Приводимый ниже портрет фигурирует в интернете как изображение графа Эммануила Францевича Сен-При (Гийома Эммануэля Геньяра де Сен-При) (1776-1814). В этом качестве он представлен в частности на неплохом российском ресурсе по наполеоновским войнам, который обычно отличается достоверностью приводимых ведений, в этом же качестве он широко воспроизводится и на зарубежных сайтах.
Любителям и знатокам истории Отечественной войны 1812 г. и наполеоновских войн в целом нет необходимости объяснять кто такой Э.Ф. Сен-При. Французский эмигрант-роялист, служил в эмигрантских военных формированиях, затем в русской армии, участник кампаний 1805 и 1806-07 гг., командир Лейб-гвардии Егерского полка, потом – 12-ой пехотной дивизии, в 1812 г. – начальник штаба 2-ой Западной армии, соратник Багратиона. В 1814 г., во время кампании во Франции смертельно ранен в сражении при Лаоне и умер 17 (29) марта в возрасте тридцати семи лет.
При взгляде на интересующий нас сегодня портрет его подпись как изображение Э.Ф. Сен-При можно воспринять разве что как шутку. Представленный на портрете персонаж облачен во французский (вполне возможно, иной западноевропейской страны, находящейся под французским влиянием, но главное – не русский) мундир. Эммануил Францевич Сен-При с 1801 г. находился только на русской службе и иного мундира, кроме русского, до самой смерти не носил. Персонаж портрета, помимо российских орденов Св. Георгия 3-ей степени и Св. Владимира 4-ой степени, награжден также французскими орденами Почетного легиона и Св. Людовика, а еще испанским – Карлоса III. Скончавшийся буквально за считанные дни до победы того дела, которому он служил в рядах чужой армии, Э.Ф. Сен-При просто не мог получить учрежденный Наполеоном орден Почетного легиона, затем сохраненный Бурбонами. Да и данных о наличии у Эммануила Францевича орденов Св. Людовика и Карлоса III мне тоже обнаружить не удалось.
Итак, атрибуция портрета явно ошибочна. Будем пытаться установить реальную личность портретируемого, тем более, что сочетание в его наградном комплекте российских, французских и испанской наград представляет собой достаточно нетривиальный случай.
Сначала в поиске нашего персонажа я решил просмотреть перечень кавалеров испанского ордена Карлоса III как высшей из имеющихся у него наград. Но доступный мне в Википедии такой перечень, видимо, не полон, просмотр его результата не принес. Тогда я решил зайти «с другой стороны» и просмотреть хронологический перечень кавалеров российского ордена Св. Георгия 3-ей степени.
После первичного отсева на дне моего ситечка остались два «кандидата». Одним из них стал Анж Иасент Максанс де Дамас де Кормайон, барон де Дамас или – в России – Максим Иванович де Дамас. Тоже, разумеется, французский эмигрант периода Великой революции, получил образование в Артиллерийском и Инженерном шляхетском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, затем – гвардейский офицер, участник в составе русской армии кампаний 1805, 1806-07, 1812 г. (ранен при Бородино), 1813 (произведен в генерал-майоры) и 1814 гг. Пожалован орденом Св. Георгия 3-ей степени за отличие взятии Парижа. При Реставрации перешел с российской на французскую службу, принят на последнюю генерал-лейтенантом (три звездочки на эполетах, как и у нашего персонажа), позднее занимал посты военного министра и министра иностранных дел Французского королевства. По многим наградам у де Дамаса есть совпадения с персонажем рассматриваемого портрета. Что касается внешнего сходства то, вот тут, вроде, не похож
А вот здесь, вроде, можно и найти схожие черты
Главной причиной отказаться от этой версии стала информация о том, что де Дамас еще в 1813 г. был награжден орденом Св. Владимира 3-ей степени. Наш же персонаж имеет только 4-ую степень этого ордена, при том, что портрет явно выполнен в период Реставрации, то есть тогда, когда орден Св. Владимира 3-ей степени у де Дамаса уже давно был и был бы обязательно запечатлен.
Итак, из имевшихся «кандидатов» в изображенные на портрете, как в «Горце», остался только один. Это…. де Сен-При. Только не Эммануил Францевич (Гийом Эммануэль Геньяр), а Людвиг Францевич (Эммануэль Луи Мари Гиньяр), родной брат предыдущего. Родился в 1789 г., приехал в Россию вместе с братом, также служил в гвардии, отличился в 1813 г. После Реставрации также перешел на французскую службу, отличился в 1824 г. в походе «Ста тысяч сыновей Святого Людовика» в Испанию на подавление тамошней революции, за что и получил чин генерал-лейтенанта и российский орден Св. Георгия 3-ей степени. В дальнейшем подвизался на дипломатической службе, после Июльской революции 1830 г. участвовал в роялистских заговорах. Умер в 1881 г.
По наградам у этого Сен-При, скажем так, значительное совпадение с персонажем рассматриваемого портрета. Известно, что орден Св. Владимира 4-ой степени у него был с бантом, и таковой бант, правда, несколько измененный в соответствии с французскими традициями – в виде розетки, виден на знаке этого ордена на портрете на левой стороне груди портретируемого. Смущает только то, что на портрете отсутствуют несколько нефранцузских наград, имевшихся у Людвига Францевича – российский орден Св. Анны 2-ой степени, прусский Pour le Mérite и испанский Св. Фердинанда. Но надевание не всех имевшихся у человека иностранных наград для позирования художнику достаточно частая практика в XIX в. Кроме того, испанский орден Св. Фердинанда мог быть получен Сен-При и после создания нашего портрета, точной датой награждения я не располагаю.
Что касается достоверных портретов Э.Л.М. Геньяра де Сен-При, то в интернете доступен лишь один, лишь в плохом качестве и изображающий его в более пожилом возрасте..
На мой взгляд, внешность на этом портрет, как минимум, «не противоречит» внешности персонажа рассматриваемого портрета.
Итак, полагаю, имеет место небольшая путаница – за портрет Эммануила Францевича Сен-При (Гийома Эммануэля Геньяра де Сен-При) в интернете принимают изображение его младшего брата Людвига Францевича (Эммануэля Луи Мари Гиньяра де Сен-При).
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.