Хорошо, давайте разберемся с этим!
В этом тексте нам рассказывают об органическом смягчении согласных в русском языке, а именно о влиянии звука j (йота).
Основные моменты:
1. Заднеязычные к, г, х перед j смягчаются:
l ū g- j- ā – л ѹ ж а (лужа)
t ū k- j- ā – т ѹ ч а (туча)
s ū ch- j- ā – с ѹ ш а (суша)
2. Свистящие с и з перед j становятся ш’ и ж’:
носить – ноша
писать – пишу
красить – крашу
3. Переднеязычные [т] и [д] перед [j] имеют разные варианты смягчения в разных языках, но в русском дают [ч’] и [ж’] соответственно:
свет – свеча
ворота – ворочать
водить – вожу
В начальных классах следует обратить особое внимание на соответствия русских слов и родственных старославянских:
[*t] + [j] → рус. [ч’] // старославянский [ш’т’ //ш’]
[*d] + [j] → рус. [ж’] // старославянский [ж’д’]
водить – вожу – вождь.
4. Губные б , п , м , в перед j получают вставной звук л (л-эпентетикум):
Л – эпентетикум входит в состав корня. Это не суффикс!
купить – куплю
рубить – рублю
земной – земля
5. Сочетания [st] и *sk перед j становятся ш’ч’ или ш’:
искать – ищу
плоский – площадь
пустой – пуща
6. Сочетания [kt] и *gt перед j и гласными переднего ряда меняются на ч’:
*m o g – t i – мочи (мочь);
*p e k – t i – печи (печь)
Были и другие изменения согласных; мы рассмотрели наиболее регулярные, существенно повлиявшие на современное состояние русского языка.
Вопросы для повторения и закрепления изученного
1. Как изменялись заднеязычные по закону 1-го органического смягчения? Приведите 3-4 своих примера.
2. Как изменялись заднеязычные по закону 2-го органического смягчения? Приведите 3-4 своих примера.
3. Как изменились древнерусские шипящие в современном языке?
4. Какие еще согласные подверглись изменению под воздействием [j]?
5. Как образовался современный суффикс инфинитива –чь?
6. Какие сведения можно использовать для исторического комментария в начальной школе?
4.2. Органическое смягчение отдельных согласных и групп согласных перед j
Очень сильное смягчающее воздействие на согласные оказывал палатальный [j].
1. Сочетание заднеязычных с [j] дает те же результаты,
что и 1-е органическое смягчение:
*l ū g- j- ā – л ѹ ж а (лужа)
*t ū k- j- ā – т ѹ ч а (туча)
*s ū ch- j- ā – с ѹ ш а (суша)
1. Свистящие [с] и [з] изменялись, соответственно, в [ш’], [ж’]. Результатом этого процесса в современном языке является мена
в корнях: носить – ноша, писать – пишу, красить – крашу, грузить – гружу, возить – вожу и пр.
2. Переднеязычные [т] и [д] перед [j] в восточнославянских, западнославянских и южнославянских языках дали разные рефлексы.
В начальных классах следует обратить особое внимание на соответствия русских слов и родственных старославянских:
a. [*t] + [j] → рус. [ч’] // с.-с. [ш’т’ //ш’]
b. [*d] + [j] → рус. [ж’] // с.-с. [ж’д’]
c. Например: свет – свеча – освещение; ворот – ворочать – вращать; водить – вожу – вождь; глядеть – гляжу; межа – между (в современном языке не всегда можно подобрать все ступени чередования).
3. Губные [б] , [п] , [м] , [в] в сочетании с [j] приобретали добавочный звук – так называемый л- эпентетикум[1] : купить – куплю, купля; рубить – рублю, рубль; земной – земля, ловить – ловлю, ловля. Действие этого закона оказалось настолько сильным, что позже, при заимствовании губного [ф], перед некоторыми передними гласными на стыке морфем мы используем вставной [л] «по привычке»: разграфить – разграфлю, потрафить – потрафлю, в то время как фюзеляж, фюрер мы произносим без вставного звука . Особое внимание нужно обратить
на формы некоторых глаголов
1 спряжения, имеющих разговорные варианты: колебает – колеблет, трепает – треплет, сыпет – сыплет, щипет – щиплет и под.
4. Сочетания [*st] и [*sk] перед [j] в русском языке изменились в [ш’ч’ // ш’], а в старославянском – в [ш’т’]. И в том, и в другом случае мы используем букву Щ: искать – ищу; плоский – площадь; пустой – пуща, кусты – куща.
5. Сочетания [*кt] и [*gt] перед [j] и гласными переднего ряда изменялись в [ч’]. Так образовался современный суффикс инфинитива
-чь:
*m o g – t i – мочи (мочь);
*p e k – t i – печи (печь).
Были и другие изменения согласных; мы рассмотрели наиболее регулярные, существенно повлиявшие на современное состояние русского языка.
Вопросы для повторения и закрепления изученного
1. Как изменялись заднеязычные по закону 1-го органического смягчения? Приведите 3-4 своих примера.
2. Как изменялись заднеязычные по закону 2-го органического смягчения? Приведите 3-4 своих примера.
3. Как изменились древнерусские шипящие в современном языке?
4. Какие еще согласные подверглись изменению под воздействием [j]?
5. Как образовался современный суффикс инфинитива –чь?
6. Какие сведения можно использовать для исторического комментария в начальной школе?