Чтобы доказать возрождение патриотизма при Сталине, сторонники сталинизма часто ссылаются на художественный фильм «Александр Невский» (1938) как пример русского дореволюционного национализма.
Они утверждают, что Сталин "реабилитировал" героев русской истории, отстранив русофобов вроде историка Покровского и Демьяна Бедного.
Неоспоримо, что фильм выдающийся: новаторская режиссура Эйзенштейна и гениальная музыка Прокофьева сделали его классикой. Но какое отношение Сталин имел к его созданию? Сценарий писали другие люди, и его роль сводилась к зрительской оценке.
1 февраля 1939 года Эйзенштейн и исполнитель главной роли Николай Черкасов получили за фильм высшую государственную награду СССР — орден Ленина. 15 марта 1941 года режиссёр и актёры Н. Черкасов и А. Абрикосов получили Сталинскую премию первой степени.
Однако стоит помнить, что Сталину нравились и американские вестерны, о чём рассказывала его дочь Светлана. Это же не означает, что он был поклонником США, верно?
Таким образом, выход фильма не подтверждает "преемственность СССР от имперской политики России", как это утверждают некоторые сталинисты. Как вообще художественный фильм может иллюстрировать преемственность государственной политики?
Если в брежневском СССР сняли фильм про Шерлока Холмса, это ведь не означало преемственности Советов от Британской империи.
Фактически и юридически СССР не являлся наследником ни Российской империи, ни какой-либо другой. При Сталине такие утверждения могли стоить жизни — ведь официально заявлялось, что "раньше у нас не было отечества".
Если бы Александр Невский жил при Сталине, то, вероятно, его бы репрессировали просто из-за его происхождения, как это случилось с большинством представителей бывшего правящего класса.