Данная статья написана (а лучше сказать собрана) для быстрого доступа ко всем методам и техникам UX-исследований. Каждая техника и метод содержат ссылки на внешние источники с подробным обзором.
Обычно методы UX-исследований делят на две основные категории: качественные и количественные:
- Качественные методы включают в себя интервью, опросы, фокус-группы и пользовательское тестирование. Эти методы используются для получения более глубокого понимания поведения и мотивации пользователей;
- Количественные методы предполагают анализ данных и проведение экспериментов. Эти методы используются для измерения поведения пользователей и понимания влияния различных проектных решений. Каждый метод имеет свои плюсы и минусы, и выбор метода для конкретной цели исследования зависит от контекста и задач исследования.
Но я решил не группировать методы по этим категориям*, а выдать все одним списком, а потом вкратце пробежаться по каждому методу из списка и оставить ссылки на подробные разборы методов.
* - так как и качественные и количественные методы могут применяться на одних и тех же этапах проектирования, то это деление в рамках текущей статьи не целесообразно; сначала рассмотрим наиболее чаще встречаемые методы, чтобы вы знали, что изучать в первую очередь.
Все методы UX-исследований одним списком
Наиболее часто-используемые:
- Карта сервиса (Service Blueprint) - подробный разбор метода от UpRock
- Раскадровки (Storyboards) - подробный разбор метода от Ольги Шавриной
- Пользовательские сценарии (User Scenarios) и Use Cases - подробнее про эти методы на UpRock и Яндекс.Практикум
Используемые реже:
Многовато вышло частых и совсем мало редких, но таковы реалии... Коридорные тестирования обычно и вовсе не котируются в качестве исследований, а для айтрекинга необходимо отдельное оборудование и есть особенности для проведения такого рода теста, что не всегда оправдывается.
А вот все остальные методы рекомендую изучить подробнее.
Наиболее часто-используемые методы и техники
Карта сервиса (Service Blueprint)
Карта, отображающая все точки соприкосновения пользователя с вашим продуктом, а также основные внутренние процессы, связанные с этим. Полезно для визуализации пути, пройденного пользователем по нескольким направлениям, и возможностей улучшения этого прохождения.
Для подробного изучения:
- Карта сервиса: Определение от UpRock
Стратегия развития продукта (Product Strategy)
Стратегия развития продукта - это основа жизненного цикла продукта и план его дальнейшего развития. Она позволяет UX-дизайнерам сфокусироваться на конкретных целевых аудиториях и привлечь внимание к продукту и потребительским качествам.
Для подробного изучения:
Ценностное предложение (Value Proposition)
Заявление, в котором описываются ключевые аспекты продукта: что это такое, для кого он предназначен и как он будет использоваться. Ценностное предложение помогает команде достичь консенсуса относительно того, каким будет продукт.
Для подробного изучения:
- Шаблон ценностного предложения от UpLab
Конкурентный анализ
Проведение аудита/обзора конкурирующих сайтов и приложений; проведение пользовательского тестирования конкурирующих сайтов; написание отчета с кратким описанием конкурентной среды.
Для подробного изучения:
- Анализ конкурентов с примерами от UXprice
Создание персон (Personas)
Персоны - это архетипы реальных пользователей. Это представление определенной группы людей со схожим поведением, потребностями, целями, навыками, установками и т.д. Персоны позволяют оживить пользователей и лучше понять их проблемы. Такое понимание позволяет дизайнерам принимать правильные решения о функциях продукта, навигации, взаимодействии, визуальном дизайне и многом другом.
Для подробного изучения:
Карта пути пользователя (User/Customer Journey Map)
Карта пути пользователя (CJM/UJM) - это отличный инструмент для UX-дизайнеров, поскольку она визуализирует взаимодействие пользователя с продуктом и позволяет дизайнерам увидеть продукт с точки зрения пользователя.
Для подробного изучения:
Раскадровки (Storyboards)
Комикс, иллюстрирующий последовательность действий потребителя при использовании продукта. Это позволяет перевести функциональные возможности в реальные ситуации, помогая дизайнерам проникнуться сочувствием к потребителю и одновременно получить первое представление о масштабах продукта.
Для подробного изучения:
- Разбор задачки: как я использую Storyboards в дизайне от Ольги Шавриной
Пользовательские сценарии (User Scenarios) и Use Cases
Полный перечень сценариев, которые происходят при взаимодействии пользователей с продуктом: вход в систему, не вход, первое посещение и т.д. Обеспечивает тщательное рассмотрение всех возможных действий, а также поведения системы в каждом сценарии.
Для подробного изучения:
- Варианты на все случаи жизни: как написать полезный use case от Яндекс.Практикум
Глубинное интервью
Интервью с пользователем - это распространенный метод исследования пользователей, который обычно используется для получения качественной информации от существующих пользователей. Интервью с пользователем помогает UX-дизайнеру лучше понять своих пользователей (их эмоции и мнения). Эта техника особенно полезна, когда целевая аудитория является новой или неизвестной для команды.
Для подробного изучения:
Контекстное исследование (Contextual Inquiry)
Контекстное исследование - это разновидность этнографического полевого исследования, предполагающая углубленное наблюдение и интервьюирование небольшой выборки пользователей с целью получения глубокого понимания рабочих практик и поведения.
Для подробного изучения:
User Flow
Визуальное представление потока действий пользователя по выполнению задач внутри продукта. Это взгляд пользователя на организацию сайта, позволяющий легче определить, какие этапы можно улучшить или переделать.
Для подробного изучения:
Карта сайта (Sitemap)
Один из наиболее классических видов информационной архитектуры: диаграмма страниц сайта, организованных по иерархическому принципу. Она позволяет легко представить основную структуру и навигацию сайта.
Для подробного изучения:
Эвристическая оценка (Heuristic Evaluation)
Эвристическая оценка - это детальный анализ продукта, который позволяет выявить хорошие и плохие практики проектирования в существующем продукте. Она помогает UX-дизайнерам визуализировать текущее состояние продукта с точки зрения удобства использования, доступности и эффективности опыта.
Для подробного изучения:
Мозговой штурм (Brainstorming)
Мозговой штурм широко используется командами как метод генерации идей и решения проблем. Мозговой штурм позволяет команде представить широкий спектр проектных решений, прежде чем принять решение о том, какого из них следует придерживаться.
Для подробного изучения:
- Как проводить мозговой штурм от Miro
Мудборд (Mood board)
В UX-дизайне доски настроения используются для визуального отображения чувств или ценностей, которые должен вызывать цифровой продукт. Доски настроения - это коллажи, которые доступны и понятны даже людям с небольшим опытом в области дизайна.
Для подробного изучения:
- Зачем дизайнеру нужен мудборд и как его составить от Яндекс.Практикум
Юзабилити-тестирование (Usability Testing)
Юзабилити-тестирование - это наблюдение за тем, как пользователи пытаются выполнить задачи с помощью продукта. Тестирование может быть сфокусировано на каком-то одном процессе или иметь более широкий спектр.
Для подробного изучения:
- Как проводить юзабилити-тестирование от Сontented
A/B тестирование (A/B Testing)
A/B-тестирование - это предложение альтернативных версий продукта разным пользователям и сравнение результатов с целью выяснения, какая из них работает лучше. Это отличная техника для оптимизации воронок и целевых страниц.
Для подробного изучения:
- A/B тестирование в UX дизайне сайтов и приложений от Cloudmakers
Фокус-группы (Focus Groups)
Фокус-группа - это модерируемая дискуссия, в которой обычно участвуют от 5 до 10 человек. Вы собираете людей для обсуждения вопросов и проблем, связанных с особенностями пользовательского интерфейса. Группа обычно длится около 2 часов и управляется модератором, который поддерживает фокус группы.
Для подробного изучения:
- Фокус-группы: руководство от UpRock
SWOT-анализ (SWOT Analysis)
Различные методы оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, влияющих на пользовательский опыт продукта.
Для подробного изучения:
- SWOT-анализ — определение и 5 шагов для профессионального SWOT-анализа от MoreThanDigital
А далее техники и методы используемые реже...
Коридорное тестирование (Guerrilla Testing)
Коридорное тестирование - один из самых простых (и дешевых) видов пользовательского тестирования. Это быстрое юзабилити-тестирование интерфейса в процессе разработки, цель которого — обнаружить очевидные недочеты в дизайне. Коридорное тестирование обычно подразумевает посещение кафе или другого общественного места с целью расспросить людей о вашем продукте или прототипе. Такое тестирование можно проводить где угодно - в кафе, библиотеке, на вокзале и т.д., в общем, везде, где можно найти подходящую аудиторию.
Плюсы этого метода рождают его минусы: очевидно, что подобного рода интервью будут поверхностными и проводить их стоит лишь для выявления самых очевидных недочетов на ранних стадиях проектирования. Подробнее по ссылкам ниже.
Для подробного изучения:
Айтрекинг (Eye Movement Tracking)
Технология, анализирующая движения глаз пользователя по макету пользовательского интерфейса (т.е. веб-страницы). Айтрекинг позволяет получить данные о том, что удерживает интерес пользователя на экране и как можно оптимизировать процесс чтения с помощью дизайна.
Для подробного изучения:
- Айтрекинг в веб-дизайне от Айтилогия
- Что такое айтрекинг от SkillBox
Всем спасибо за внимание!
Данная статья была написана специально для телеграм-канала "Айрат о дизайне"