/воронения и позолоты, весь клинок украшен выборками в форме удлинённых сот переменного размера, увеличивающимися к острию.

Ганс Саммерсбергер, Халль-ин-Тироль, Австрия, 1496. Фото — Кунсткамера Вены
Ганс Саммерсбергер, Халль-ин-Тироль, Австрия, 1496. Фото — Кунсткамера Вены

Это ягдшверт, он же хиршфангер императора Священной Римской империи Максимилиана I. Полная длина 1065 мм, параметры клинка и вес не указаны.

Ганс Саммерсбергер, Халль-ин-Тироль, Австрия, 1496. Фото — Кунсткамера Вены
Ганс Саммерсбергер, Халль-ин-Тироль, Австрия, 1496. Фото — Кунсткамера Вены

Также в комплект входят три ножа с креплением в ножнах.

Надписи на клинке меча MARIA.HILLF.VNNS.AVS.NOTTG - "[Дева] Мария, помоги нам выбраться из беды (избежать беды)" и HILFF.SANNDT.SEWASTTIANN - "помоги [нам] Святой Себастьян".

И в пару к нему — парадный меч.

Ганс Саммерсбергер, Халль-ин-Тироль, Австрия, 1496. Фото — Кунсткамера Вены
Ганс Саммерсбергер, Халль-ин-Тироль, Австрия, 1496. Фото — Кунсткамера Вены

Полная длина 1390 мм, параметров клинка и полной фотографии нет. Клинок подписан MAISTER (HAN)NS VON H(ALL) и датирован на лезвии .496 (именно так, с точкой).

Клинок имеет ту же сотовую структуру, что и охотничий меч, и также украшен воронением/синением и позолотой с многочисленными надписями разной степени сохранности: HILF HEILIGERR RITTER S SANNDT JORRG HILF VN(S) - "Помоги, святой рыцарь Георг помоги нам"; MARIIA HILLF AVS - "Мария помоги из"("Дева Мария, избавь" наверное можно перевести); HILLF MARIA MVETER RAINE MAIDT MICH PEHVDT VOR L(EID) - "Сохрани Мария Богоматерь Приснодева от страха страданий меня (от страданий меня)", неточный перевод, точной расшифровки надписи на современный немецкий нет; HILF RITER SAN IORG - "Помоги рыцарь Святой Георг".

По поводу парадности меча — обратите внимание на полые участки квиллонов и, вероятно, полую рукоять.

Других мечей с похожим "сотовым" оформлением клинка я пока не встречал, прочие известные работы Ганса Саммерсбергера вполне обычны в этом отношении.

Интересные экспонаты музеев:

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!