Найти в Дзене
Исторические мелочи

О графе Сен-При и небольшой путанице

Приводимый ниже портрет фигурирует в интернете как изображение графа Эммануила Францевича Сен-При (Гийома Эммануэля Геньяра де Сен-При) (1776-1814). В этом качестве он представлен в частности на неплохом российском ресурсе по наполеоновским войнам, который обычно отличается достоверностью приводимых ведений, в этом же качестве он широко воспроизводится и на зарубежных сайтах.

Любителям и знатокам истории Отечественной войны 1812 г. и наполеоновских войн в целом нет необходимости объяснять кто такой Э.Ф. Сен-При. Французский эмигрант-роялист, служил в эмигрантских военных формированиях, затем в русской армии, участник кампаний 1805 и 1806-07 гг., командир Лейб-гвардии Егерского полка, потом – 12-ой пехотной дивизии, в 1812 г. – начальник штаба 2-ой Западной армии, соратник Багратиона. В 1814 г., во время кампании во Франции смертельно ранен в сражении при Лаоне и умер 17 (29) марта в возрасте тридцати семи лет.

Дж. Доу «Портрет Э.Ф. Сен-При», 1820 г.
Дж. Доу «Портрет Э.Ф. Сен-При», 1820 г.

При взгляде на интересующий нас сегодня портрет его подпись как изображение Э.Ф. Сен-При можно воспринять разве что как шутку. Представленный на портрете персонаж облачен во французский (вполне возможно, иной западноевропейской страны, находящейся под французским влиянием, но главное – не русский) мундир. Эммануил Францевич Сен-При с 1801 г. находился только на русской службе и иного мундира, кроме русского, до самой смерти не носил. Персонаж портрета, помимо российских орденов Св. Георгия 3-ей степени и Св. Владимира 4-ой степени, награжден также французскими орденами Почетного легиона и Св. Людовика, а еще испанским – Карлоса III. Скончавшийся буквально за считанные дни до победы того дела, которому он служил в рядах чужой армии, Э.Ф. Сен-При просто не мог получить учрежденный Наполеоном орден Почетного легиона, затем сохраненный Бурбонами. Да и данных о наличии у Эммануила Францевича орденов Св. Людовика и Карлоса III мне тоже обнаружить не удалось.

Итак, атрибуция портрета явно ошибочна. Будем пытаться установить реальную личность портретируемого, тем более, что сочетание в его наградном комплекте российских, французских и испанской наград представляет собой достаточно нетривиальный случай.

Сначала в поиске нашего персонажа я решил просмотреть перечень кавалеров испанского ордена Карлоса III как высшей из имеющихся у него наград. Но доступный мне в Википедии такой перечень, видимо, не полон, просмотр его результата не принес. Тогда я решил зайти «с другой стороны» и просмотреть хронологический перечень кавалеров российского ордена Св. Георгия 3-ей степени.

После первичного отсева на дне моего ситечка остались два «кандидата». Одним из них стал Анж Иасент Максанс де Дамас де Кормайон, барон де Дамас или – в России – Максим Иванович де Дамас. Тоже, разумеется, французский эмигрант периода Великой революции, получил образование в Артиллерийском и Инженерном шляхетском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, затем – гвардейский офицер, участник в составе русской армии кампаний 1805, 1806-07, 1812 г. (ранен при Бородино), 1813 (произведен в генерал-майоры) и 1814 гг. Пожалован орденом Св. Георгия 3-ей степени за отличие взятии Парижа. При Реставрации перешел с российской на французскую службу, принят на последнюю генерал-лейтенантом (три звездочки на эполетах, как и у нашего персонажа), позднее занимал посты военного министра и министра иностранных дел Французского королевства. По многим наградам у де Дамаса есть совпадения с персонажем рассматриваемого портрета. Что касается внешнего сходства то, вот тут, вроде, не похож

Дж Доу «Портрет М. И. де Дамаса», 1820 г.
Дж Доу «Портрет М. И. де Дамаса», 1820 г.

А вот здесь, вроде, можно и найти схожие черты

Ж.Б. Изабе «Портрет А.И.М. де Дамаса», 1807 г
Ж.Б. Изабе «Портрет А.И.М. де Дамаса», 1807 г

Главной причиной отказаться от этой версии стала информация о том, что де Дамас еще в 1813 г. был награжден орденом Св. Владимира 3-ей степени. Наш же персонаж имеет только 4-ую степень этого ордена, при том, что портрет явно выполнен в период Реставрации, то есть тогда, когда орден Св. Владимира 3-ей степени у де Дамаса уже давно был и был бы обязательно запечатлен.

Итак, из имевшихся «кандидатов» в изображенные на портрете, как в «Горце», остался только один. Это…. де Сен-При. Только не Эммануил Францевич (Гийом Эммануэль Геньяр), а Людвиг Францевич (Эммануэль Луи Мари Гиньяр), родной брат предыдущего. Родился в 1789 г., приехал в Россию вместе с братом, также служил в гвардии, отличился в 1813 г. После Реставрации также перешел на французскую службу, отличился в 1824 г. в походе «Ста тысяч сыновей Святого Людовика» в Испанию на подавление тамошней революции, за что и получил чин генерал-лейтенанта и российский орден Св. Георгия 3-ей степени. В дальнейшем подвизался на дипломатической службе, после Июльской революции 1830 г. участвовал в роялистских заговорах. Умер в 1881 г.

По наградам у этого Сен-При, скажем так, значительное совпадение с персонажем рассматриваемого портрета. Известно, что орден Св. Владимира 4-ой степени у него был с бантом, и таковой бант, правда, несколько измененный в соответствии с французскими традициями – в виде розетки, виден на знаке этого ордена на портрете на левой стороне груди портретируемого. Смущает только то, что на портрете отсутствуют несколько нефранцузских наград, имевшихся у Людвига Францевича – российский орден Св. Анны 2-ой степени, прусский Pour le Mérite и испанский Св. Фердинанда. Но надевание не всех имевшихся у человека иностранных наград для позирования художнику достаточно частая практика в XIX в. Кроме того, испанский орден Св. Фердинанда мог быть получен Сен-При и после создания нашего портрета, точной датой награждения я не располагаю.

Что касается достоверных портретов Э.Л.М. Геньяра де Сен-При, то в интернете доступен лишь один, лишь в плохом качестве и изображающий его в более пожилом возрасте..

Неизвестный художник «Генерал Сен-При», 1850 г.
Неизвестный художник «Генерал Сен-При», 1850 г.

На мой взгляд, внешность на этом портрет, как минимум, «не противоречит» внешности персонажа рассматриваемого портрета.

Итак, полагаю, имеет место небольшая путаница – за портрет Эммануила Францевича Сен-При (Гийома Эммануэля Геньяра де Сен-При) в интернете принимают изображение его младшего брата Людвига Францевича (Эммануэля Луи Мари Гиньяра де Сен-При).

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.