Найти тему
Cat_Cat

Архитектурные ордеры

Оглавление

Котики, я к вам с ордером. И не одним. Не переживайте, не на обыск и ваш арест, а с архитектурными.

Все вы видели колонны и вполне знаете, что это такое. Кто-то даже замечал, что они то гладкие, то ребристые, сверху то завитушки какие-то, а то и вовсе листья кучерявые, а иногда и ничего интересного. Но наверняка вы не задумывались, сколько в них кроется увлекательного и сложного. Поэтому для начала я хочу вас познакомить с основой основ, с колоннами в классических видах ордеров в архитектуре.

Ордер – это сочетание горизонтальных и вертикальных элементов в архитектурной композиции: колонн или пилястр (это такие "недоколонны", которые частично выдаются от плоскости стены) и антаблемента (всё горизонтальное над колоннами). Их существует три основных, и ещё два причисляются к классическим. Рассматривать будем все ордера в базированной базе от товарища Витрувия – древнеримского архитектора и механика I в. до н. э., автора знаменитого трактата "10 книг об архитектуре".

1. Строение дорического и ионического ордеров.
1. Строение дорического и ионического ордеров.

Об особенностях их колонн я кратко вам и расскажу сейчас, а вы потом будете на экскурсиях или прогулках по всяким историческим местам с умным видом рассказывать своим спутникам.

Колонны у древних греков и римлян несли в себе символический образ человека. Он чётко прослеживается в формах и элементах. У колонны в самом грубом делении есть база – нижняя часть, ствол и капитель – верхняя часть. Это знание поможет нам дальше их рассматривать внимательнее.

Дорический ордер.

Бывает греческий и римский, но у них отличие, по сути, в антаблементе, а мы сейчас будем говорить о колоннах.

Дорический ордер приземист, плотен, суров и устойчив. Он символ мужской надёжности, без лишних витиеватостей. Особенность дорийского ордера в том, что колонна не имеет базы. Она сразу стволом опирается на пол. Колонны шире всего вовсе не в самом низу: они как будто немного пузатые слегка. Но в тех рамках, чтобы продолжать всем нравиться. Вдоль ствола колонн расположены каннелюры – то есть они ребристые. И именно в этом ордере этих "ложбинок" всего 20. На самом деле, в более древних храмах бывало и 16 или 24, а в поздних – 32. Но классика есть классика. Ещё одна особенность в том, что каннелюры не отделены друг от друга этакими полочками, они стыкуются сразу под углом друг с другом.

Капитель, "голова", колонны максимально простая и геометричная. Без заморочек: удобная, понятная, надёжная, изящная в своей простоте. Хорошая мужская башка такая.

Один из самых известных примеров дорического ордера – Парфенон.

2. Дорический ордер, Парфенон.
2. Дорический ордер, Парфенон.

Ионический ордер.

Логично предположить, что это – женский образ. И, пожалуй, даже так бы вы нарисовали колонну: с характерными завитушками по бокам. Завитушка эта называется волюта, и её построение во времена университета отложилось в моей памяти навсегда.

Колонны по пропорциям тоньше дорических, в разное время их высота была от восьми до девяти диаметров основания. У ионических колонн практически отсутствует энтазис – то самое утолщение, "пузико", которое хорошо заметно в дорическом ордере. Дополнительную визуальную утончённость стволу придают весьма глубокие каннелюры (вот тут их 24 штуки) с полочками – небольшим разделительным пространством между ними. Мало того, что это само по себе дробит и удлиняет, но и тени, ложащиеся вглубь каждого каннелюра, создают большую контрастность на фигуре колонны, делая её внешне стройнее. Ионическая колонна выглядят легко, но надёжно, устойчиво. Как та женщина, что патроны своему мужчине подаёт, даже если у неё бигуди на голове.

Вы уже поняли, что в глаза бросается в этом ордере волюта – те "бигуди". В самом начале вся капитель имела явственно вытянутую форму и выполняла роль подбалки. То есть не балка, но нагрузку собирала и передавала неплохо. Потом, уже к концу VI в. до н. э., она приближается к квадрату. Из-за того, что главный и боковой фасад капители сильно отличались, угловые колонны требовали особых решений. Путём всяких смен поз в какой-то момент пришли к позиции, где угловая волюта располагалась под углом 45° к обоим фасадам.

База часто похожа на гармошку, чередующиеся выпуклые и вогнутые элементы как будто передают ощущение того сжимающего усилия, которое она передаёт от ствола к основанию. Нередко выпуклые элементы – валы, торусы – были украшены орнаментом.

Как классический пример – один из главных храмов в Греции – Эрехтейон.

3. Ионический ордер, Эрехтейон.
3. Ионический ордер, Эрехтейон.

Коринфский ордер.

Пропорции коринфского ордера схожи с ионическим, часто ещё более стройный (до 10 диаметров основания) ствол с 24-мя каннелюрами, но капитель значительно выше, украшена сложным растительным орнаментом: цветками, лепестками – акантами.

4. Строение коринфского ордера.
4. Строение коринфского ордера.

Как можно догадаться, здесь скрывается образ юной девушки. По этому поводу Витрувий приводит замечательную легенду о возникновении коринфской капители:

«9. Изобретение же его капители, согласно преданию, произошло таким образом: одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которые эта девушка берегла при жизни, как зеницу ока, уложила их в корзинку, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. Тем временем, с наступлением весны, корень аканфа, придавленный этой тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.

10. В это время Каллимах, которого Афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли κατατεχνος, проходя мимо гробницы, обратил внимание на эту корзинку и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизною вида и формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера.»

Витрувий, «10 книг об архитектуре ", книга IV, глава 1.

Яркий представитель коринфского ордера в Греции – Храм Зевса Олимпийского, Олимпейон.

5. Коринфский ордер, Храм Зевса Олимпийского.
5. Коринфский ордер, Храм Зевса Олимпийского.

Это три базовых архитектурных ордера. Также к классическим причисляется тосканский ордер, Витрувий называет его этрусским. Он появляется в Древнем Риме, и в отдельный стиль его не выделяли. По сути, это упрощённый вариант ордера дорийского, но с пропорциями ближе к ионическому. Куда ж ещё проще? Уберите каннелюры и сделайте ствол гладким.

6. Тосканский ордер.
6. Тосканский ордер.

И ордер композитный, тоже древнеримского происхождения, который был сочетанием ионического и коринфского. Собираем вместе волюты и аканты – больше завитушек, больше листиков! Каннелюры на стволе могут быть, а могут и не быть.

7. Композитный ордер.
7. Композитный ордер.

Про математические модели и закономерности, построение, про символизм и историю применения архитектурных ордеров написано много целых книг в разные времена, и говорить об этом можно долго. Но, уже умея отличать один от другого, надеюсь, вам будет интереснее смотреть на колонны.

Муркнула вас.

Автор: Снежана Зюбанова.