Законодательство РФ наделяет заинтересованных лиц правом на оспаривание действий и решений судебных приставов. Нормативными документами предусмотрена возможность подачи жалобы в порядке подчиненности. Кроме того, участник спора может предъявить административный иск в защиту своих интересов.
Оспорить незаконные действия и решения судебного пристава вправе любые заинтересованные лица. Закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. устанавливает особый порядок рассмотрения таких жалоб. Процедура максимально формализована. Заявителю необходимо выполнить требования к содержанию документа, соблюсти установленные сроки, изучить схему соподчинения и подведомственности.
Какие действия можно считать незаконными
Судебному приставу-исполнителю предписано неукоснительно соблюдать правила розыска имущества, уведомления сторон, применения мер принудительного взыскания, рассмотрения обращений и др. Многообразие инструкций повышает риск ошибок. В итоге нарушения могут иметь несколько форм:
- активные действия;
- постановления, решения, акты;
- уклонение от реализации полномочий.
Обзор практики показывает, что большинство споров возникает из-за простых недочетов приставов либо технических сбоев. При этом заинтересованным лицам гарантирована защита вне зависимости от причины проблемы.
Наиболее распространенными нарушениями являются:
- Необоснованное начисление исполнительского сбора. Нередко судебный пристав не имеет прямых доказательств получения должником постановления о возбуждении производства. Сбор же начисляется информационной системой автоматически. Отменить его можно только на основании жалобы.
- Непринятие достаточных мер по взысканию. Статья 64 закона № 229-ФЗ от 02.10.2007г. закрепляет за приставом-исполнителем свободу в выборе инструментов. Вместе с тем произвольный отказ от применения принудительных мер недопустим. Уклонение от реализаций полномочий суды признают грубым нарушением.
- Сохранение ограничений. После погашения задолженности установленные судебным приставом-исполнителем запреты должны быть сняты. На практике такое происходит далеко не всегда. Забывчивость должностного лица оборачивается серьезными убытками. Наибольшей проблемой остаются незаконные ограничения на выезд из страны, а также аресты имущества.
Административная жалоба
На оспаривание решений судебного пристава-исполнителя статья 122 закона № 229-ФЗ от 02.10.2007г. отводит 10 календарных дней. Жалоба направляется вышестоящему должностному лицу. При этом пропуск срока по уважительной причине не лишает заявителя прав на защиту. Соответствующие разъяснения даны в постановлении ВС РФ № 50 от 17.11.2015г.
Жалоба должна содержать:
- информацию о приставе-исполнителе, допустившем нарушение;
- сведения о заявителе;
- обстоятельства дела и правовые основания;
- требования.
Направлять документ разрешено в бумажном или электронном виде. Заинтересованное лицо вправе воспользоваться также специальным сервисом портала государственных услуг.
Административную жалобу рассматривают не более 10 дней. О принятом решении заявителя извещают в письменной форме. Устранением допущенных ошибок процедура не завершается. Если руководитель сочтет необходимым, он применит к виновному сотруднику меры дисциплинарного взыскания (определение Московского городского суда № 4г/1-4 от 15.01.2012).
Административный иск
Если добиться устранения нарушений путем подачи жалобы не удалось, заинтересованное лицо вправе инициировать судебное разбирательство. Для этого потребуется предъявить к федеральной службе административный иск. Споры экономического характера рассматривают арбитражные суды. Остальные дела подведомственны общей юрисдикции.
Отстаивать свои права участникам разрешается лично либо через представителей. Требования к доверенным лицам установлены статьями 55 КАС РФ и 59 АПК РФ. В этом статусе могут выступать адвокаты или юристы с высшим образованием.
Административный иск предъявляется не позднее 10 дней с момента получения отказа по жалобе либо со дня, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении. Документ должен содержать:
- название суда;
- информацию о сторонах и иных участниках;
- описание обстоятельств дела, правовые основания;
- сведения о попытках урегулирования спора;
- иные данные, имеющие значение;
- ходатайства;
- перечень прилагаемых документов.
Примерные формы административных исков можно отыскать в бесплатных справочно-правовых системах.
Размер государственной пошлины определяется в соответствии с налоговым законодательством и зависит от предъявленных требований. Как правило, по неимущественным спорам в доход бюджета с физических лиц взыскивается 300 рублей. Организациям придется заплатить больше. Для них ставка установлена на уровне 2000 в отечественной валюте.
Процедура рассмотрения административных исков мало отличается от стандарта. Судья изучает документы, принимает дело к производству, назначает предварительное слушание, а затем проводит заседание и выносит решение по существу. Стороны наделены правом на дачу пояснений, представление доказательств. Они могут ходатайствовать о совершении каких-либо действий, в том числе об истребовании информации и материалов. Нередко в рамках производства назначаются экспертизы, заслушиваются специалисты.
Основанием признания незаконности решений или действий пристава-исполнителя могут служить как нарушения материального права, так и процессуальные ошибки. Впрочем, от формального подхода служители Фемиды постепенно отказываются. Истцам необходимо доказывать ряд обстоятельств. Подтверждать нужно не только сам факт нарушения, но и реальное наступление негативных последствий.
В заключение отметим, что судебный акт о незаконности действий или решений пристава-исполнителя служит основанием взыскания с государства компенсации вреда. Такие иски рассматриваются по правилам гражданского процессуального производства.