В 30-е годы ХХ века характеристики скорости и высоты у вновь создаваемых самолетов стремительно росли, однако на этом этапе развития авиации, ограниченные в создании новой военной техники версальским договором, немцы не видели для себя практического применения высотной авиации в военных целях, а коммерческие компании, такие как Юнкерс делали упор на создание высокотехнологичных самолетов с герметичными типами кабины.
Единственным немецким авиационным скафандром на тот момент являлся скафандр Герхарда Кланка, созданный для применения в метеорологических полетах на самолетах Фоке-Вульф А47 и Хейнкель Хе46.
Тем не менее, в 1935 году министерство авиации обратилось к ведущему немецкому производителю водолазного снаряжения, предприятию Dragerwerke (сокращенно Drager в честь его основателя Генриха Драгера) в г. Любек с просьбой рассмотреть возможность создания авиационных скафандров для немецких авиаторов, тем более, что в том же году фирма «Драгер» уже предоставила Испании водолазный ребризер замкнутого типа для создания авиационного скафандра для подъема в открытой гондоле стратостата на высоту 22 км, который разрабатал испанский инженер Эмилио Хереро.
Требования министерства авиации к немецкому авиационному скафандру были следующие:
1-Внутреннее давление 0,8 атмосферы, а запас прочности в три раза больше (2,4 атмосферы!);
2-Форма и размер скафандра должны были соответствовать антропометрическим данным человека с ростом 180 см;
3-Для упрощения процесса надевания, скафандр должен был состоять из двух раздельных частей;
4-Шлем скафандра должен был обладать хорошим обзором и обладать высокой подвижностью рук для облегчения пилотирования ЛА на особо сложных этапах полета взлета и приземления;
5-Скафандр должен был обладать индивидуальной системой обогрева, а в качестве источника тепла предлагалось использовать электрообогрев, либо тепло, выделяемое двигателем внутреннего сгорания (выхлопной системы);
6-За основу СОЖ предлагалось использовать водолазный ребризер замкнутого цикла – подводный рециркулярный дыхательный аппарат, в котором в отличии от акваланга выдыхаемая дыхательная смесь не удаляется, а проходит этап рециркуляции через поглотительные фильтры СО2 и повторного обогащения кислородом;
7-Отдельное внимание уделялось требованию отсутствия запотевания лицевого остекления;
8-Отсутствие ограничений подвижности при эксплуатации на земле;
9-Скафандр должен был сочетаться с парашютной системой и обеспечивать возможность аварийного покидания самолета;
10-Скафандр и система жизнеобеспечения должны были обладать высокой надежностью на уровне «безотказность»;
11-Скафандр должен был иметь гарнитуру двухсторонней связи и обеспечивать радиосвязь пилота;
12-В скафандре должны были использоваться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО отечественные комплектующие, а наличие материалов не зависеть от зарубежных поставок в иностранной валюте;
13-Скафандр должен был обладать минимальным весом.
Работы по созданию немецкого авиационного скафандра были поручены главному инженеру водолазных аппаратов Герману Титце.
Простому обывателю первой четверти ХХI века, упомянутые в Техническом задании требования могут показаться очевидными и само собой разумеющимися, однако для 1935 года это был хорошо продуманный и сбалансированный во всех смыслах список требований с глубоким пониманием проблематики высотной авиации.
Некоторые из них были слишком амбициозны и сложно выполнимы. Например, Герман Титце практически сразу усомнился в возможности создать максимальное давление 2,4 атмосферы, т.к. в этом случае оно приводило к нагрузке 220 кг на кусок ткани шириной 5 см, однако, немцам удалось создать опытный скафандр с рабочим давлением 0,75 атмосферы. Не смотря на то, что требования к величине давления в последующем были снижены, до сегодняшнего дня никто так и не смог реализовать столь высокий показатель, а система СОЖ замкнутого типа, предложенная в 35-м году в дальнейшем получила свое развитие в космических скафандрах.
В результате этих работ в Германии сформировалась собственная уникальная школа авиационной физиологии, оставившая яркий отпечаток в истории мировой авиации и линейку узнаваемых самобытных немецких скафандров.
Как и конструктора других стран того времени, немцы столкнулись с теми же проблемами при создании удовлетворяющей всем требованием конструкции скафандра, однако они вплоть до 1945 года полагали что успеют их решить и предоставить третьему рейху новое «wunderwaffe», способное переломить ход войны в самый критический для Германии момент.
Увы, но чрезмерная самоуверенность и завышенные ожидания сыграли с немцами злую шутку – проблемы не имели быстрого решения, у СССР и США на их решение ушло десятилетье…
В последующем, результаты немецких исследований в сфере авиационной физиологии достались СССР и США в качестве трофеев, став своеобразной библией для советский и американских физиологов послевоенного периода.
С этической точки зрения, в немецких физиологических исследованиях не было ни правил, ни ограничений.
Продолжение следует…