В данной статье расскажу про особенности работы с подрядными организациями, как ее правильно организовать, как выстроить взаимоотношения с ними, какие документы подготовить. А также остановимся, на что обратить внимание и как расследовать несчастный случай, если он произошел с работником подрядной организации.
Сейчас многие прибегают к услугам подрядных организаций, чтобы выполнять ряд различных работ, так как своих сил и средств не хватает или попросту их нет.
Как правило, когда заключается договор, заказчик стремится найти такого исполнителя, который бы в срок и качественно выполнил нужный объем работ. Ведь от того, как организуется процесс взаимодействия, повлияет на безопасность и качество услуг, предоставляемых подрядчиком (субподрядчиком).
Особенно это справедливо для строительной сферы, где от соблюдения правил охраны труда часто зависит жизнь и здоровье участников строительного производства.
Охрана труда работников подрядных организаций
С недавней поры, а именно с 2022 года, вопросу работы с подрядными организациями стали уделять больше внимания и, соответственно, появилось больше ответственности как у заказчика, так и у исполнителя.
Например, в ст. 214 ТК РФ в обязанностях работодателя добавилось требование: перед началом работ или оказания услуг разработать и согласовать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, с работодателем (заказчиком работ).
И с 1 марта 2022 года вступил в силу приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 656н, который конкретизировал перечень таких мероприятий.
Приказ Минтруда № 656н предусматривает четыре направления:
Работодателям как подрядной организации, так и заказчику, требуется организовать мероприятия по снижению травматизма, указанные в приказе Минтруда № 656н, с составлением перечней, пересмотреть порядок взаимодействия с подрядными организациями в положении о СУОТ или разработать отдельное положение. Про разработку положения поговорим чуть ниже.
Отличия в работе штатного сотрудника и работника по договору подряда
Чтобы понимать процессы в организации охраны труда с подрядными организациями, хочу сделать небольшой сравнительный анализ работников в штате и работника подрядной организации.
Основное различие между штатным сотрудником и подрядчиком — степень контроля нанимателя.
Если работник штатный, полномочий для контроля у работодателя больше, чем работников по подряду.
Соответственно, ст. 20 ТК РФ распространяется на сотрудников организации, которые работают по трудовым договорам. И эти работники имеют ежемесячный доход, ежегодный отпуск, определенные гарантии и компенсации, а также работодатель за свой счет отправляет своих работников на медосмотр и психосвидетельствование, проводит обучение и повышение квалификации, выдает бесплатно СИЗ и т.д.
Работники подрядных организаций предоставляют заказчику конкретную услугу, не вступая с ним в трудовые отношения.
Подрядчики работают на объекте производства работ временно и могут иметь несколько клиентов, и график работы он определяет для своих работников самостоятельно.
Соответственно, заказчик не должен предоставлять подрядчику свои средства индивидуальной защиты, проводить медосмотры и психосвидетельствования, а также обеспечивать инструментом и аптечками, но только если это не предусмотрено договором.
Кроме того, подрядчик самостоятельно оплачивает налоговые и иные отчисления за своих работников.
И неважно, какие работы выполняют подрядчики, главное, что они не ваши работники и над ними нет вашего прямого контроля.
У подрядной организации есть также право привлечь к работам субподрядчиков (ст. 706 ГК РФ). При привлечении субподрядчиков на выполнение работ, подрядная организация контролирует соблюдение требований безопасности субподрядной организацией.
Заказчик имеет право проверить соблюдение требований безопасности у подрядной организации, и это взаимодействие необходимо прописать в локальном акте, и в соответствии с ним можно выписывать штрафные санкции и другие наказания, вплоть до удаления с территории.
Конечно, такие взаимоотношения нужно детально прописывать в договоре и указывать, что все описанные требования переносятся также и на субподрядные организации.
Если подрядная организация работает с другой без договорных взаимоотношений, то заказчик должен организовать между подрядчиками непрерывную связь и координацию до начала, во время и после окончания работ, информировать их и допускать к работам (пп. 6, 7 Перечня приказа Минтруда № 656н).
Например, если в ходе работ потребовалось изменить график производства совместных и совмещаемых работ, заказчик информирует об этом всех подрядчиков и согласовывает с ними этот документ.
Обязанности заказчика и подрядчика в части охраны труда и обеспечения безопасных условий труда
Законодатель не разделил четких обязанностей между заказчиком и подрядчиком, а только ввел перечень мероприятий в приказе Минтруда № 656н, которые должны выполняться при взаимодействии организации-заказчика с подрядными компаниями для снижения травматизма работников последней.
Конечно, все эти нюансы взаимодействия должны быть прописаны в договоре для того, чтобы потом, при выяснении отношений, было на что опереться, а не на основе голословных доводов.
Оптимальным вариантом будет разработать стандарт, положение или регламент, и включить эти ЛНА в качестве приложений к договору, с указанием необходимости соблюдения их требований.
Тогда подрядчик будет понимать требования и свою ответственность при нарушении требований в области охраны труда.
Перед выполнением работ подрядчик (субподрядчик), как правило, должен предоставить заказчику:
Также заказчику необходимо подрядчикам провести вводный инструктаж, в ходе которого проинформировать стороннюю организацию об опасных и вредных факторах на месте проведения работ, идентифицированных рисках (п.10 Правил к Постановлению № 2464).
Заказчик имеет право потребовать и проверить ведение следующей документации, перечень которой не является исчерпывающим, и его можно расширить:
Если работы выполняются на опасном производственном объекте, на этапе заключения договора, дополнительно будущий подрядчик должен предоставить заказчику:
Для организации мероприятий по предупреждению пожаров, аварий и ЧС подрядная организация должна иметь:
- список специалистов, прошедших обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности;
- приказ «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность объекта»;
- инструкции о соблюдении мер пожарной безопасности, отдельных помещений, участков, технологических установок и т. д. исходя из специфики пожарной опасности производства (дизель-генератор, столовая, жилые помещения и т.д.);
- журнал противопожарного инструктажа на рабочем месте;
- памятка о мерах пожарной безопасности для проживающих в жилых вагончиках (если работники проживают на территории заказчика в вагончиках);
- перечень средств пожаротушения объектов производства;
- положение по организации безопасного проведения огневых и иных пожароопасных работ на взрывоопасных, взрывопожароопасных и пожароопасных объектах;
- перечень производств, отнесенных к взрывоопасным по зонам;
- план ликвидации аварий в местах производства работ;
- график проведения учебных тревог согласно «Плану ликвидации аварий»;
- еженедельно обновляемый перечень техники и персонала, находящегося на объекте.
Этот список не является исчерпывающим, ведь когда подрядчик приступит к работам на территории заказчика, ответственные лица подрядной организации обязаны иметь и вести всю необходимую документацию согласно требованиям Трудового законодательства.
Для организации работ подрядчик обязан соблюдать требования Трудового законодательства в целом и подзаконных актов:
- задействовать в работах только специалистов соответствующей квалификации и проводить его обучение по охране труда и по видам выполняемой работы;
- представлять организации-заказчику документацию, которая подтверждает прохождение работниками обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д.;
- обеспечивать своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- проводить инструктажи по пожарной безопасности;
- обеспечивать эксплуатацию бытовок по прямому назначению, не допуская в этих помещениях применять электроприборы, проживать, хранить ТМЦ. В случае возникновения пожара по вине подрядной организации исполнитель обязан возместить ущерб, нанесенный заказчику;
- иметь и вести на объекте эксплуатационную документацию в соответствии с требованиями нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности.
При нарушении требований охраны труда подрядчиком вышеперечисленных пунктов заказчик имеет право:
- остановить работы до того момента, когда все нарушения будут устранены;
- если предусмотрено договором, применить штрафные санкции за выявленные нарушения;
- при систематических нарушениях требований охраны труда расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке в соответствии с условиями договора в случае неоднократных нарушений нормативных требований охраны труда при производстве работ. Но заказчик имеет на это право только в том случае, если такая возможность была предусмотрена договором.
Останавливать работу в случае нарушения требований безопасности нужно немедленно.
Например, был такой случай. Подрядчик приехал для ремонта дымовой трубы и приступил к работам без систем страховки. В оправдание сказал, что привезут чуть позже, а сейчас надо выполнять работу, так как сроки горят. Пришлось работы остановить и выписать штраф за нарушение требований охраны труда при выполнении работ на высоте.
У заказчика, конечно, тоже есть пласт своих обязанностей. Обязанности заказчика в ходе организационных и технических мероприятий:
- Назначить приказом ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда, проведение инструктажей, оформление наряд-допуска и так далее от заказчика.
- Составить перечень опасных и вредных производственных факторов (п. 2 приказа Минтруда № 656н) включающий:
- перечень факторов, присутствующих на территории, но не связанных с характером выполняемых работ;
- перечень факторов, возникающих в результате производства работ (оказания услуги);
- перечень идентифицированных опасностей с оценкой уровней профессиональных рисков для здоровья работников и учетом вероятности возникновения и тяжести последствий отдельных заболеваний и состояний;
3. Составить совместно с подрядчиком план мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации (п. 2 приказа Минтруда № 656н).
4. Составить и утвердить акт-допуск (п. 4 приказа Минтруда № 656н).
5. Составить график совместных и совмещаемых работ (п. 6 приказа Минтруда № 656н).
6. Регулярно проводить мониторинг, проверки, инспекцию по охране труда на территории, выделяемой подрядчику.
7. Определить порядок пользования бытовыми, санитарными помещениями, комнатами отдыха, обогрева, приема пищи.
8. Информировать о наличии и расположении здравпунктов.
Конечно, в одной статье все не перечислить, поэтому подробности смотрим в Приказе Минтруда № 656н, который более подробно описывает эти обязанности, здесь приведены только некоторые его выдержки.
Еще раз повторюсь, чтобы взаимодействие было справедливым и четким, нужно разработать ЛНА, в котором вопросы охраны труда, промышленной и экологической безопасности, касаемые непосредственно вашего предприятия, были отражены.
Объем положения или какого-то другого нормативного акта о взаимодействии заказчика/подрядчика зависит от специфики выполняемых работ и для каждого предприятия он будет свой.
Но внезависимости от сложности работ, в ЛНА следует отразить, какие конкретные мероприятия и условия производства работ необходимо соблюдать подрядчику на вашей территории (п. 3 Перечня № 656н).
Конечно, такой нормативный акт актуален, если у вас подрядные работы на предприятии производятся чаще, чем 1 раз в год (п.7 приказа Минтруда № 776н).
Предлагаю к рассмотрению примерную структуру Положения:
Примерный образец положения о взаимодействии с подрядными организациями вы можете скачать здесь, адаптировать под специфику деятельности вашей организации и применять по назначению.
Требуются качественные образцы документов по охране труда, мы подготовили их для вас и разместили на курсе “Документы Системы управления охраной труда”. Подключайтесь!
Как проходит расследование несчастных случаев с подрядчиками
Нередко возникает вопрос: как расследовать несчастный случай, если он произошел с работником подрядной организации?
В данной ситуации порядок расследования такого происшествия зависит от того, что указано в договоре подряда. Если в нем есть информация, что ответственность за безопасность лежит на подрядчике, проводить расследование будет исполнитель.
Статья 229 ТК РФ нам говорит о том, что если несчастный случай, произошел с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, то он расследуется комиссией, образованной работодателем, по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя, за которым закреплена данная территория.
Если у заказчика выполнены все мероприятия по допуску подрядчика на территорию предприятия, то заказчик не несет ответственности за несчастный случай, если таковой произойдет при выполнении оговоренного перечня работ. В противном случае при расследовании несчастного случая в акте Н-1 указываются правила и нормы, которые были нарушены заказчиком, и его вина в процентах.
Соответственно, как можно грамотнее составляйте договор подряда, тогда и головной боли будет меньше.
Вот, к примеру, история, которая произошла с подрядчиком. При монтаже холодильной установки на высоте более 1.8 м специалист не закрепился страховочной привязью за кабину люльки и перевесившись через ее край, выпал из нее.
Как выяснилось, привязь выдали, но он поленился закрепиться. Получил переломы обеих ног и ключицы.
Заказчик принимал участие в работе комиссии по расследованию данного несчастного случая, хотя в состав комиссии включен не был. Представитель заказчика предоставлял по запросу всю необходимую информацию, давал пояснения и так далее.
Список мероприятий по профилактике несчастных случаев при производстве работ по договору подряда
Итак, какие же меры должны быть предприняты перед тем, как пустить подрядчика на свою территорию, чтобы травматизм в процессе работы был сведен к минимуму.
Их можно прописать в положении СУОТ или в отдельном положении:
- Подрядчика необходимо уведомить о вредных и опасных производственных факторов в процессе вводного инструктажа (п. 10 Перечня приказа Минтруда № 656н).
- При проведении вводного инструктажа расскажите о правилах поведения на вашей территории. Правила можно внести как в положение СУОТ так и в договоры (абз. 1 п. 7 приказа Минтруда от 29.10.2021 № 776н).
- Существует ряд правил, в которых прописаны отдельные требования по проведению инструктажа. Например, работники, которые вправе руководить работами в действующих электроустановках, охранных зонах ЛЭП и выдавать наряды-допуски, — дополнительно проходят инструктаж по схемам электроустановок (п. 47.5 приказ Минтруда от 15.12.2020 № 903н).
- Обеим сторонам нужно вместе составить список потенциально-опасных для жизни и здоровья работников ситуаций, идентифицировать риски, разработать мероприятия по их предотвращению.
- Чтобы исключить риск употребления алкоголя или наркотических веществ, то нужно издать приказ по предприятию и подрядчик свой ЛНА, в котором прописан запрет употребления и ознакомить под подпись всех участников процесса. Также можно прописать право заказчика о выборочном освидетельствовании на предмет употребления данных веществ.
- Транспортная безопасность. Необходимо указать про скоростной режим при передвижении по территории, про обязанность прохождения МО, предрейсового и послерейсового осмотра. При работе во взрывопожароопасной среде автомобили должны быть оборудованы искрогасителями.
- Требования к оборудованию рабочих мест на предмет его безопасности также имеет немаловажный фактор. Например, размещение предупреждающих и информационных знаков, запрет эксплуатации оборудования без защитных экранов, кожухов, освещенность рабочего места. Качество используемого оборудования, комплектующих и расходных материалов является ключевым фактором, обеспечивающим надежность производственного процесса, а также мероприятий по обеспечению безопасности персонала и окружающей среды.
- Необходимо проверить наличие удостоверений, которые дают право на проведение конкретных видов работ (например, удостоверение электросварщика). Специалисты, которые являются ответственными на объектах поднадзорных Ростехнадзору, также должны иметь обучение и аттестацию.
- Соблюдение режима труда и отдыха, так как зачастую данные работники работают на износ, чтобы сделать план и, соответственно, вероятность НС очень велика.
- Соблюдение санитарных норм и правил на объекте также должно занимать немаловажное место.
- Использование СИЗов, которые отвечают стандартам также необходимо контролировать.
Как видим, если соблюсти все эти мероприятия, то вполне вероятность возникновения несчастного случая с участием подрядчика сводится к минимуму.
Все эти мероприятия необходимо внести в положение СУОТ и Положение по допуску подрядчика (название любое, главное, суть), в которых отразить все нюансы работы с подрядными организациями.
При наличии вероятности пожара или взрыва на территории, то нужно предусмотреть мероприятия по их предотвращению. С Положением ознакомьте работников подрядных организаций.
Внесите в договор подряда раздел «Охрана труда» или разработаете отдельный ЛНА – это ваше право, главное учесть все обязанности сторон, чтобы потом не голословно доказывать свою правоту и штрафные санкции.
Как правило, подрядные организации, видя серьезный подход заказчика стремятся обеспечить должный уровень безопасности и желание нарушать требования охраны отпадает само собой, а заказчик таким образом обезопасит себя от последствий возможных несчастных случаев.
Друзья, большое спасибо тем из вас, кто дочитывает до конца, оставляет лайк и комментарий. Вы очень помогаете продвижению канала.
Свои вопросы вы можете задавать в комментариях, будем вместе разбираться.
С уважением, практикующий эксперт по охране труда и руководитель учебного центра ООО "ЦОТ "Сфера безопасности", Воронцова Екатерина.