Найти тему

Шпаги, копья и доспехи для королевской свадьбы. Швеция, 1620 год

2,1K прочитали

В 1618-1619 году на руку Марии Элеоноры Бранденбургской, дочери курфюрста бранденбургского, претендовали два представителя династии Ваза (Васа). Король Швеции Густав II Адольф и его двоюродный племянник Владислав. Нам он лучше известен как "королевич Владислав Жигмонтович", избранный боярами, но так и не коронованный русский царь, будущий король польский и великий князь литовский Владислав IV Ваза.

В переговорах выиграла Швеция, и в 1620 году в Стокгольме состоялась свадьба. В шведских музеях от свадебных торжеств и их участников сохранилось немало любопытных экспонатов. Например, для пажей и служителей короля и его невесты были заказаны не только специальные ливреи, но и оружие - и церемониальное и вполне практичное.

Копья для сопровождающих жениха (слева) и невесту (справа), Швеция, 1620. Фото - Олав Нихус и Шведский исторический музей CC-BY
Копья для сопровождающих жениха (слева) и невесту (справа), Швеция, 1620. Фото - Олав Нихус и Шведский исторический музей CC-BY

Это - копья для почетной стражи жениха (золоченое) и невесты (серебреное).

Копье почетной стражи Густава II Адольфа, 1620 год. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY
Копье почетной стражи Густава II Адольфа, 1620 год. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY

Длина - примерно 230 сантиметров. Копья стражи невесты были на 3-4 сантиметра длиннее и имели древко красного (геральдического для бранденбургского дома) цвета.

Копье почетной стражи Марии Бранденбургской, 1620 год. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY
Копье почетной стражи Марии Бранденбургской, 1620 год. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY

Для сравнения - "повседневный" протазан для драбантов, исполнявших роль почетной стражи в последующие годы.

Протазан драбантов Густава II Адольфа, 1626 год. Фото - Шмидт Гёран и Шведский исторический музей CC0
Протазан драбантов Густава II Адольфа, 1626 год. Фото - Шмидт Гёран и Шведский исторический музей CC0

Длина 207 сантиметров, из них наконечник - 48 сантиметров.

Ну а теперь к оружию практическому - почти. Шпага пажа, pagevärja.

Шпага, приблизительно 1615 год, Золинген. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY
Шпага, приблизительно 1615 год, Золинген. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY

В Шведском историческом музее их имеется 14 штук. 9 отмечены как заказанные для пажей Марии Элеоноры, 3 - для пажей Густава Адольфа, для 2 принадлежность не указана. Интересно, что у шпаг пажей короля гарды позолочены у всех, а у пажей будущей королевы - только у двух, а у остальных - посеребреные. Всего золоченых гард 6. Поскольку в музее имеются еще и две отдельные гарды, весьма возможно, что шпаги сохранились не все. Еще вполне возможно, что все-таки хранители Оружейной палаты в какой-то момент запутались (за 400-то лет), и цветовая схема гард повторяла схему копий - золото для короля, серебро для королевы.

Шпага, приблизительно 1615 год, Золинген. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY
Шпага, приблизительно 1615 год, Золинген. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY

Все шпаги имеют различные, но близкие по форме клинки, но довольно сильно отличаются по размерам и массе. Длина 822-1000 мм, клинок 617-805 мм, ширина - 28-37 мм. Весили они 890-1130 грамм, интересно, что самая длинная шпага - самая легкая. Есть и одно исключение, которое может быть опечаткой в карточке экспоната - для шпаги с последней фотографии указан вес в 1615 грамм. При общей длине 875 мм и клинке в 654 мм! Ширина, правда, максимальная -37 мм. То есть, наверное, это возможно - если это грубо обрезанный клинок полуторника, который исходно должен был иметь длину около 130 сантиметров и соответствующую толщину. Клеймо на клинке то же, что и на большинстве остальных - CEILLES BROCH.

Также пажу невесты полагалась вот такая форма, светло-лимонного цвета.

Дублет пажа, Швеция, 1620. Фото - Шведский исторический музей CC0
Дублет пажа, Швеция, 1620. Фото - Шведский исторический музей CC0

Пажи короля, возможно, были поярче - на фото вариант около 1630 года, но точной даты нет.

Костюм пажа, Швеция, около 1630. Фото - Шведский исторический музей CC-BY
Костюм пажа, Швеция, около 1630. Фото - Шведский исторический музей CC-BY

К сожалению, картины самой свадебной церемонии нет. На части торжеств Густав Адольф был в этом костюме, это известно. Тут маленькая галерея - вид золотого шитья очень зависит от освещения.

Близким по стилю был и полностью обшитый тканью парадный морион короля.

И так мы плавно подошли еще к одной части свадебных торжеств - турниру.

Разумеется, король тоже принимал участие.

Турнирный шлем Густава II Адольфа, 1620. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY
Турнирный шлем Густава II Адольфа, 1620. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY

Разумеется, он в геральдических цветах будущей королевы - а какие еще цвета может защищать жених? Впрочем, цвета "черного рыцаря" у него тоже имелись.

Турнирные доспехи Густава II Адольфа, 1620. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY
Турнирные доспехи Густава II Адольфа, 1620. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY

Чтобы было понятно, что доспехи и правда были черными, а на фотографии выше они очень ярко освещены:

Турнирный шлем Густава II Адольфа, 1620. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY
Турнирный шлем Густава II Адольфа, 1620. Фото - Бонвью Хелена и Шведский исторический музей CC-BY

Кстати, легко заметить скромность доспехов. А вот младший брат Густава Адольфа, герцог Карл Филипп (кстати, еще один претендент на русский трон), решил себя не ограничивать.

Турнирные доспехи Карла Филиппа,  герцога Сёдерманландского, Швеция, 1620. Фото - Шведский исторический музей CC-BY
Турнирные доспехи Карла Филиппа, герцога Сёдерманландского, Швеция, 1620. Фото - Шведский исторический музей CC-BY

В плане отношений между супругами брак оказался удачным, а вот с точки зрения рода не слишком - единственный ребенок, дочь Кристина, обладала характером, заслуживающим приключенческого романа, но увы для Швеции, не короны.

Густав II Адольф и Мария Элеонора, около 1632 года. Неизвестный художник, Швеция.
Густав II Адольф и Мария Элеонора, около 1632 года. Неизвестный художник, Швеция.

Статья написана по материалам экспозиции Шведского исторического музея.

Другие статьи, где основную роль играют экспонаты музеев, и о династии Ваза (Васа):

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!