В Музее оружия Луиджи Марцоли в Брешии хранится необычная сторта (итальянский тесак-фальшион) второй половины 16 века.
Общие характеристики: полная длина 810 мм, клинок 636 мм. Ширина клинка 42 мм у рикассо и 64 мм в самом широком месте, у елмани. Вес и толщина клинка не указаны.
На клинке четыре ряда прерывистых глубоких доликов длиной 25-30 мм и с радиусом закругления 2-3 мм. Соответственно, шириной 4-6 мм. Также имеется два узких долика приблизительно по центру клинка, промежуток между ними декорирован косой насечкой. На рикассо с обеих сторон — декоративный узел, выполненный в той же технике, что и прерывистые долики.
Рукоять, перекрестие и поперечная защита из резной позолоченной стали.
Клинок не подписан, однако аналогичные сторты из музея Метрополитен и Военно-исторического музея в Праге подписаны "Faustino Gelpho bresciano". К сожалению, тут приходится полагаться на литературу — найти изображения этих сторт мне не удалось.
В музее Метрополитен имеется шпага/рапира с клинком украшенным в том же стиле, но также без подписи.
Длина 1054 мм; клинок 924 мм; вес 1191 граммов.
Всего же в музеях мира таких экспонатов около дюжины: больше всего сторт (6 или 7), также алебарды, протазан, охотничье копье и даже бургиньот. Единственные подписанные экспонаты — две упомянутые выше сторты. Все они датируются приблизительно 1560-1580 годами. Почти все выполнены на одинаково высоком уровне (опять-таки, приходится полагаться на литературу). И, вероятно, многие из них были изготовлены мастером Фаустино Гелфи из Брешии.
По крайней мере, оружие работы этого мастера фигурирует в описи оружейной графов Гамбара из Брешии от 1615-1618 года: "три эстока для всадников incanvale, позолоченных, среди них один incavato a Nicchia работы Гелфи...". Итальянское слово инкавато на русский можно перевести, в данном случае, сначала как "с долами" (incanvale - форма множественного числа), а затем, "с долами в виде ниш/выемок" - именно наш случай. И фамилия мастера совпадает.
Сложно сказать, насколько была распространена данная техника. В итальянских источниках для обозначения дола может встречаться как слово инкавато, так и каннелато, но иногда они употребляются вместе, в одном документе, явно чтобы подчеркнуть некую разницу. При этом инкавато может обозначать как непрерывный, так и прерывистый дол, а каннелато — только непрерывный.
Как именно и на какой стадии выполнялись выемки? Пока не известно. По "Брешианскому кадастру" 1609-10 года в окрестностях города изготавливались клинки без долов и рукоятей, а затем мастера в самом городе из затачивали, полировали, прорезали долы абразивом, а затем полировали. Для долов используется термин инкавато.
Современные теории предполагают как черновое изготовление на стадии ковки, так и вариант, когда мастер покупает готовый плоский клинок достаточно высокого качества и вырезает все долы самостоятельно, возможно, с использованием травления на ранней стадии. Подробных источников, увы, не сохранилось, а следы химикатов, если они и применялись, скорее всего были бы уничтожены при чистовой шлифовки и полировке.
Что точно — мода на такой декор продержалась недолго, в отличие от фламбергов и клинков со сквозными прорезями.
Откуда она взялась? Возможно, как развитие сложной раздоловки чинкуэд рубежа 15-16 века. Вот несколько примеров.
Долики тут, конечно, мельче и длиннее, но как основа стиля и причина первоначальной разработки инструментария — возможно.
Иногда же чем-то схожий рельеф на клинке можно встретить и на мече.
Принадлежал Максимилиану I. Работа тирольского мастера Ганса Саммерсбергера, 1496 год.
Основной источник: "Мастер инкаватуры: Фаустино Гелфи из Брешии и украшение клинков множеством выемок", де Монтис, 2021 и коллекции музеев Метрополитен, Уоллес коллекшн, Кунсткамеры Вены.
Другие статьи о необычном оружии:
Брешия:
Однолезвийное оружие:
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!