В Сибирском казачьем войске остро стояла проблема подготовки офицерских и чиновничьих кадров для нужд войска. Учебных заведений для их подготовки после преобразования войскового училища в Сибирский кадетский корпус (который был впоследствии преобразован в военную гимназию) в Сибирском казачьем войске практически не существовало, проблема подготовки кадров очень остро стояла в войске. Слабая заселённость, нежелание выпускников университетов и учительских семинарий, институтов и других учебных заведений переезжать в Сибирь, несмотря на повышенный оклад и другие льготы, удаление крупных населённых пунктов друг от друга не способствовали открытию школ, училищ и гимназий в Сибири и на Дальнем Востоке.
В России очень часто решение государственных задач зависело от личности человека, занимающего пост. Проблема учебных заведений у казаков Сибири и Дальнего Востока решалась в зависимости от личности губернаторов, которые являлись в этих войсках наказными атаманами, от их отношения к своим обязанностям и к казачеству.
В 1861 году Сибирское линейное казачье войско, было преобразовано в Сибирское казачье войско, было утверждено императором Николем II "Положение о Сибирском казачьем войске". В Положении был прописан регламент жизни казаков. Указывались множество аспектов. Пятый раздел этого Положения назывался "Об учебных заведениях".
В этом разделе было указано, где готовили кадры для войска. Основным военным учебным заведением, где готовили офицеров был указан Сибирский кадетский корпус. В этот корпус принимали сыновей штаб- и обер-офицеров, служивших и служащих в Сибирском линейном казачьем войске (дети зауряд-офицеров не принимались). Сыновья казаков, родившиеся до получения офицерского чина, имели ограничения для поступления. Только один из сыновей, родившихся до производства отца в офицеры мог поступать в кадетский корпус.
В 1866 году Сибирский кадетский корпус был реорганизован в военную гимназию, станичные школы не могли дать необходимые знания для поступления в военную гимназию, и для подготовки детей казаков в 1877 году был открыт Подготовительный пансион для детей офицеров и чиновников Сибирского казачьего войска на 35 воспитанников, различного содержания.
В 1882 году кадетский корпус был вновь восстановлен, но офицеров он уже не выпускал. После обучения в корпусе кадеты для получения офицерского чина должны были пройти обучение в военном училище.
С целью повысить образовательный уровень детей казаков в Положении был принят пятый раздел Положения "Об учебных заведениях". Согласно этого раздела, в каждом из 12 округов войска предполагалось открыть окружное училище. Со штатной численностью 30 воспитанников. В училище по штату предусматривался законоучитель из местных священников, учителей из офицеров - 2, учитель из урядников - 1. Учителя назначаются из офицеров, окончивших Сибирский кадетский корпус или из гражданских средних заведений. Учитель верхнего класса руководит училищем в качестве инспектора классов. Вся хозяйственная часть училища возлагается на заседателя, заведующего казначейской частью округа. Приготовление пищи, прислуга, наблюдение за внутренней и наружною чистотой училища определяется из внутренне служащих войска, преимущественно по собственному желанию.
В училище было три класса. Время обучения в каждом классе было продолжительностью два года. Учебный год был продолжительностью 10 месяцев с 15 сентября по 1 июля, проводились экзамены, и воспитанников отпускали на каникулы. Была разработана программа обучения на каждый класс. В первом классе изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, чистописание, рисование. Во втором классе изучали Закон Божий, русский язык, географию, арифметику, рисование, чистописание, черчение архитектурных предметов. В верхнем классе изучали: Закон Божий, русский язык, географию, русскую историю, арифметику, строительное искусство, черчение архитектурных предметов, чистописание. Гимнастике и фехтованию воспитанников обучали урядники полковых учебных команд.
По окончанию училища выпускники, показавшие отличные успехи, выпускались старшими урядниками, показавшие удовлетворительные успехи выпускались младшими урядниками. Слабоуспевающие выпускались казаками в полки или использовались во внутреннем управлении. Урядники могли направляться в станичные школы и окружные училища. Выпускники, дети нижних чинов, через 6 лет могли стать офицерами.
Предполагалось иметь в каждом округе по училищу, но в связи с отсутствием преподавателей, отсутствием средств и нежеланием казаков отправлять детей учиться на шесть лет далеко от дома, было открыто всего два: в Павлодаре и Кокчетаве, и то только для приходящих учеников.
Кроме окружных училищ, предполагалось иметь в каждой станице школу. В школах обучались дети всех станичных обывателей. Посещение было обязательным. Обучались чтению и письменности, закону Божьему, первым четырём правилам арифметики. Учителем назначался из числа окончивших Омское войсковое училище урядников. Но проблема учителей стояла очень остро, и в 1875 году за счёт средств войска стали готовить учителей для станичных школ в Омской учительской гимназии.
Уважаемые читатели. Если вас интересует военная история, казачьих и иррегулярных войск Российской империи, в истории нашего государства их насчитывалось свыше 50-ти в различные исторические периоды. Если вам интересна история Русской армии до 1917 года, подпишитесь на канал, и в подборке на канале вы сможете узнать интересные факты об русской армии и казачьих и иррегулярных войсках. Например, об Екатеринославском казачьем войске, об Азовском казачьем войске, об Аграханском казачьем войске. Сможете прочесть о Ногайском, Крымско-Татарском, Калмыцком войсках и других иррегулярных войсках, созданных по казачьему принципу. Узнаете о военно-учебных заведениях, готовивших кадры для казачьих войск.
P. S. Уважаемые читатели. Если Вам понравился мой рассказ, то будьте так добры, поставьте лайк за оценку моего труда.