Долгое время северные регионы Европы оставались за пределами внимания греков и римлян. Лишь с началом римского завоевания Галлии и походов на восток от Рейна римляне начали собирать информацию о северных землях и их населении.
Первые следы налаживания контактов можно обнаружить в Скандинавии, где нашли римские импортные товары, такие как оружие, украшения и предметы роскоши. Эти находки свидетельствуют не только о торговле и племенных отношениях, но также указывают на службу скандинавских германцев в римских вспомогательных войсках.
Рим и Северная Европа
Впервые достоверные данные о Ютландском полуострове дошли до римлян в 12 году до н.э., когда Друз Старший, готовясь к масштабной экспедиции в Германию, организовал морское путешествие для исследования северного побережья Европы.
В 5 году н.э. римские корабли снова достигли Ютландии по приказу Тиберия, брата Друза. Потомки некогда грозных кимвров, жившие в этих краях, поспешили предложить римлянам дружбу и, как сообщает греческий географ Страбон, отправили посольство в Рим. Послы преподнесли императору Августу священный котёл и попросили его о прощении грехов своих предков. Когда их просьба была удовлетворена, они вернулись домой. Хотя точная дата этого события неизвестна, оно находит подтверждение в «Воспоминаниях» Августа:
«Мой флот плавал по Океану от устья Рейна до области, где восходит солнце, вплоть до границ кимвров, куда ни по суше, ни по морю ни один римлянин до этого времени не приходил. И кимвры, и хариды, и семноны, и той же местности другие германские народы через своих послов просили о дружбе моей и римского народа».
Исторические источники не предоставляют нам сведений о службе скандинавов в римской армии. Однако у нас есть археологические данные, которые убедительно указывают на прочные связи между Северной Европой и Римской империей. В частности, речь идет о многочисленных находках римского импорта — преимущественно оружия, а также стеклянной посуды, золотых и серебряных украшений и других предметов — в погребениях знати. Скандинавские артефакты встречаются в римских крепостях значительно реже. Эти находки свидетельствуют о перемещении разнообразных ресурсов — сушёной рыбы, скота, выделанной кожи, домашнего скота и людей, включая рекрутов и наёмников — между Скандинавией и римскими территориями на нижнем Рейне. Рассмотрим эту гипотезу на примере анализа четырех погребений I–III веков.
Хоби
Погребение на острове Лолланд в Дании, датируемое между 1 и 40 годами н. э., содержало останки 30-летнего мужчины, погребенного с множеством ценных предметов из золота, серебра и бронзы. Среди них был почти полный банкетный набор из восьми предметов, исключая только кратер для смешивания вина с водой. Комплект украшали два серебряных кубка, декорированные рельефами с героическими сценами из "Илиады". На обоих кубках была выгравирована надпись "Chirisophos epoi", оставленная мастером, а также указание веса серебра. На дне одного из кубков также значилось имя "Silius", вероятно, обозначавшее владельца.
Согласно распространенной гипотезе, это имя принадлежало римскому военачальнику Гаю Силию, упомянутому Тацитом, который в 14–21 годах н.э. командовал армией на Верхнем Рейне. В 14–16 годах н.э. Силий активно участвовал в наступлении на правом берегу Рейна, организованном Германиком с целью восстановления римского контроля в этом регионе. Именно в этот период кубки могли сменить своего первоначального владельца.
Возможными причинами их появления в Дании могли быть военные набеги, торговые сделки или дарение подарков. Банкетный набор сохранился практически в полном объёме, что маловероятно, если бы он был трофеем во время военных действий. К тому же, предметы, принадлежащие человеку ранга Гая Силия, вряд ли могли попасть в руки местного торговца. Вероятнее всего, они попали в Данию благодаря дипломатическим отношениям, обмену подарками и, возможно, службе «князя из Хоби» в качестве римского союзника в Германии.
Брокер
Захоронение с кремацией середины II века из Брокера, несмотря на плохую сохранность, считается одним из богатейших археологических находок в Дании. Инвентарь, обнаруженный в могиле, включает кольчугу, меч с кольцеобразным навершием, шпоры, золотые кольца, два изысканно декорированных серебряных кубка, два питьевых рога и восемь или девять бронзовых сосудов римского производства.
Меч, вероятно, имеет римское происхождение, поскольку его форма навершия была заимствована римлянами у сарматов. Известно как минимум 25 мечей этой разновидности, найденных за пределами Римской империи. Большинство из них обнаружены в Восточной Германии, за Эльбой. В Дании четыре или пять мечей с кольцевидными навершиями были найдены в оружейном кладе на острове Фюн, в Вимосе.
Римские мечи, найденные на территории Германии, часто интерпретируются исследователями как трофеи германцев во времена Маркоманнской войны (161–180). Эти мечи обычно встречаются в захоронениях воинов, где также присутствуют наконечники копий, умбоны и остатки щитов — либо одно из них, либо оба сразу. Примерно в половине таких захоронений также обнаруживаются шпоры. В могилах воинов, как правило, отсутствовали предметы, указывающие на высокий статус их владельцев, а также дорогие римские импортные вещи.
В Брокере мы видим совершенно иную ситуацию. Помимо римского меча и кольчуги, в составе погребального инвентаря сохранился набор импортов, принадлежавших, несомненно, лицу высокого статуса. Римское происхождение этих вещей указывает на характер его деятельности или на род занятий.
Химлингойе
Некрополь Химлингойе на острове Зеландия принадлежал важному политическому центру, существовавшему здесь в период с середины II до конца III века. Обширное присутствие римских изделий свидетельствует о прочных связях с Римской империей, поддерживаемых правящей элитой этого региона. Вероятно, во времена расцвета центра через Химлингойе проходила вся римская столовая посуда, поступавшая в Скандинавию.
В 1828 году здесь обнаружили богатое захоронение начала III века. В сопроводительном инвентаре были представлены римские бронзовые и стеклянные сосуды, а также германский золотой браслет и кольца. Одними из самых интересных находок стали два германских серебряных кубка с золотыми рельефными фризами на краях. На фризах изображены фантастические фигуры людей и животных. Человеческие фигуры в шлемах с гребнями держат в руках мечи с кольцеобразными навершиями, схожими с теми, что найдены в Брокере. Первоначально сцены на фризах интерпретировались как охотничьи. Однако меч не является охотничьим оружием, а изображённые животные скорее напоминают домашних, нежели диких. Среди них можно увидеть курицу, которую разводили на территории Римской империи в те времена.
В Химлингое в 1978 году была обнаружена ещё одна могила, которая привлекает внимание не столько найденными предметами, сколько костными останками. Эти останки принадлежали юноше в возрасте от 18 до 25 лет. Перед погребением кости были очищены от плоти и затем уложены в могиле в порядке, приблизительно соответствующем анатомическому построению скелета. Мелкие кости лежали рядом беспорядочно, а некоторые вовсе отсутствовали. Единственное заметное повреждение - сломанное ребро с правой стороны грудной клетки, что может свидетельствовать о падении с лошади и возможных осложнениях, повлекших смерть.
Погребальный инвентарь, включающий золотые и серебряные кольца, стеклянный кубок и серебряное блюдо римского производства, указывает на высокий социальный статус усопшего. Возможно, он был сыном или племянником вождя, покоящегося в соседней могиле под общим курганом. Вид погребения указывает на то, что молодой человек скончался вдали от родных мест. Ключом к разгадке его происхождения может служить полный скелет собаки, найденный там же. Эта собака, крупное и старое животное породы мареммо-абруццкая овчарка, выращивалась на территории Римской империи.
Германские «разведчики» в римской армии
Различные источники указывают на присутствие скандинавов на римском лимесе. В их числе - найдены двучленные фибулы с высоким иглоприёмником типа Альмгрен VII, которые в основном встречаются в центральной и северной Европе. Эти фибулы оказались наиболее распространёнными среди находок в римских крепостях Заальбург и Цугмантель на верхнегерманском лимесе в конце II — начале III века. Из 45 экземпляров фибул в Заальбурге семь относятся к серии III, распространённой в землях к северо-востоку от Эльбы, особенно на датских островах. Сами по себе такие фибулы - не редкость, однако на нижнем Рейне они встречаются крайне редко, в то время как в Цугмантеле обнаружены 42 таких фибулы, в Заальбурге — семь, а в Бюцбахе — восемь.
Кроме фибул, среди находок встречаются фрагменты германской лепной керамики, соотношение которых к римской лощёной керамике (terra sigillata) составляет примерно 1:3. Эти и другие предметы, изначально происходящие из области нижней Эльбы и земель к северу и востоку от неё, требуют дальнейшего объяснения.
Исследователи предложили гипотезу, согласно которой носителями этих фибул были небольшие группы германских народов, мигрировавшие из удалённых районов к востоку и северу от Эльбы в конце II — начале III века и, в итоге, обосновавшиеся в гарнизонах нескольких крепостей римского лимеса.
Присутствие вручную изготовленной керамики свидетельствует о том, что среди них были не только мужчины, но и женщины. Также существует мнение, что эти прибывшие могли быть гражданскими лицами, такими как подёнщики или пастухи, которые пасли скот на пастбищах армии вдоль лимеса.
Не менее привлекательно выглядит гипотеза о солдатах, служивших во вспомогательных отрядах римской армии, известных как «нумеры разведчиков» (numerus exploratorum). На присутствие такого отряда в гарнизоне Цугмантеля указывают два черепка с выгравированными буквами ex на одном и explo на другом, что является сокращением от слова explorator — «разведчик».
Во второй половине II века в составе римской армии появились так называемые «разведывательные нумеры». Об их существовании свидетельствуют надписи, найденные в таких регионах, как Британия, Германия, Реция и дунайские провинции. Разведывательные подразделения были сравнительно немногочисленными. Обычно они занимались охраной в составе гарнизонов небольших укреплений на передовой линии лимеса или патрулировали приграничные зоны. Эти отряды могли функционировать как сами по себе, так и в составе более крупных гарнизонных формирований.
Судя по размеру укреплений, в которых они размещались, численность таких подразделений составляла от 150 до 200 человек. Некоторые исследования предполагают, что эти группы часто комплектовались из варваров, находившихся под командованием римских центурионов-препозитов.
Возможно, появление германских фибул на римской границе связано с прохождением службы выходцев из восточной и северной Германии в составе разведывательных отрядов. Параллельным эффектом этого явления стало увеличение числа римских артефактов в захоронениях знати и наличие римского оружия в составных частях скандинавских кладов.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/aleksej-kozlenko-severnye-varvary-sredi-rimlyan/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉