Найти тему
Эпос Клио

Почему в Средневековье мужчины часто плакали и падали в обмороки

Оглавление

Это в наше время ценится сдержанность и умеренность в проявлении чувств, а в Средние века всё обстояло иначе. Хроники той эпохи рисуют людей с разинутыми от плача или хохота ртами, или исторгающих вопли ярости.

Средневековый европеец не стеснялся открыто выражать эмоции — от ликования до бешенства. Он жил эмоциями напоказ — грубыми, необузданными, не скрытыми за маской благопристойности. В наши дни яркие проявления чувств кажутся дикими и некультурными. А в Средние века эмоции били через край, как говорится, «душа была нараспашку».
Средневековый европеец не стеснялся открыто выражать эмоции — от ликования до бешенства. Он жил эмоциями напоказ — грубыми, необузданными, не скрытыми за маской благопристойности. В наши дни яркие проявления чувств кажутся дикими и некультурными. А в Средние века эмоции били через край, как говорится, «душа была нараспашку».

Что интересно, церковники придавали особый смысл именно мужским слезам. Причин «плача» было несколько.

Слёзная молитва

Плач в Средневековой Европе считали не слабостью, а способом очистить душу. Помните библейскую историю об апостоле Петре? После отречения от Христа он «горько плакал». Для средневекового человека это был образец настоящего покаяния. Богословы той эпохи разработали «науку о слезах».

Представьте, что вы — монах XI века. Вы читаете труд Иоанна Феканского, который описывает стадии духовного плача. Сначала вы рыдаете от осознания своих грехов. Потом слёзы становятся чище и словно омывают душу. В конце концов вы плачете от радости, чувствуя любовь к Богу и людям.

Некоторые монахи называли этот плач «вторым крещением». Слёзы ассоциировались с высокими интеллектом и духовностью.
Некоторые монахи называли этот плач «вторым крещением». Слёзы ассоциировались с высокими интеллектом и духовностью.

Не всегда «ценная жидкость» появлялась по первому желанию, поэтому существовали специальные техники плача. Чтобы глаза стали мокрыми, монахи рекомендовали подумать о чём-то плохом. Похоже, средневековые люди знали толк в том, как испортить себе настроение.

«Слёзная молитва» всегда ценилась высоко. Летописцы с гордостью писали, что как гордые и мужественные воины не могли сдержать слёз в храме. А слёзы святых, говорят, даже излечивали недуги. Фраза «мужчины не плачут» в Средневековой Европе вызвала бы только недоумение.

Глаза на мокром месте

Вопреки популярному заблуждению, знакомства, флирт и отношения не порицались обществом. Средневековье было идеальным временем для лёгких интриг и настоящей любви.

У ловеласов и кокеток были свои «точки» для знакомств. Танцевальные дома, например, представляли собой эдакие клубы. Здесь мужчины и женщины могли «случайно» споткнуться или даже упасть друг на друга — эквивалент современного «Ой, я пролил на вас напиток!».

Фрагмент средневековой миниатюры «Греки веселятся».
Фрагмент средневековой миниатюры «Греки веселятся».

Пабы и таверны тоже не отставали. Как писал швейцарский турист Томас Платтер, «женщины там веселились даже активнее мужчин». Общественные бани наподобие римских терм пользовались особой популярностью. Именно здесь можно было увидеть «товар лицом» в самом буквальном смысле.

Не стоит забывать и про общественные прядильни, где под предлогом работы парни могли «случайно» касаться девушек. Прямо как современные офисные романы, только вместо копира — прялка.

Плачущий мужчина — странный образ для нас, но обычное дело для Средневековья. Мужские слёзы не считались признаком слабости, а демонстрировали искренность.
Плачущий мужчина — странный образ для нас, но обычное дело для Средневековья. Мужские слёзы не считались признаком слабости, а демонстрировали искренность.

И во всех этих местах переполненный эмоциями ловелас мог расплакаться на месте. Чтобы доказать искренность своих намерений, мужчины клялись женщинам в любви и активно плакали. Более того, галантные рыцари время от времени падали в обмороки во время чистосердечных признаний.

Поплачь, ты же мужчина!

Исследования показывают, что современные женщины рыдают примерно в 5 раз чаще, чем мужчины. А в Средние века всё было совсем наоборот.

Например, римский император Карл I Великий, по словам современников, частенько плакал. Когда «ушёл» его союзник папа Адриан I, Карл рыдал так, словно утратил близкого родственника. В рыцарских романах герои тоже не стеснялись поплакать. И никто не сомневался в их мужественности — ведь они не только рыдали, но и совершали подвиги.

В произведении XV века «Слёзы Артура» за 10 минут в обморок падают сразу несколько героев. Король Артур узнаёт, что Ланселот сгубил его родственников, поэтому валится с ног. Зашедший в гости сэр Гавейн падает ниц от увиденной картины. Уже было оклемавшийся Артур замечает лежачего рядом Гавейна и вновь теряет равновесие.
В произведении XV века «Слёзы Артура» за 10 минут в обморок падают сразу несколько героев. Король Артур узнаёт, что Ланселот сгубил его родственников, поэтому валится с ног. Зашедший в гости сэр Гавейн падает ниц от увиденной картины. Уже было оклемавшийся Артур замечает лежачего рядом Гавейна и вновь теряет равновесие.

Конечно, не везде уважали и ценили слёзы. В Скандинавии к этому явлению всегда относились строго. В сагах обвинённого в трусливых рыданиях мужчину ожидала незавидная участь. Но даже суровые викинги не осуждали слёзы скорби по ушедшим друзьям, храбрым воинам и великим вождям.

Так что если бы средневековый мужчина услышал песню «Парни не плачут», он бы крепко задумался. Для него умение плакать было признаком глубины чувств и духовной силы, а не слабости.

Политические слёзы

Но знаете, что действительно удивляет? В Средние века слёзы были важны не только в личной жизни, но и в политике. Представьте современного лидера, который рыдает взахлёб на каждом собрании или церемонии. Абсурд, правда? А вот в Средневековье это было частью политического этикета. Немецкий историк Герд Альтхоф разузнал о нескольких случаях, когда правитель не просто мог, а должен был разрыдаться «по протоколу».

Короли плакали, обращаясь к подданным с важной просьбой. Или, например, Конрад III, растроганный мольбами, дал добро на участие во Втором крестовом походе. Столь сильные эмоции демонстрировали окружающим, что решение монарха искренне и твердо.
Короли плакали, обращаясь к подданным с важной просьбой. Или, например, Конрад III, растроганный мольбами, дал добро на участие во Втором крестовом походе. Столь сильные эмоции демонстрировали окружающим, что решение монарха искренне и твердо.

Особенно интересен ритуал примирения правителя с провинившимся вассалом — так называемый "deditio". Представьте сцену: знатный человек вдруг появляется перед королём босым, в лохмотьях, падает ниц и, рыдая, молит о прощении. Нет, это не сцена из мыльной оперы. Это тщательно спланированное «шоу». Публичные рыдания были частью сценария, который позволял и королю показать милосердие, и вассалу сохранить лицо.

Даже прощание с друзьями, уезжающими в дальний путь, превращалось в политический спектакль. Правитель обязательно лил слёзы, демонстрируя: расстаемся без обид и ссор.
Даже прощание с друзьями, уезжающими в дальний путь, превращалось в политический спектакль. Правитель обязательно лил слёзы, демонстрируя: расстаемся без обид и ссор.

Конечно, мы не можем быть уверены, что все эти слёзы были искренними. Но хронисты постоянно о них писали. Значит, плач был важной частью культуры Средневековья. Как говорится, «другие времена — другие нравы».

Это не слёзы, это дождь!

К концу Средневековья отношение к слезам начало меняться. Рыдания на людях постепенно выходили из моды. В XIII-XIV столетиях в Италии даже появились законы, ограничивающие проявление чувств на улице. Власти боялись, что громкие рыдания могут нарушить общественный порядок.

Сначала запреты коснулись знатных мужчин, а позже и женские слёзы простолюдинок стали считать «чересчур эмоциональными».

Есть интересная история про английскую визионерку Марджери Кемп, жившую в XV веке. Она часто плакала на публике во время религиозных переживаний. И знаете что? Мнения разделились. Одни считали её святой, другие — притворщицей.
Есть интересная история про английскую визионерку Марджери Кемп, жившую в XV веке. Она часто плакала на публике во время религиозных переживаний. И знаете что? Мнения разделились. Одни считали её святой, другие — притворщицей.

Рыцарские идеалы уступали место новым. Произведения XVI столетия не воспевает рыдающих влюблённых, а уже смеются над ними. Влияние античной философии привело к тому, что элита стала ценить самоконтроль. Громкий смех и плач отныне стали считаться признаками дурного воспитания.

Развитие городов и появление фабрик тоже сыграли свою роль. В новом мире на бурное выражение чувств просто не оставалось времени. Хотя позже, в эпоху сентиментализма, в Европе снова стало модно быть чувствительным.

-9

Изучая «слёзную культуру», понимаешь, как сильно меняются представления об эмоциях. Что сегодня кажется странным, когда-то считалось нормой.

🤫 По данным газеты «Телеграф» 800 из 2000 опрошенных британцев признались, что публично плачут примерно раз в год. В то время как их отцы плакали не более пяти раз за всю жизнь. Наиболее плаксивыми в ходе опроса оказались мужчины из США и Австралии.

———

С вами был «Эпос Клио».