Найти в Дзене

5 важных моментов, которые создают негатив при деловой переписке

Оглавление

Мы живем в интересное время - технологии вывели общение на новый уровень, нам доступны звонки, сообщения, общение в соцсетях. Причем смс-переписка может быть как неформальной, так и официальной. Я не буду рассказывать о правилах неформального общения, здесь каждый волен выбирать сам: сокращать фразы, отправлять смешные мемы или использовать сленговые слова и выражения. Но в потоке изменений не будем забывать о фундаменте, на котором строится успех общения.

Если вы переписываетесь с людьми и вам важно произвести на них благоприятное впечатление, стоит аккуратнее подходить к выбору стиля общения, а также воздержаться от некоторых привычек, приобретенных в повседневном общении. Расскажу о том, что лучше не использовать в деловой переписке.

Скобки

Поистине новую жизнь получили сегодня знаки препинания. Недавно получила письмо, в котором обнаружила скобку в конце предложения. Я улыбнулась, понимая, что автор хотел смягчить свою фразу, внеся некоторый неформальный оттенок сообщению.

Я тоже пользуюсь скобкой. Ставлю её в смс-переписке, если хочу уйти от официального тона.

Мне нравится использовать дополнительные возможности в виде мемов, эмодзи и других знаков эмоций. Это не говорит о моей неразвитой речи, а свидетельствует только о том, что с адресатом у меня тёплые дружеские отношения. Вижу, что язык смс-переписки сильно сместил акценты с традиционных знаков препинания. Их явно не хватает для богатой палитры эмоций.

Но будет ли уместно стирать границы традиционных правил употребления знаков препинания в деловой переписке? Однозначно - нет!

Скобки только для выделения вводной информации по всем правилам пунктуации.

фото из личного архива
фото из личного архива

Еще один способ воздействия на собеседника - восклицательный знак

Надо отметить, что восклицательные знаки - примета художественного стиля. Восторженные эмоции, восхищение, радость - чувства, которыми хочется поделиться. Восклицательный знак уместен и в межличностном общении. Но в сфере деловой переписки подобная пунктуация может обозначать повышенную тревожность пишущего и даже его агрессивный настрой.

Ирина! Добрый день! Благодарю за ответ!!!
И прошу внести в отчет уточненные данные!

Не знаю, что вы чувствуете на месте Ирины, но здесь явный перебор с эмоциями. Официально-деловой стиль допускает не более одного восклицательного знака, который уместен разве что в приветствии. Гораздо понятнее будет выглядеть это же сообщение в таком виде:

Добрый день, Ирина! Благодарю за ответ и прошу внести в отчет уточненные данные.

Такая же ситуация с вопросительными знаками. Их обилие в деловой переписке неуместно.

фото из личного архива
фото из личного архива

Еще один способ воздействия на собеседника в переписке - Caps Lock - выделение заглавными буквами важной для пишущего информации

Однажды мои сотрудники дали мне обратную связь, во время которой прозвучала просьба не использовать в письмах и смс - сообщениях Caps Lock. Они чувствовали в этом агрессию, повышенный тон и моё недовольство.

Зная меня как позитивного и открытого руководителя, всегда готового обсудить проблему, они понимали, что мои большие буквы - это не агрессия, а попытка выделить главное.

Но этот прием считывался ими как выговор. Они объяснили мне, что начинают нервничать, поскольку им кажется, что я кричу. Это был хороший урок, я отказалась от заглавных букв, напряжение исчезло.
 Фото от freepik.com
Фото от freepik.com

Запятая - самый коварный знак в русском языке

Где её ставить, не подскажет текстовый редактор. В лучшем случае подчеркнет предложение. Вот здесь-то есть опасность потерять лицо, отправив официальное сообщение работодателю или бизнес-партнеру без запятых. На помощь должны прийти грамотные секретари, делопроизводители или корректоры, оберегающие имидж руководителя в деловой переписке.

Иначе можно получить такое:
Уважаемый, Иван Иванович!
 Фото от freepik.com
Фото от freepik.com

Самый спокойный знак пунктуации - точка

Мы со школы знаем, что точку нужно ставить в конце предложения. Таким образом мы оформляем законченную мысль. Но знаете ли вы, что у точки появилось ещё одно значение, приобретение в смс переписках: точка - это агрессия.

Я работаю с молодежью, заметила, что в переписке они игнорируют точки. Узнала, что для них точка - строгость. Так они обозначают недовольство какой-то информацией. Я приняла их условие и перестала в общении с ними ставить точки в конце сообщения.

Короткие «да», «сделаем», «посмотрю» - пишу без точки. Заметила, что в коллективе стало больше улыбок.

Но есть и другая сторона. Точки стали исчезать из деловой переписки. А вот это уже катастрофа! Давайте гибко относиться к межличностному общению, но строго к официальному письму. Верните точки на место.

При общении с молодежью в некоторых случаях точки  можно не ставить, но при деловом общении это недопустимо. Фото от freepik.com
При общении с молодежью в некоторых случаях точки можно не ставить, но при деловом общении это недопустимо. Фото от freepik.com

Способы воздействия на собеседника в речи многообразны. Их надо знать и использовать грамотно. Главное правило для меня: не разрушать, а создавать словом!