Лето - хорошее время взглянуть со стороны на процессы, которые порой совершенно не видны из-за обычной школьной "текучки". Сегодня я хочу поговорить о том, как сложно бывает учителю не только интересно преподать материал, но и качественно рассказать детям в школе об их успехах и сложностях.
Казалось бы, в школе учителя только и делают, что общаются с детьми. И поэтому дети должны хорошо знать, какие задачи перед ними стоят, какие у них сильные и слабые стороны, на что нужно обратить внимание в ближайшее время, а что - задачи на будущее. Тем не менее, обычно ребенок, вернувшись из школы, вряд ли вам на все это ответит. Он будет знать, сколько ошибок у него в сочинении и какой пример по математике он решил неправильно. При этом результатом работы будет считать не то, что “осталось в голове”, а полученную оценку. Потому что она, как будто бы, - самое важное.
Есть мнение, что оценки - единственное, что интересует детей. Но так ли это? Может быть, дети просто не знают, какие еще бывают виды обратной связи от взрослых? Можно построить вопрос по-другому: хорошо ли дети знакомы с эффективной и, главное, позитивной обратной связью от учителей?
Негативный фидбек от взрослых дети получают постоянно - критиковать мы все умеем очень хорошо. При этом любую критику дети, особенно младшие школьники, воспринимают буквально и всерьез - поскольку они всецело доверяют мнению учителя. Именно поэтому критика может быть очень травматична для ребенка.
Позитивный фидбек тоже встречается, но с ним все еще сложнее: как ни удивительно, и он не всегда приносит пользу. “Умница” и “молодец” - по сути, просто эквивалент пятерки. С другой стороны будут “тупица” и “полный ноль”. И ровно как “плохие” эмоциональные оценки ничего не скажут ребенку о нем самом, так ничего не скажут и “хорошие”. Они могут сказать что-то либо об отношениях с учителем, либо о знании материала. Тут для ребенка ничего особенно нового - он сам знает прекрасно, выучил он урок или нет, и как к нему относится учитель. Чего ребенок по-настоящему ждет от взрослых - это взгляда - и поддержики - со стороны. Ведь нам бывает порой очень сложно понять, какие мы.
Чтобы маленький ребенок мог вообще как-то себя осознать, родители все время рассказывают: вот, смотри, какой у тебя носик, какие у тебя пальчики. Сколько их? А сколько ушек? Давай посчитаем? Точно так же ребенок постарше нуждается в том, чтобы мы рассказали ему, какой он. Что у него получается, а с чем нужна помощь. В чем суперсила, а где, наоборот, нужно больше времени и воли.
Родителям тоже бывает очень сложно дать своему ребенку качественную обратную связь. Это такой грустный парадокс. С одной стороны, мы - те самые люди, которые лучше всего знают своих детей. С другой стороны, нам мешают наши ожидания. Из-за них мы злимся, когда у ребенка что-то не получается, и ругаем вместо того, чтобы поддержать.
Например, я прекрасно помню, как меня отчитывали в детстве за бардак в комнате (очень хорошо понимаю сейчас эмоции родителей!), но не уверена, чтобы родители пробовали мирно разобраться, в чем дело.
Когда мы начинаем сразу с оценки (вот лентяй, опять посуду не помыл), мы пропускаем два ключевых момента: констатацию факта (“гм, я тут, конечно, в бешенстве, но, похоже, тебе непросто дается мытье посуды”) и возможности поиска причин и выхода из ситуации (я слишком спонтанно тебя попросила? Тебе не нравится трогать грязную посуду руками? Считаешь, что сейчас не твоя очередь , а сестры? - это, кстати, реальные случаи из жизни нашей семьи). Я не говорю, что такой подход сразу приведет к идеальной чистоте в квартире. Но он позволит ребенку лучше увидеть себя, а вас - отойти от собственных ожиданий и подумать про то, как тут можно помочь.
Примерно такая же картина с обратной связью из школы. Кроме, пожалуй, одного: иногда ребенок - вообще не та фигура, которая получает фидбек. Ведь реакция учителя в классе - это одно, а взвешенная обратная связь - это совсем другое. Мы тут не должны винить учителей: когда у тебя огромный класс и насыщенная программа, иногда единственное, что успеваешь, - это сказать “правильно” или “неправильно”, поставить оценку, дать быстрый эмоциональный комментарий.
И хотя дети, очевидно, нуждаются в большем, - как это ни удивительно, обычно формата “Конструктивная обратная связь из школы для ребенка” просто не существует. Фидбек получают родители. Они видят оценки, читают характеристику, общаются с учителем - и идут или разбираться, или хвалить, смотря по обстоятельствам. Чуткие родители пытаются понять, в чем дело. Но мне кажется, что в этой ситуации родитель иногда - лишнее звено. Точнее, фидбек должны получать и родители, и дети, и это должен быть разный фидбек.
Про то, какие есть проблемы с обратной связью в школе, есть вот такая неплохая статья (там, правда, есть немножко рекламы некоторых учебных ресурсов, но есть и дельная информация - а также интересная статистика): https://skillbox.ru/media/education/chto-ne-tak-s-obratnoy-svyazyu-v-nashikh-shkolakh-i-kak-eto-ispravit/ Например, такой факт: по данным опросов в российских школах 80% учителей считают, что в своей обратной связи они чаще показывают детям точки роста, а 70% учеников при этом думают, что учителя только и делают, что указывают им на недостатки. Если эту статистику помножить на данные о том, что большое количество критических замечаний от педагога не заставляет учиться лучше - а, наоборот, лишает мотивации, - мы видим явную необходимость просто срочно перестраивать формат фидбека. Я уже не говорю о том, что если тебя все время ругают, ты будешь защищаться и “гавкать” в ответ - и это тоже какой-то не очень эффективный формат взаимодействия между взрослыми и детьми.
Существует много идей про то, каким должен быть правильный фидбек. Мне кажется, главное - иметь в виду, что фидбек может касаться разных сторон деятельности. Соответственно, он может быть - и должен быть - структурно разным, в зависимости от того, на какой элемент процесса он направлен. Нельзя дать “фидбек вообще”.
Мастодонт образования Джон Хетти говорит о четырех уровнях обратной связи (https://www.columbia.edu/~mvp19/ETF/Feedback.pdf):
- Фидбек по задаче и по результату (понял задачу правильно-неправильно, решил правильно-неправильно). Фидбек про “что”
- Фидбек по процессу (фокус внимания - процесс постановки и решения задачи). Фидбек про “Как”
- Фидбек по “самоконтролю” (Как выстроил работу, как себя проверял, как реагировал на сложности, как “саморегулировался” ). Для меня это фидбек про то, насколько ты владел ситуацией в целом
- Фидбек по личностным качествам (Как человек развился как личность в результате работы, какие новые качества обрел, каким образом себя проявил). Фидбек более субъективный - и субъектный. То, что учитель думает об ученике. Хетти подчериквает, что, поскольку этот фидбек связан с оценкой, он в принципе обычно должен быть позитивным (интуитивно это понятно - просто из соображений “не навреди”) - и использовать его нужно аккуратно. И вообще, поскольку он субъективный, он по эффективности проигрывает первым трем типам.
Вот, например, как варианты обратной связи проиллюстрированы в блоге, посвященном решению математических задач (курсив мой):
“Обратная связь … может устранять простые ошибки в процессе рассуждения – например, обратная связь по заданию: «Вы сделали ошибку в вычислении». Обратная связь также может содержать подсказки, направляющие поиск нужного решения или отношения, не указывая напрямую на правильный ответ – например, обратная связь по процессу: «Каков следующий шаг в процессе рассуждения?».
Обратная связь может включать комментарии студентам о том, как они контролируют свой прогресс – например, обратная связь по саморегуляции: «Вы проверили все необходимые шаги в аргументации ответа?».
Наконец, обратная связь на личностном уровне состоит из откликов, основанных на личностных чертах студента – например, … «Вы отличный математик».”
Как мы уже видели, по иронии судьбы четвертый, самый субъективный тип фидбека - именно то, к чему зачастую сводится обратная связь от учителей. То ли потому, что он самый быстрый. То ли потому, что самый эмоционально заряженный. При этом, если мы хотим давать грамотную обратную связь, важно расширять свой инструментарий и говорить (или писать?) ребенку что-то больше, чем “Правильно-неправильно” (первый тип обратной связи) и “плохо-хорошо” (четвертый тип обратной связи).
Как школы решают этот вопрос? Хорошая новость - во многих частных школах формируются собственные традиции и практики обратной связи. Я надеюсь, что этот опыт в итоге поможет прийти к более качественным решениям и в государственных школах. Кажется, что сейчас это совершенно необходимо. Но чтобы учителям было интересно фокусироваться на качественном фидбеке, у них должны быть и специально отведенное время, и четкие алгоритмы для этого нового типа работы. Будем надеяться, что это сейчас станет нашей точкой роста:-)
В следующий раз я расскажу про формат “Портфолио”, который мы в Шуваловской школе используем для обратной связи детям в конце года.