Сегодня многие граждане нашей страны, посмотрев трансляцию из Кремля либо выпуски новостей, с удивлением обнаружили, что Aurus — теперь еще и мотоцикл. Но на самом деле, о подготовке двухколесных машин было известно задолго до очередной инаугурации Президента Путина. Опытный образец даже успели показать в 2023 году. Тогда же стало известно и название — Aurus Merlon. Не буду высказывать свое мнение о благозвучности данного слова, но лично меня не покидает ассоциация с французским сортом винограда Merlot/Мерло, что можно увидеть в винных отделах магазинов…
Ну да ладно, ближе к делу. "Предпремьера" условно серийного мотоцикла Aurus прошла на питерской Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина уже в апреле этого года — и при этом оказалась почти незамеченной. Но тогда я постарался сделать как можно более детальные (с учетом закрытости стенда) кадры, и они на ваших экранах.
Как по мне, внешне мотоцикл красив! Так как двухколесная техника — совсем не моя тема, то в технические подробности я даже не полезу. Соответсвенно, не знаю, лежит ли в его основе какая-то из многочисленных двухколесных моделей BMW, но главная особенность Aurus Merlon — электромотор (сама баварская компания выпускает "на батарейках" только макси-скутеры). У Аурус же — электродвигатель мощностью аж 140 кВт или 190 л.с. Разгон до "сотни" — около 4 секунд, при снаряженной массе целых 350 килограммов. Заявленный запас хода — 200 километров. "Максималка" для кортежного мотоцикла не особо важна, но обещают целых 240 км/час. Есть системы ABS и Traction control. Перед водителем — то ли электронный щиток приборов, то ли целая мультимедийка.
Как и автомобили, мотоцикл разработан в Москве, институтом НАМИ. Многие агрегаты, скорее всего, адаптированы из заимствованных за границей (предположу, что мотор и батарея из Китая) — но это, в принципе, не столь уж и важно. Главное в данной истории — сам факт возрождения производства мотоциклов почетного эскорта тридцать лет спустя. Последний советский мотоцикл такого типа был собран в Киеве предположительно в 1990 году — это был устаревший Днепр 14.9М. В России такие двухколесники — в том числе и с колясками — официально использовались в кортеже Ельцина до 1996 года.
Но уже с 1993-го их активно вытесняли мотоциклы BMW, первая партия которых пришла в апреле того же года. С тех пор баварские машины проработали в ГОН тридцать лет — в частности, они же присутствовали на предыдущей инаугурации Путина в 2018 году. Сам проект Aurus Merlon был открыт в 2021-м. Как мы видим на кадрах трансляции — уже изготовлено минимум девять действующих экземпляров такого мотоцикла (обновление от 15 мая: не девять, а одиннадцать).
Интересно, что проекту Aurus Merlon предшествовала в свое время широко распиаренная, но, судя по всему, неудачная попытка возобновить сборку мотоциклов ИЖ (этот завод впервые был привлечен к созданию мотоциклов еще в середине восьмидесятых, но и тогда затея ничем полезным не увенчалась). В 2017 году были собраны опытные образца мотоцикла ИЖ-Кортеж. Он имел шестицилиндровый (!) оппозитный двигатель мощностью около 150 л.с. Вес этой модели заявлялся на уровне целых 550 килограммов! Судя по всему, кроме огромного мотора и брутального внешнего вида ничего хорошего в конструкции ИЖа не было. Кстати, проект разрабатывали в Москве — так как сам Ижевский мотозавод обанкротился и встал еще в 2008 году
А вообще, история «кортежных» мотоциклов в нашей стране началась еще в 1955 году. Первыми стали машины, построенные на базе широко известной в те годы М-72 — ее собирали в Ирбите и Киеве. Причем базой для эскортных мотоциклов тогда стал именно киевский "Днепр", ну а сама модель, как известно, во многом повторяла довоенный BMW…