Тем более, что 50% инвестиций в этот проект - мне возместит государство, по специальной программа, ведь речь идёт об амбициозной IT-компании, имеющей статус резидента "Сколково" и угрожающей занять самый большой рынок страны.
Как именно будем возвращать - в конце статьи дам мини-инструкцию, заодно и к «Сколково» вернёмся - не пропустите. А пока что, перейдём к сути сегодняшнего обзора.
Знакомо ли Вам такое явление, как маркетплейс нефтепродуктов?
Практически уверен, что в большинстве случаев ответ будет отрицательным. Возможно, среди тех, кто интересуется темой инвестиций, или вдруг занимает снабженческие должности в крупных компаниях, некоторые даже слышали "что-то" - но "маркетплейс" у нас, пока что, скорее ассоциируется с обыкновенным "интернет-магазином где есть всё для людей", например WB, Озон, или Я. Маркет.
Поэтому, для начала предоставлю вам небольшую историческую справку, рассказав "как вообще у нас продаются нефтепродукты".
А поможет мне вот такая простая схема:
Внебиржевой опт - топливо, продаётся по госконтрактам и тендерам, а также в розницу ВИНК - Вертикально Интегрированных Нефтяных Компаний
ВИНК - это компания(или группа компаний), деятельность которой включает в себя все производственные процессы в отрасли - то есть, от добычи нефти до продажи бензина на АЗС.
Крупный опт - большие партии топлива поступают с Нефтеперерабатывающих заводов на нефтебазы, откуда их скупают посредники - нефтетрейдеры, и перепродают их конечным покупателям.
Мелкий опт - во всей этой схеме остаётся в самой "серой", оффлайн зоне. Небольшие партии приобретаются всё теми же посредниками для нужд среднего и малого бизнеса.
Итого - чем не устраивает текущая модель?
Несложно догадаться, что больше всего на таком рынке страдают покупатели как раз среднего и малого бизнеса - это и застройщики, и небольшие сети АЗС, и фермеры - и многие другие. Почему страдают? Да потому что тут нет по-настоящему надёжного, долгосрочного и стабильного поставщика. Сегодня трейдер предлагает одну цену, завтра у него "дефицит" - и попросит совсем другую.
Кроме того, посредники - это не всегда 1 человек. Цепочка может быть довольно длинной, и стоимость топлива для покупателя будет настолько невыгодна, что встанет вопрос вообще о рентабельности бизнеса.
А ещё сюда можно добавить:
- траты времени сотрудников - элементарно на сравнение условий и цен, поиск лучшего предложения на рынке и согласование поставки с посредником
- нет гарантий качественного топлива.
- высокую стоимость отсрочки платежа(или вообще отсутствие такой возможности)
А что поставщики?
Тут тоже имеется целый ряд проблем:
- Бесконечный поиск новых покупателей и согласование контрактов
- Высокие затраты на обработку каждого заказа
- Постоянно растущие маркетинговые бюджеты
- Нет удобного инструмента для мониторинга рынка, в связи с чем - на это уходит очень много времени.
- Высокие риски при кредитовании покупателей
Решение - есть!
Вот тут мы и подобрались к сути обзора. Встречайте, первый маркетплейс нефтепродуктов - Open Oil Market:
Схема работы предельно проста и справедлива. Покупатель и Перевозчик - то есть ключевые фигуры всей цепочки, пользуются сервисом абсолютно бесплатно. Это вполне логично, привлекать нужно и тех и других - без них всё остальное не имеет смысла.
НПЗ/Производители - чтобы избавить себя от целого ряда проблем, и снабдить шикарным каналом продаж на постоянной основе платят копеечную для себя (15-25 тысяч рублей в год) абонентскую плату, делятся с маркетплейсом 0.1-0.4% от своего оборота + 200 рублей с каждой тонны топлива в качестве брокерского вознаграждения.
Банки - партнёры, также рады будут принести 0.2% годовых за транзакции по эксроу-счетам, ведь это обеспечит их хорошим потоком довольно солидных кредитов.
И объединяет всех участников рынка - B2B-агрегатор, или маркетплейс нефтепродуктов.
Который в этой схеме, как и все остальные, только выигрывает - привлекая этими, казалось бы, низкими комиссиями большое количество клиентов, которые будут заключать огромное количество сделок, поскольку выгода очевидна.
А вот показатели компании, и планы на будущее:
Вполне солидно для молодой компании, ещё и можно сказать в "новой нише".
Ну а как тут выигрывает потенциальный инвестор?
И вот, мы плавно подобрались к "самому вкусному".
Полноценный выход на биржу, путём IPO, тут конечно придётся подождать (планируется в 2026 году) - но уже сейчас есть возможность инвестирования: куда более интересная на мой взгляд, и называется она pre-IPO
Pre-IPO – это инвестиции в частные компании, которые пока не разместили акции на бирже, но находятся на поздних раундах и планируют листинг в течение 1-2 лет. Цена входа в таких проектах всегда минимальная и позволяет привлечь финансирование для завершения подготовки к “большому” IPO.
Таким образом, компания планирует привлечь 1,258 млрд рублей на развитие бизнеса уже сейчас.
Размещение происходит на площадке "АО ВТБ-Регистратор", посредством закрытой подписки, ограниченному кругу лиц.
Структура распределения этих инвестиций, согласно отчёту компании будет выглядеть следующим образом:
Такой план, по прогнозам компании, приведёт к пятикратному росту выручки к 2026 году причём что немаловажно - большая часть за счёт IT-компании:
Впрочем, как видим - компания уже сейчас растёт в геометрической прогрессии.
Вот финансовые показатели, также текущие и прогнозные:
Почему я вижу тут перспективы исполнения столь оптимистичных прогнозов ?
Факт - сейчас идёт активная цифровизация всего и вся в нашей стране.
Вспомните, как ещё несколько лет назад, за многими товарами мы ездили в оффлайн-магазины, на рынки и т.д., стояли в очередях, или месяц ждали доставку из Китая - а сейчас просто заказываем их на маркетплейсах, выбирая лучшее предложение среди массы поставщиков и в течении 1-2 дней забираем из ближайшего пункта выдачи.
То же касается и документооборота - из "бумажного" он постепенно переходит в электронный.
Так вот, рынок нефтепродуктов не станет исключением - и со временем, покупатели и поставщики "распробуют" те преимущества, которые даёт им маркетплейс и несомненно станут его активными клиентами.
Для сегмента B2B, эта "цифровизация" требует большего количества времени, так как далеко не все готовы быстро изменить свои привычные, отлаженные бизнес-процессы и попробовать что-то новое, да и чеки на этом конкретном рынке далеко не как у "физиков" 500-1000 рублей на том же WB, а 1-1.5 миллиона рублей.
Ещё один факт - компания Open Oil Market, можно сказать "первопроходец" в этой бизнес-модели. Своего рода "Amazon" на российском рынке нефтепродуктов, который впоследствии и снимет все "сливки", и "приучив к себе" самых крупных клиентов.
К тому же, помимо бензина всех марок Open Oil Market УЖЕ предлагает своим клиентам довольно широкий ассортимент: дизель, керосин, гидравлические, компрессорные, трансмиссионные, моторные и редукторные масла, различные смазки, несколько видов глины и песка.
Вероятнее всего, данный маркетплейс будет главным на товарно-сырьевом рынке страны, а может быть и за её пределами...
Теперь про "Сколково" и кэшбек инвестиций
Компания Open Oil Market - резидент инновационного центра "Сколково", а также имеет статус IT-компании. А такие компании пользуются активной поддержкой государства, в том числе и по вопросу привлечения инвесторов.
В рамках Программы возмещения инвестиций частным инвесторам (бизнес-ангелам) Фонда «Сколково» (принята постановлением Правительства РФ в 2019 году) для частных инвесторов открыта возможность возмещения 50% вложений.
Как это работает?
Физическое лицо инвестирует в компанию-участника программы от 500 тысяч рублей на данном этапе. Фонд "Сколково" сразу компенсирует 50% от этой суммы, но не более, чем уплаченный инвестором, суммарный НДФЛ за последние три года.
Например, вы инвестировали в компанию 1 миллион рублей:
- при этом, за три предыдущих года заплатили НДФЛ на 500 тысяч рублей - вам компенсируют 500 т.р, что равно 100% НДФЛ и 50% инвестиций
- если НДФЛ уплачено на 800 тысяч рублей - вам компенсируют только 500 т.р, это 50% ваших инвестиций
- если НДФЛ уплачено на 300 тысяч - вам компенсируют 300 т.р, то есть 100% от НДФЛ, и выходит 30% ваших инвестиций
Полагаю, с этим понятно. Риски минимизируются вдвое, заодно и уплаченный налог вернуть можно таким образом.
Как и обещал - даю подробную мини-инструкцию по возврату ваших инвестиций за счёт фонда "Сколково", она будет лежать здесь
Более подробную информацию касаемо Pre-IPO от самой компании вы можете получить тут
Сайт самого маркетплейса также оставлю для ознакомления, под этой ссылкой
Надеюсь Вам понравился данный обзор, и он был полезен. Буду признателен, если поставите лайк =)
Если вдруг остались вопросы, или Вы хотели бы высказать своё мнение на счёт этого проекта - буду рад пообщаться в комментариях.
Обращаю Ваше внимание, что данный пост не является Индивидуальной Инвестиционной Рекомендацией, и не носит рекламный характер - только обзор и моё личное мнение на этот счёт, все финансовые решения в любом случае - за Вами.
Все цифры, в т.ч прогнозные, а также показатели компании, которые использовались в обзоре - предоставлены самой компанией, и находятся в открытом доступе - здесь.