Найти тему
Around Art

Оваким Сехпосян и его композиции, которые разжигают воображение

Этюд-эссе в абстрактных тонах

Текст: Галина Мумрикова

Не прошло и пяти месяцев, как я познакомилась с Овакимом на финисаже его выставки в Art Коробке и вот, наконец-то, решилась поразмышлять о его творчестве. Вообще меня тогда пригласили совсем на другое мероприятие, но получилось как у Грибоедова: шел в комнату – попал в другую. Увидев работы Овакима, я, что называется, «запала», несмотря на жуткую развеску по принципу «как ни попадя», поэтому многие фото получились кривые (художник, оказывается, в развеске не участвовал). И вдруг мне сказали, что он скоро сам подойдет. Так мы познакомились и вместе ходили по выставке, хотя говорила больше я сама, нежели он. И потом, в его мастерской, которая на Старом Арбате, я тоже была излишне говорливой, а надо было бы наоборот. «Ладно, - легкомысленно думала я тогда, - всю нужную информацию найду в Интернете. Накося! СМИ не очень-то баловали Овакима публикациями. Так что тут получился полный облом. И тогда я решила: пусть эта информационная триада «родился, учился, участвовал и т д» останется как бы «за кадром». Всё свелось к тому, что Оваким начал показывать мне свои картины – ранние, 1990-х, последние, и я поняла, что в них, скорее всего, и откроется вся биография художника. Ну, если не вся то большая ее часть.

Воображаемая гора Арарат. Смешанная техника. 2007
Воображаемая гора Арарат. Смешанная техника. 2007

Так и получилось. Почти так. Оваким родился в Грузии в селе Наохреби на берегу реки Поцхов, а учился в Ереванском художественном училище, потом окончил пединститут. В выставках начал участвовать с 27 лет. Может, оттуда, из детства и отрочества, в котором его окружали сады с яблонями и грушами, ивы и река, всё такое яркое и теплое, может, там, в разноцветном окружении появилось и устоялось такое удивительное чувство гармонии, в которой нет ничего лишнего и в которой можно много чего делать. И он делал. Его стиль позднее кто-то назвал «фигуративной абстракцией». Ну что ж, вполне возможно, хотя в самом определении путаются даже искусствоведы, поскольку оно весьма расплывчатое. Понимай как хочешь.

Натюрморт. Картон, масло. 1977
Натюрморт. Картон, масло. 1977
Натюрморт. Картон, масло. 1982
Натюрморт. Картон, масло. 1982
Натюрморт с ромом. 1978 Картон, масло
Натюрморт с ромом. 1978 Картон, масло
Натюрморт. Картон, масло, 1981
Натюрморт. Картон, масло, 1981
Натюрморт, картон, масло, 1981
Натюрморт, картон, масло, 1981

Уже в натюрмортах конца 1970-х-начала 1980-х чувствуется явное тяготение художника к лаконизму как композиции, так и цвета. Ничего лишнего. Всё предельное ясно: Тут яблоко, тут груша с зеленым листиком-парусом, тут две рыбешки на розовой тарелке, традиционные кувшины и другие ёмкости – всё на своем месте. И попробуй сними что-нибудь со стола, замени стул, поставь другой фрукт, добавь синего или зеленого, нет, ничего не получился, ибо тогда натюрморт рухнет.

Композиция. Картон, масло, 1980
Композиция. Картон, масло, 1980
Картина М-167. Картон, масло. 1989
Картина М-167. Картон, масло. 1989
Композиция. 21, 1981. Картон, масло
Композиция. 21, 1981. Картон, масло
Композиция 127 Картон, масло, 1980
Композиция 127 Картон, масло, 1980
Натюрморт-56 1982 Картон, масло
Натюрморт-56 1982 Картон, масло

Вот и совсем прямо-таки мозаичный натюрморт. Как бы вид сверху. В центра два фрукта – две яркие точки, всё остальное может быть чем угодно – стеной, полом, потолком, дверью, столом – кому что приглянется, ибо это совсем неважно. А многофигурные композиции начала 1980-х «выросли» потом, через много лет, в почти «пуговичные» элегии, в которых слегка символически художник заложил сой собственный накал чувств, свое деликатное отношение к зрителю и его чувствам, своё размышление, которое он не шифрует, а с которым делится. Но делится опять же деликатно. Оставляя нам возможность проявить и свое отношение к увиденному и скрытому, неувиденному или еще пока не увиденному. Авторская гармония и гармония зрительская – вещи порой несовместные, но это ничего не значит. Всколыхнулась эмоция – уже хорошо. Не запомнилось, не притянуло – что ж, и такое бывает.

Работы 1990-х
Работы 1990-х
Работы 1990-х
Работы 1990-х
Молитва, Холст на картоне, сусальное золото. 1990
Молитва, Холст на картоне, сусальное золото. 1990

Работал ли Оваким с фигуративом? Конечно, работал. Он все время пробовал. Даже иконы писал но потом понял, что это все же не его стезя. И от статичных лиц и фигур вернулся (или пришел?) к своей Молитве, в которой написанный на армянском текст, как ни странно, понятен, потому что понятна и близка любая женская фигура перед иконой, какой бы она ни была написана. Икона – образ светлый, яркий, с золотом, женщина в молитве – тоже образ и чаще, кстати, жертвенный, порой плачущий и просящий.

Работы 1990-х
Работы 1990-х
Работы 1990-х
Работы 1990-х
Работы 1990-х
Работы 1990-х
Работа 1990-х
Работа 1990-х

Без тени или с тенью. Как некая игра. Лабиринт, из которого вроде бы следует выбраться и найти при этом правильный выход. Но можно и не выходить и спрятаться где-то, войти в любую дверь, даже не постучавшись. Все разрешается, потому что наедине с картиной зритель одинок и может делать, что хочет. Одинок и художник, когда эту картину пишет – за его спиной никто не стоит, никто ему ничего не подскажет и что в конце концов получится – он и сам не знает.

Работа 1990-х
Работа 1990-х
Строение 275. Холст, масло. 1991
Строение 275. Холст, масло. 1991
Ночная прогулка. Холст, масло, 1996
Ночная прогулка. Холст, масло, 1996
Дом № 499. Холст, масло. 1996
Дом № 499. Холст, масло. 1996
Маштоцасар. 1999
Маштоцасар. 1999

Без полутонов. Например, почти панно. Город, которого нет на карте? Сказка в далекой вечерней синеве? Праздник, который всегда с собой? Всё может статься.

В 1990-е
В 1990-е
Сон. Акрил, сусальное золото. 2004
Сон. Акрил, сусальное золото. 2004
2000-е
2000-е
Отдых за свой счет. Акрил, масло, 2000
Отдых за свой счет. Акрил, масло, 2000
Dutcn Fields, картон, масло. 2016
Dutcn Fields, картон, масло. 2016

С тенью и пунктирными линиями. Но без названия. Хотя, скорее всего, это тот же Арарат, который нередко возникал в картинах Овакима. «Сон» – ну точно Арарат. И другие зашифрованные полотна: «Отдых» – яркий и насыщенный, а в «Dutch Fields» видятся знаменитые разномастные бесчисленные голландские тюльпаны – этакий тюльпановый карнавал цветов.

Сочинение про черный квадрат. Смешанная техника. 2004
Сочинение про черный квадрат. Смешанная техника. 2004
Белое утро. Смешанная техника. 2004
Белое утро. Смешанная техника. 2004
Три оттенка серого. Смешанная техника. 2020
Три оттенка серого. Смешанная техника. 2020
Импровизация. Смешанная техника, 2004
Импровизация. Смешанная техника, 2004
Ищите и обрящете. Холст, масло. 2011
Ищите и обрящете. Холст, масло. 2011

В начале нулевых минимализм Овакима достиг своеобразного апогея: его палитра приобретает философское звучание, становится символом исканий художника, импровизацией на тему цвета и формы. Так, в «Сочинении про черный квадрат» квадратов аж двенадцать. Они не черные – они разные. Казимир Малевич как-то сказал: «цвет – сущность живописи, которую предмет всегда убивал». Со своей колокольни он прав. Если отвлечься от предмета. И «Три оттенка серого» у Овакима уводят нас от предмета к цвету с непременным красным квадратиком, по поводу которого сам начинаешь невольно импровизировать. Появляется текст, как на полотне «Ищите и обрящете», где написано по-латыни: quaeriti et invenietis. Правда, у латинян сие изречение звучало проще – ищите и найдете. И всё (опять же маленький красный квадрат на дороге поиска).

Головоломка. Смешанная техника. 2008
Головоломка. Смешанная техника. 2008
Знак-4. Акрил, масло, пастель. 2005
Знак-4. Акрил, масло, пастель. 2005
Сочинение 05-12. Смешанная техника. 2008
Сочинение 05-12. Смешанная техника. 2008

Что касается выставок, то в 1994-м и в 1995-м два года подряд в муниципальной галерее Forum Alte Verft (Старая верфь), что в Нижней Саксонии, у Овакима проходили персональная выставка. В 1998-м он участвовал в международной выставке акварели в испанском городе Бильбао. И, наконец, персональная выставка в галерее «Граф» на немецкой земле Баден-Вюртемберг в городе Гейдельберг. Участвовал он в выставках и в Москве как в групповых, так и в персональных.

Элегия, акрил, масло. 2021
Элегия, акрил, масло. 2021
Тоска, Акрил, масло. 2004
Тоска, Акрил, масло. 2004

Художник конечно, ценится не количеством выставок, в которых он участвовал, и не количеством проданных работ (если уж по большому счету). У него должна быть своя, внутренняя точка отсчета. Если она «работает», то все в порядке. Да, слава и пиар могут и мимо проплывать, а внутренний стержень – его не сдвинешь. Если же в творчество залезает (заходит, заползает) конъюнктура и «потреба» никчемных сторон времени – тогда всё.

Впрочем, Овакиму Сехпосяну не грозят какие бы то ни было подмены от искусства. Хочется только, чтобы на его пути встречались достойные галеристы и кураторы, которые не спутают арт-пространство с базаром, как было зимой в «Коробке». Авось еще поживем – и увидим… Новые знаки, новые сочинения, новые импровизации Овакима Сехпосяна.

#искусство# изобразительное искусство#абстрактное искусство#живопись#Оваким Сехпосян#выставки#