Найти тему

Замещающий ребенок

Оглавление

В современном психоанализе описан особый феномен замещающего ребенка. Это внутренняя драма человека, которому еще до его рождения была уготовлена особая судьба – восполнить родителям потерю предыдущего ребенка.

«Портрет моего умершего брата», Сальвадор Дали, 1963
«Портрет моего умершего брата», Сальвадор Дали, 1963

Таким ребенком были Винсент ван Гог, Сальвадор Дали, Людвиг ван Бетховен, Стендаль, Герман Гессе…

Все они родились спустя совсем короткое время (не более года) после смерти своих старших братьев и были названы в честь умерших.

«Молодая пара мечтает о ребенке. И вот, наконец, долгожданная беременность. Рождение ребенка приносит в дом радость, - пишет исследователь феномена замещающего ребенка, профессор клинической психиатрии Морис Поро. – Но вскоре малыш умирает, оставляя пустоту и ужасное горе. Работа горя очень трудна, почти невозможна. Кажется, что от этой боли есть только одно средство – новый ребенок. Этот ребенок и станет замещающим».

Именно поэтому такие дети чаще всего носят имя своего «предшественника». Главная драма его жизни в том, что ему запрещено быть собой, задача его существования – замещать умершего и воплотить в жизнь все надежды родителей, которые были на того возложены.

История Сюзи: вместо погибшей сестры

Сегодня расскажу о случае Сюзи (подробно ее историю можно прочитать в книге Мориса Поро «Замещающий ребенок»). В 15 лет девочка была госпитализирована в психиатрическую больницу с диагнозом «легкая депрессия». За два года до этого она уже попадала в больницу в связи с передозировкой лекарств.

Из семейной истории Сюзи удалось выяснить, что у девочки были старшие сестры-близняшки и брат. Когда близняшкам было по 15 лет, отце повез всю семью в церковь, но произошла страшная авария. Одна из сестер погибла, а вторая пострадала настолько серьезно, что ее пришлось поместить в специальное учреждение («по уровню развития она превратилась в пятилетнего ребенка»).

«Сюзи была зачата через два месяца после аварии с сознательным намерением восполнить семейную потерю, - пишет Морис Поро. – Отец хотел назвать новорожденную Бетти (именем погибшей сестры), но мать воспротивилась. Затем у матери было два выкидыша, и она отказалась от намерения родить еще одного ребенка».

Во время пребывания в больнице, девочка всё время говорила про особую дату – годовщину аварии. Из года в год в этот день ей запрещали выходить из дома, отец не выводил машину из гаража, и как будто «случайно» мог назвать Сюзи именем умершей дочери.

По словам психиатра, девочка «переняла» отцовские страхи и бессознательно стала воплощать их в жизнь: трое из четверых ее молодых людей имели приводы в полицию. Один из них постоянно говорил ей: «Я тебя люблю, но я тебя убью». Однажды он ворвался к ней в дом с ружьем.

«Отец Сюзи хотел бы, чтобы ее поведение было безупречным, - считает Морис Поро. – Потому что она не только заместитель умершей Бетти, но и живая версия идеализированного образа погибшего ребенка. Сюзи чувствовала, что никогда не сможет стать такой, как хочет отец».

Замещающий ребенок: право быть собой

Родители часто идеализируют умершего ребенка: приписывают ему все самые лучшие качества и заслуги. Это своего рода психологическая защита, которая помогает не сталкиваться со своей злостью и даже яростью по отношению к умершему, ведь он покинул и тем самым причинил невыносимую боль. Это нормальная реакция.

В состязании с умершим идеалом у замещающего ребенка нет шансов выиграть. Как же быть?

Часто замещающие дети живут в постоянном поиске себя. Бессознательно они хотят отделить себя от умершего брата или сестры, раскрыть свою собственную личность, заявить о себе.

«Перед ним открывается два пути, - размышляет Морис Поро. – “Гениальность” или “безумие”, причем первое не исключает второе».

«Безумие» проявляется в психической и социальной нестабильности, неврозах и даже психических расстройствах. «Гениальность» позволяет преобразовать свои проблемы, выразить их с помощью творчества: живописи, музыки, литературы или любой другой деятельности.

Например, Сальвадор Дали так говорил о своих эксцентричных поступках: «Мои выходки помогали мне убить память о моем брате».

Как бы то ни было, статус замещающего ребенка накладывает тяжелый отпечаток на жизнь человека. Исследователи этого феномена считают, что некоторые из таких детей могут отлично справиться со своим положением, если их родители отдают себе отчет в том, что происходит, если они проделали работу горя по умершему ребенку (а она длится как минимум два года) и готовы принять нового члена семьи таким, какой он есть. Даже если он совсем не соответствует их ожиданиям, он имеет право быть самим собой.

***

Если у вас возникли вопросы или вы чувствуете, что нужна личная консультация, пишите мне в Телеграм или на электронную почту mail@yatskovamaria.com.