Автомобильные дороги в городах и за пределами населенных пунктов являются основой транспортной инфраструктуры страны. Безопасность движения автомобилей по дорогам в темное время суток и при плохой погоде напрямую зависит от качества системы необходимого освещения. Строительство систем освещения вдоль автомобильных дорог играет важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения, особенно в темное время суток. Качественное освещение способствует снижению аварийности, улучшает видимость на пути следования транспортных средств и повышает комфорт для водителей и пешеходов. Рассмотрим ключевые аспекты, которые необходимо учитывать при проектировании и строительстве осветительных систем на автомобильных дорогах.
Наличие подсветки дорожной полосы на междугородних трассах на треть уменьшает риск дорожно-транспортного происшествия. А подсветка в городах повышает безопасность движения на автомобилях на 45%.
Государственными стандартами и санитарными нормами, действующими в нашей стране, предусмотрены строгие нормы освещенности автомобильных дорог в зависимости от их расположения и интенсивности движения.
Нормы освещенности дорог
Интенсивность освещения полотна автомобильной дороги зависит от типа магистрали, скорости движения по ней, количества проезжающих машин. Возможны следующие варианты:
- Дороги государственного значения, по которым проезжает до 5 тыс. автомобилей за час, должны освещаться фонарями так, чтобы уровень освещенности на уровне полотна составлял не менее 20 лк.
- Для автомобильных дорог районного назначения, по которым проезжает до 1000 автомобилей за час, уровень освещенности может составлять 15 лк, а если интенсивность движения не превышает 500 машин — 10 лк.
- Дороги местного значения могут освещаться в пределах 4-6 лк.
- Улицы для движения автомобилей, которые находятся в городской черте, должны освещаться на уровне 20 лк.
- Обязательно подсвечиваются перекрестки и места пересечения дорог пешеходными переходами.
Планирование и проектирование
Основой успешного строительства системы освещения является тщательное планирование и проектирование. Это включает в себя:
- Анализ трафика и определение ключевых участков. Необходимо учитывать интенсивность движения, наличие опасных участков, таких как перекрестки, пешеходные переходы и повороты.
- Выбор типа осветительных приборов. Современные светодиодные светильники предпочтительнее за счет своей энергоэффективности, долговечности и хорошей цветопередачи.
- Расчет оптимального расположения опор. Определяется высота опор, расстояние между ними и угол наклона светильников для обеспечения равномерного освещения.
- Интеграция с существующей инфраструктурой. Система освещения должна гармонично вписываться в общий ландшафт и существующие дорожные объекты.
Строительство
После разработки проекта начинается этап строительства, который включает в себя:
- Установку опор и светильников. Работы проводятся с использованием специализированной техники и оборудования.
- Прокладку электрических кабелей. Электрические кабели могут прокладываться под землей или по воздуху, в зависимости от проекта.
- Монтаж распределительных устройств и панелей управления. Это обеспечивает возможность контроля и управления системой освещения.
- Проверку и наладку системы. После монтажа проводятся тестирование и регулировка осветительных приборов.
Обслуживание и эксплуатация
Для обеспечения длительной и безотказной работы системы освещения необходимо регулярное обслуживание, включающее в себя:
- Технический осмотр и чистку светильников.
- Замену изношенных компонентов.
- Мониторинг работы системы управления освещением.
Строительство систем освещения вдоль автомобильных дорог — это комплексная задача, требующая профессионального подхода на всех этапах, от планирования до эксплуатации. Качественно выполненная работа не только повышает безопасность на дорогах, но и способствует созданию комфортной и безопасной среды для всех участников дорожного движения.