Искусство изготовления театральных декораций, в котором сочетаются живопись и архитектура, получило широкое распространение в XVII в. и стало неотъемлемым элементом спектакля, поскольку позволяло воссоздать обстановку, в которой происходило действие. Несмотря на то, что речь шла об искусстве эфемерном и недолговечном, рождавшемся и умиравшем вместе с театральной постановкой, декорации эпохи барокко отличались пышностью, величественной роскошью. С увлечения чудесными сценическими эффектами, достигавшимися использованием специальной техники и сложных механизмов, акцент постепенно переместился на декорации, которые имитировали грандиозные архитектурные конструкции и путем искусного оптического обмана создавали иллюзию правдоподобия. Прежде перспектива строилась на основе линий, сходившихся в центральной точке нарисованного воображаемого пространства; теперь же на первый план помещался какой-либо реальный объект или фрагмент интерьера, который служил основой для развертывания композиции и ее главной осью.
Новое течение в искусстве театральных декораций зародилось в Италии и получило мощный импульс к развитию благодаря семейству художников по фамилии Галли да Бибиена. Именно они разработали так называемую итальянскую модель, ориентировавшуюся на приемы фресковой живописи по созданию перспективы и приданию пространству воображаемой глубины. В эпоху Просвещения эта модель распространилась по всей Европе. Другой итальянский мастер, флорентинец Джованни Николо Сервандони, в 1738–1742 гг. привнес важное изменение в принцип организации театральной постановки: в Машинном зале парижского дворца Тюильри он подготовил серию спектаклей со сменой декораций; по сцене же двигались актеры, которые не произносили ни одного слова и сохраняли молчание на протяжении всего действия. В 1753–1758 гг. прошел следующий цикл спектаклей — на этот раз было добавлено музыкальное сопровождение и включены элементы пантомимы. Вслед за Галли да Бибиена Сервандони перенес центр декораций на передний край сцены, сместив тем самым фокус и оттеснив линии перспективы на задний план; всю композицию он выстроил вокруг единственной диагональной оси. В конце 30-х гг. XVIII в. в парижском театре Опера´ Франсуа Буше стал использовать в качестве декораций сельские пасторальные пейзажи, тяготевшие к живописи. Вскоре Буше начали подражать во всех европейских театрах — так сформировался новый стиль, который продолжал господствовать вплоть до XIX в.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ ВИТТОРИО БИГАРИ
Витторио Бигари родился в 1692 г. в Болонье. Он дебютировал как мастер лепных украшений и театральный художник-декоратор. В формировании его творческой индивидуальности и в становлении живописной манеры определяющую роль сыграл Донато Крети, писавший картины в русле классицистической традиции. Кроме того, Бигари был лично знаком с Джамбаттистой Тьеполо: в 1731 г. они вместе работали над росписью залов дворца Аркинто в Милане.
Бигари занимался в основном фресками и снискал славу одного из крупнейших болонских мастеров XVIII столетия. Сохранилось лишь несколько его полотен, но все они отличаются оригинальностью и смелостью композиции, легкостью мазка. Самым значительным произведением Бигари, без сомнения, является фреска, выполненная в 1722 г. для дворца Альдрованди (ныне — Монтанари) в Болонье. Бигари расписывал парадную лестницу, галерею, где проходили семейные торжества и праздники, и еще одну галерею: он изобразил эпизоды, взятые из древнеримской истории. Затем для гостиной того же дворца он создал великолепную фреску под названием Аллегория Славы и Добродетели рода Альдрованди. Бигари принадлежат настенные росписи в болонском дворце Трибунала, во дворце Фаэнца, на вилле Альбергати в Дзола Предоза — пригороде Болоньи, во дворце Рената и в резиденции архиепископа Феррарского.
Бигари часто приглашали ко двору герцогов Савойских в Турине, где он работал с 1738 по 1740 г., расписывая фресками стены герцогских покоев. К этому периоду относится увлечение художника искусством рококо, которое оказало сильное влияние на его манеру письма и послужило важным эстетическим ориентиром в процессе перехода к новому художественному языку — изысканному и замысловатому. Витторио Бигари считался признанным главой эмилианской школы декоративной живописи, которая в течение XVIII в. достигла необычайно высокого уровня мастерства и совершенства технических приемов. Произведения последователей эмилианской школы распространялись по крупнейшим городам Италии и Европы и использовались в качестве образцов для подражания в среде театральных художников-декораторов. Благодаря богатству творческого воображения и безукоризненно отточенным навыкам рисунка Бигари стал ключевой фигурой в истории болонской живописи той эпохи. Огромный интерес представляют картины и этюды, которые он писал прежде, чем приступал к воплощению масштабных замыслов, отразившихся в циклах талантливых фресок.
Узнать больше об истории искусства разных эпох и стран возможно с собранием издательства СЛОВО/SLOVO в 16 томах.
Подробней ЗДЕСЬ