Найти тему

Издержки в бизнесе: какие бывают и что дает их учет

Оглавление

Учет, анализ и оптимизация издержек относятся к ключевым аспектам финансового управления компанией любого размера. Рассказываем об основных категориях затрат и их влиянии на эффективность бизнеса.

Зачем вести учет издержек

Издержки – это любые расходы, связанные с осуществлением компанией своей бизнес-деятельности. Их грамотный учет позволяет:

  • обеспечивать прозрачность бизнес-процессов;
  • получать объективную информацию о финансовом состоянии предприятия и принимать на ее основе более взвешенные решения;
  • конкретнее планировать бюджет;
  • выявлять области, которые нуждаются в оптимизации издержек, сокращать лишние траты, повышать эффективность процессов и использования ресурсов.

Как правило, при учете издержек их делят на разные категории – чаще всего по:

  • зависимости от объема производства – на постоянные и переменные;
  • связи с производством и реализацией продукции – на прямые и косвенные;
  • зависимости от управленческих решений – на контролируемые и неконтролируемые.

Рассказываем о вышеуказанных категориях издержек подробнее.

Постоянные и переменные

Постоянные издержки – это траты, которые компания совершает ежемесячно вне зависимости от объема производства: плата за аренду помещений и фиксированные коммунальные услуги, заработная плата сотрудников, страховые взносы, выплаты по кредитам и т.д.

Понимая размер постоянных издержек, руководство компании может адекватно оценить минимальный объем продаж, который необходимо выполнять, чтобы покрыть все фиксированные расходы и избегать кассового разрыва.

Переменные издержки – это расходы, которые напрямую зависят от объема производства: траты на закупку сырья и расходных материалов, платежи за электроснабжение, воду и другие ресурсы, которые используются в процессе производства, а также гонорары сотрудникам, которые работают по сдельной системе оплаты труда.

Размер переменных издержек растет прямо пропорционально объему выпускаемой продукции, а их анализ позволяет более точно оценивать структуру расходов, формировать ценовую политику и оптимизировать управление финансами предприятия.

Прямые и косвенные

Прямые издержки – это затраты, которые возникают непосредственно в процессе создания товаров или предоставления услуг: расходы на материалы, заработная плата сотрудников, которые заняты производством продукции или оказанием услуг, и т.д.

Используя данные о прямых издержках, можно вычислить себестоимость продукта, которая относится к ключевым показателям в бизнесе и напрямую влияет на его рентабельность: сокращая себестоимость, компания может зарабатывать больше. Прямые издержки могут делиться на переменные (например, траты на закупку ингредиентов для ресторана) и постоянные (например, зарплата поваров в том же ресторане).

Косвенные издержки – это все остальные расходы, которые не относятся к прямым. Они не влияют на себестоимость продукта или услуги непосредственно, однако необходимы для обеспечения производства.

Подсчет этих издержек используется в налоговом планировании. Предприятиям на общей системе налогообложения (ОСНО), которые работают по методу начисления, нужно включать данные о прямых и косвенных затратах в отчетность, и чем больше будет размер последних, тем ниже будет налоговая нагрузка компании.

Контролируемые и неконтролируемые

Контролируемые издержки – это траты, которые могут быть оптимизированы с помощью различных действий топ-менеджмента предприятия: его представители могут договориться о скидках с поставщиками сырья или найти контрагентов, которые предлагают более низкие цены, снизить окладную часть зарплаты персонала и повысить премиальную, сменить текущую систему налогообложения на более выгодную и т.д.

Четкое представление о контролируемых издержках помогает обеспечивать более эффективное управление финансовыми ресурсами компании.

Неконтролируемые издержки – это расходы, на сокращение которых бизнес не может повлиять: траты на аренду помещений в период действия договора с арендодателем, амортизацию оборудования и т.д.

Крупные компании принимают во внимание данные о неконтролируемых издержках при оценке работы менеджеров подразделений, отвечающих за финансовые результаты своей деятельности. Например, рост затрат на сырье не должен считаться виной менеджеров, если это произошло из-за повышения цен всеми поставщиками на фоне колебаний валютных курсов. При этом предприятия малого и среднего бизнеса редко используют данную категорию издержек.

К счастью, сегодня бизнесу доступно множество инструментов, которые позволяют быстро и эффективно проводить подсчет и анализ самых разных видов издержек, включая специфические – например, затраты на просроченную дебиторскую задолженность. Их можно вычислить с помощью бесплатного калькулятора на сайте компании ООО ПКО ЭОС.