"А у самого две тройки в году, и из спортивной школы исключили. Как он без спорта в институт! Ты с ним говорил?
-- Еще не определился. Выбирает.
-- Какие могут быть выборы! Надо найти вуз, где требуется
боксер-перворазрядник. Разве мы с тобой выбирали?
-- Что же сравнивать, кисонька, мы были другими". О. и А. Лавровы, "До третьего выстрела".
Я хотя учился в вузе уже в девяностые, но система образования в те времена, практически, не отличалась от советской. "Деловые люди" тогда усиленно пилили экономику и до образования у них руки еще не доходили. Поэтому я успел получить настоящее, классическое высшее образование. А вот с началом "стабилизца" потные ручонки "власть удержащих" уже дотянулись и до образовательных сфер с соответствующими последствиями. Однако я не идеализирую "советскую школу", были там и минусы. Например, т.н. "спортнабор" или "спортквота" в вузах. Михаил Веллер (очень иностранный агент) в своём юмористическом рассказе "Легенда о стажёре" описал похождения бугая-борца, попавшего в ЛГУ по "спортнабору". Который, не зная по-французски ни бельмеса, был отправлен в Париж на стажировку, и что из этого вышло.
"Но только он стал студентом французского отделения. Он к этому языку относился, как партизан восемьсот двенадцатого года к недобитому французскому парикмахеру. Всем по восемнадцать лет – ему двадцать четыре, давно после армии. Родом из глухомани, крепыш-самородок, здоровеннейший парняга. Он по-французски выписал на шпаргалку три ключевые слова – «бонжур», «пардон» и «мерси». С этими волшебными словами он раз в семестр показывался с зачеткой получить свой «уд.», предъявляя записочку от Шаткова, а стипендия за ним была закреплена как за передовиком спорта. И пока эти недоделки выламывали перед зеркальцем язык, овладевая фонетикой, он защищал честь ихнего Университета, исправно побеждая на всех соревнованиях". М. Веллер, "Легенда о стажёре".
Рассказ Веллера, ясное дело, художественный, то есть с изрядной долей вымысла. Однако факт остается фактом: по "спортквотам" в вузы попадали лица, которые совершенно не обладали необходимым уровнем интеллекта для получения высшего образования. Учились они через пень-колоду, но дипломы все-таки получали. У нас на курсе такие были. А позже, когда я уже работал преподавателем в одном негосударственном вузе, некий студент получил диплом, не посещая последние два курса, вообще. Ему ставили зачеты и экзамены потому, что хорошо пел и выступал на различных конкурсах. Но диплом-то он получил юридический.
Так вот, в 1970-м году некий троечник из совершенно пролетарской семьи умудрился поступить на престижнейший юридический факультет Ленинградского госуниверситета на престижнейшее отделение "международного права". Конкурс там был будь здоров, абитуриентами являлись дети советской элиты. Но низкоранговый троечник поступил. Как он смог это сделать? Только благодаря вышеуказанному "спортнабору", как самбист-дзюдоист. Учился он, по собственному признанию, плохо.
Ровно 25 лет тому назад этот троечник стал... Вы все знаете кем, и, главное, куда он привел страну. Хотя нет, еще ведёт. Но приведёт, непременно. Или кто-то сомневается?
А ведь не будь в советском высшем образовании всех этих "спортквот", судьба этого троечника из подворотни (интеллектуально навсегда застрявшем на уровне ленинградской подворотни) сложилась бы совершенно по-другому. Возможно, что и судьба России, в целом. Хотя последнее не точно.
Вот когда нам аукнулся советский "спортнабор"!