Конечно, сами дрова не являются топливом для автомобильного мотора, а вот горючий газ, образующийся при их горении, годится для этого. Впервые его стали получать во второй половине 19 века и использовать для уличного освещения.
Первую газогенераторную установку для автомобиля придумал немецкий инженер Жорж Эмбер в конце 20-х годов прошлого века. Получаемый в ней газ очищался, затем охлаждался, смешивался с воздухом и поступал в камеру двигателя внутреннего сгорания. При этом переделывать ДВС не требовалось. Через десять лет в Европе началось массовое производство автомобильных газогенераторов.
Рассмотрим простейшую схему газогенератора
Он представляет собой вертикальный цилиндр, который до верху загружают топливом. Им служат древесные чурки, щепа, брикеты из опилок, торфа и соломы, а также уголь.
При горении топлива в нижней части цилиндра образуется высокая температура, достигающая 1500 градусов. Под ее воздействием в верхних слоях древесины образуется горючая смесь из окисей углерода (СО) и водорода (Н2).
Далее смесь, для повышения удельная калорийности, поступает в охладитель. Он, как и цилиндр довольно крупный узел газогенератора. Из охладителя газ попадает в фильтр-очиститель, где избавляется от золы и примесей.
Потом он следует в смеситель, где образуется топливная смесь, направляемая в камеру сгорания двигателя автомобиля.
Бум машин, работающих на дровяных чурках
В годы Второй мировой войны возник острый дефицит бензина. В странах Европы , масса автомобилей, автобусов и тракторов были оснащены газогенераторами. В Германии для них создали более трех тысяч заправочных станций. Там пытались даже оснастить такой установкой легкие танки.
Все вроде бы просто, да только недостатков у газогенераторных автомобилей было слишком много. Перечислим основные:
- запуск двигателя занимал не менее 15 минут
- снижение грузоподъемности за счет веса установки (от 200 до 400 кг)
- малый пробег на одной заправке
- снижение мощности двигателя на 30%
Есть ли машины, работающие на древесном газе, сегодня
Оказывается, есть и больше всего их в Скандинавских странах.
Мы уже упоминали, что газогенераторная установка выглядит как большой нагреватель воды, к тому же имеющая значительный вес. На современных моделях ее размещают в багажном отделении, на платформе, установленной впереди или сзади автомобиля, или на прицепе. На пикапах место для нее в кузове. Топливом служат специальные брикеты.
Чтобы двигатель внутреннего сгорания работал на древесном газе его пришлось слегка доработать. В частности, чтобы не терять мощность, повышали степень сжатия. Также ставили более сильный генератор для электровентилятора, который вдувает воздух в топливную смесь.
Приведем пример с газогенераторной Volvo
Одной заправки в 30 кг древесного топлива ей достаточно для пробега на 100 км. При этом автомобиль достигает скорости 120 км/час. Если заднее пассажирское сидение загрузить мешками с брикетами, то можно проехать 400 км. Правда, несколько раз придется останавливаться для дозаправки.
Примечание:
Древесные чурки – дешевая альтернатива бензину. Может быть мы дойдем и до этого. Технологии получения топливной смеси для ДВС из отходов древесины не утеряны.