Найти тему

Древний Карфагена. Мегаполис, стёртый с лица земли

Оглавление
«Ну и где теперь величественные стены гордого Карфагена? Где морская слава его знаменитой гавани? Где многочисленные войска? Где его неисчислимая кавалерия? Где его горделивый дух, неудовлетворённый гигантскими пространствами захваченной Африки? Фортуна поделила их между двумя Сципионами».
Валерий Максим

Мало кто в настоящее время помнит о том, каким был город и когда он существовал. Большинству людей знаком Карфаген только благодаря Пуническим войнам и великому полководцу Ганнибалу Барке, а также распространенному выражению, что он "должен быть разрушен". Однако, стоит отметить, что на протяжении многих веков Карфаген был могущественным морским торговым государством, которое в значительной степени определяло историю Средиземноморья, пока не началась беспощадная борьба с Римом. Так что это был за город, который был полностью уничтожен более двух тысяч лет назад?

Античность | Блог альтернативная история | Дзен

Основание Карфагена

Начиная своё исследование, я решил проследить дальше в историю людей и заглянуть в эпоху, предшествующую нашему времени.

В конце второго тысячелетия до нашей эры начался прилив переселенцев из Сидона и других финикийских городов в Тир, который стал столицей Финикии. Властителям этого города пришлось столкнуться с проблемой перенаселения. Они нашли выход в масштабной колонизации, обращаясь к двум задачам: с одной стороны, освободить город от излишнего наплыва населения; с другой - создать сеть прибрежных опорных пунктов, необходимых для дальнейшего развития торговли.

 Так романтично в воображении современного нам художника выглядела основательница Карфагена Элисса, она же Дидо
Так романтично в воображении современного нам художника выглядела основательница Карфагена Элисса, она же Дидо

Так началась финикийская колонизация Средиземноморья, которая распространилась на острова западного Средиземноморья и побережье Африки и Европы. В течение нескольких веков тирские торговые фактории и колонии возникли на островах Эгейского моря, а также на Сицилии, Мальте, Сардинии, в Северной Африке и в Испании. Первой колонией на африканском побережье стала Утика, ещё одной было суждено стать Карфагену.

О его основании существует красивая легенда. Согласно ей, царь Тира Муттон, правивший городом в IX веке до н.э., объявил наследниками обоих своих детей: сына Пигмалиона и дочь Элиссу. Однако после смерти Муттона граждане Тира передали всю полноту власти Пигмалиону. Его сестра Элисса вышла замуж за своего богатого и могущественного дядю Ахерба, жреца великого Мелькарта, главного божества Тира. Пигмалион, возжелавший овладеть сокровищами храма Мелькарта, убил дядю. Однако мудрая Элисса, собрав группу единомышленников из числа тирских аристократов, решила бежать. Тайком от брата она смогла организовать целую экспедицию, отплывшую на запад. С собой Элисса смогла увезти и сокровища из храма Мелькарта, хранителем которых был её муж. Сделав остановку на Кипре, где финикийцы взяли себе женщин для продолжения рода, флотилия причалила к побережью Африки.

Далее по легенде хитроумная Элисса, вставшая перед необходимостью приобретения у местных племён хотя бы клочка земли, сторговала ровно столько места, «сколько займёт шкура быка». Африканцы, полагая сделку выгодной, согласились. Разрезав шкуру на тонкие полоски, Элисса охватила ими обширное пространство, достаточное для поселения всех её спутников. Это место стало центром будущего города и получило название Бирса, что с греческого языка можно перевести как «снятая шкура». Элисса недолго была правительницей заложенной ею колонии: один из африканских царьков пожелал на ней жениться, угрожая в случае отказа войной. Ссылаясь на необходимость произвести священный обряд для освобождения от клятвы, данной своему мужу, Элисса взошла на костёр с мечом в руках. Обратившись к своим соотечественникам, она сказала, что отправляется к своему настоящему мужу, заколола себя и упала в пламя. В предании сохранились сведения об обожествлении Элиссы после смерти. Возможно, что это нашло своё отражение в культе богини Танит, являвшейся одним из главных божеств в Карфагене.

Развитие и расцвет

Местоположение для создания колонии было выбрано исключительно удачно, так как оно находилось на пересечении важных торговых маршрутов. Неизвестно точно, было ли поселению изначально дано название Карфаген (carthago на латинском языке), что является искаженным произношением финикийского слова quarthadast – «новый город», или же название появилось позднее. Тем не менее, само название уже указывает на то, что Карфаген был не просто торговой факторией, а именно городом-колонией. Новое поселение стало быстро развиваться.

 Финикийско-карфагенский торговый корабль. Рельеф с карфагенского саркофага, датированного II веком до н.э.
Финикийско-карфагенский торговый корабль. Рельеф с карфагенского саркофага, датированного II веком до н.э.

Начиная со своего основания, Карфаген играл важную роль в качестве транзитного пункта. Его гавань служила местом разгрузки и погрузки товаров с востока, а карфагенские торговые суда регулярно отправлялись в Испанию, чтобы продать, греческие, египетские а так же, собственно, товары из Карфагена и приобрести руду. Однако город не ограничивался только торговлей. В середине VII века до н.э. Карфаген превратился в промышленный центр. Помимо гончарного производства и изготовления пурпурных тканей (которое считалось одной из основных промышленностей финикийцев), здесь также занимались производством терракотовых статуэток, масок, ювелирных украшений и резных изделий из слоновой кости, которые затем поставлялись во все другие финикийские колонии. В связи с тем, что изначально Карфаген находился на небольшой территории, принадлежащей его жителям, остальные земли приходилось арендовать у соседних племен. С течением времени увеличивающаяся численность населения Карфагена требовала все большего количества продуктов питания и сырья для производства. Эта потребность способствовала развитию торгового флота Карфагена, который был создан для удовлетворения потребностей горожан и служил средством сбыта продукции. Главными поставщиками продуктов и сырья стали другие финикийские колонии и торговые поселения в Центральном Средиземноморье.

 Развалины на холме Бирса в современном состоянии
Развалины на холме Бирса в современном состоянии

С течением времени эти поселения все больше подчинялись интересам Карфагена, что приводило к их постепенному включению в его сферу влияния. Уже в VII веке до н.э., всего через сто пятьдесят лет с момента основания, Карфаген создал первую свою собственную колонию на острове Ибица. Возможно, некоторые историки полагают, что эта колония не была самостоятельной карфагенской, а была одним из последних поселений Финикии. Однако нет сомнений в том, что Карфаген теперь стал новой колониальной державой.

Резкий взлет Карфагена в VII-VI веках до н.э. был неизбежным и объективным явлением. Он был частью общего исторического процесса, который включал ассирийское завоевание Среднего Востока и греческое расширение на запад. Именно в этот период Карфаген включил прежние финикийских колонии в свою зарождающуюся империю. Бывшие финикийские города-колонии, такие как Утика или Гиппакрит, также стали зависимыми от Карфагена.

Впоследствии Карфаген, желая расширить территорию подконтрольную непосредственно городу, подчинил себе земли вглубине Африки, где активно развивал сельское хозяйство. Кроме этого, влияние Карфагена распространилось и на южное побережье Иберийского полуострова а так же Балеарские острова. Пунийские корабли неутомимо плавали по Средиземному морю, загружая и выгружая на его берегах не только продукцию, произведенную в Карфагене, но и греческие, египетские и другие товары.

 Уцелевший до наших дней корабельный стапель в порту Карфагена, на котором когда-то строились корабли одного из сильнейших флотов древности
Уцелевший до наших дней корабельный стапель в порту Карфагена, на котором когда-то строились корабли одного из сильнейших флотов древности

В течение своей истории Карфаген был колонией-посредником, преуспевая в распространении своих товаров. С течением времени город начал развивать сельское хозяйство и заниматься торговлей этой продукцией. По мере своего развития Карфаген превратился в могучую колониальную державу, обладающую обширными территориями и развитой сетью торговых постов и факторий.

Население

Образ типичного жителя Карфагена, благодаря стараниям античных историков, вызывает отвращение и даже ужас. Сформировался он из таких элементов, как торгаши и религиозные фанатики, которые, по их утверждениям, практиковали жертвоприношения детей. Однако, какова истина?

В действительности, верхушкой карфагенского общества была аристократия, состоящая из крупных торговцев и судовладельцев. Благодаря их усилиям Карфаген превратился в столицу финикийского мира, а его порт стал первым среди всех портов западного бассейна Средиземноморья. По мере освоения африканских земель, среди карфагенских олигархов возникла также крупная землевладельческая аристократия.

Однако, не только морская торговля была важной для Карфагена. В городе существовало развитое ремесленное производство, которым занималось множество граждан Карфагена, составляющие по сути средний класс. Этот класс включал в себя ремесленников, служителей культа, чиновников, лавочников и мелких земледельцев. Таким образом, Карфаген был не только центром торговли, но и многогранной общественной системой, в которой каждый класс играл свою роль.

 Горельеф с саркофага карфагенского священнослужителя. Этот прекрасный образец древней скульптуры в настоящее время находится в Лувре
Горельеф с саркофага карфагенского священнослужителя. Этот прекрасный образец древней скульптуры в настоящее время находится в Лувре

Помимо аристократии и граждан, в Карфагене существовали классы рабов и вольноотпущенников. Рабы находились в самом низком социальном положении и занимались различными работами, как в городе (ремесленное дело, служба в храме, общественные работы и т. д.), так и за его пределами (сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых). Тем не менее, карфагенские рабы могли располагать ограниченными средствами и даже имели право вступать в брак.

Карфаген был громадным многонациональным мегаполисом, который привлекал поселенцев из разных стран и народов. Множество иностранцев прибывало как из различных уголков Средиземноморья, так и с африканской территории. Среди них были представители разных сословий: аристократы, воины, купцы, торговцы, ремесленники.

В результате усилий римлян до нас дошло очень мало источников, которые могут дать нам представление о том, какой был образ жизни жителей Карфагена. В какой-то мере археологические раскопки могут помочь нам узнать об этом. Американский историк Р. Майлз писал:

«Эти эпиграфические свидетельства помогают понять особенности не только религиозных культов, но и образа жизни в городе. По надписям на каменных плитах мы можем зрительно представить себе горшечников, сукновалов, столяров, возниц, мясников, каменщиков, ювелиров, лекарей, писцов, толмачей, землемеров, жрецов, вестников, истопников и купцов, населявших этот многолюдный по тем временам город».

В данном контексте карфагенское общество часто описывается как сообщество мужчин, которые вместе с женщинами и детьми составляли его население. Однако, в наше время многие искаженно упрощают их характеристики, относя их к категории "трусливых и вероломных купцов", а также "беспощадных и жестоких воинов" и "религиозных фанатиков".

 Панорама пунического Карфагена, современная реконструкция
Панорама пунического Карфагена, современная реконструкция

В античных источниках остались и немногочисленные упоминания о нравах жителей Карфагена. Например, древнегреческий историк Страбон пишет о поступке некоего карфагенского капитана корабля, который шёл с грузом из Гадира (ныне испанский Кадис) в направлении Касситеридских (Британских) островов:

«В прежние времена только одни финикийцы вели эту торговлю из Гадира, так как они скрывали ото всех путь туда. Когда римляне однажды пустились преследовать какого-то финикийского капитана корабля, чтобы самим узнать местонахождение торговых портов, то этот капитан из алчности намеренно посадил свой корабль на мель, погубив таким же образом своих преследователей. Сам, однако, он спасся на обломках разбитого корабля и получил от государства возмещение стоимости потерянного груза».

А вот цитата из «Эпитом» древнеримского писателя Валерия Максима:

«Карфаген и Кирена затеяли ожесточённейший спор по поводу границ. Наконец решили, что надо в одно и то же время послать молодых людей с обеих сторон навстречу друг другу и место, в котором они сойдутся, считать пограничным для двух народов. Но карфагеняне, два брата по имени Филены, мошеннически нарушили это соглашение. Они сильно ускорили шаг и в назначенный час оказались дальше, где и установили границу. Когда молодые люди из Кирены выяснили, что случилось, они поначалу стали жаловаться на хитрость карфагенян, но в конечном итоге постарались противопоставить этому жёсткое условие. А именно, заявили они, пусть граница проходит в этом месте, но только в том случае, если Филены позволят закопать их живыми в землю. Но задуманное не получилось: братья без промедления предоставили себя киренцам для погребения. То есть они предпочли, чтобы границы их страны стали более протяжёнными, нежели их жизни; так они и полегли, расширив границы Пунийской империи и при помощи духов, и собственными костями».

Неудивительно, что в цитируемых текстах карфагеняне будут выглядеть в первую очередь алчными мошенниками. Ведь именно так они были описаны греками и римлянами, которым было выгодно представить пунийцев как очень непривлекательными субъектами. Однако, даже в этих текстах нельзя не заметить патриотизм и самоотверженность карфагенян.

Религия

Основавшие Карфаген переселенцы из Тирии, привезли вместе с собой и богов финикийской веры. Важно отметить, что особых деталей о религии Карфагена на заре его существования уже невозможно восстановить. Однако, основываясь на археологических находках, мы можем с уверенностью утверждать о существовании двух верховных богов, которые пользовались особой популярностью в последние века развития города – Баал-Хаммон и Танит.

Баал-Хаммон, бог солнца и подземного царства, также являлся покровителем плодородия. Танит, его супруга, считалась главной защитницей Карфагена, и многие историки обнаружили сильные связи между ней и легендарной основательницей города – Элиссой. Танит несла на себе множество задач и функций: она была как богиней подземного царства, так и покровительницей деторождения и плодородия. Интересно отметить, что на стелах святилищ-тофетов Карфагена Танит всегда располагалась в начале, перед Баал-Хаммоном, что может свидетельствовать о ее высшем положении.

 Бюст богини Танит, найденный в карфагенском некрополе Пуч-де-Молинс, стал настоящим символом известного курорта Ибицы (Балеарские острова). Шедевр датируется IV веком до н.э.
Бюст богини Танит, найденный в карфагенском некрополе Пуч-де-Молинс, стал настоящим символом известного курорта Ибицы (Балеарские острова). Шедевр датируется IV веком до н.э.

Кроме двух верховных божеств, одно из первых мест в Карфагене занимала Аштарт (Астарта). Она являлась покровительницей верховной власти, плодородия и войны. Вместе с ней были почитаемы Решеф (который символизировал чуму и войну, к нему обращались, чтобы отвратить беды, которые он мог послать в гневе), Мелькарт, которого часто ассоциировали с Гераклом, и множество других богов, которым поклонялись как в других финикийских городах, так и исключительно в Карфагене. Все эти боги имели свои храмы, где проводились соответствующие ритуалы и службы, о которых сейчас можно только догадываться, так как не сохранились письменные источники, подробно описывающие эти обряды.

Также, говоря о пунийских культах, нельзя не упомянуть об одном, который часто упоминается античными историками – детских жертвах. Согласно их утверждениям, этот отвратительный обычай был широко распространен в Карфагене, причем обычно в жертву приносились первенцы. Однако анализ сожженных останков, обнаруженных в пунийских некрополях, подтвердил другой факт: в значительной степени это были мертворожденные или только что родившиеся младенцы, умершие естественной смертью, а также кости птиц и животных. Следовательно, можно сделать вывод, что в качестве жертвоприношений использовались именно умершие дети, а при их отсутствии жертвами становились птицы или животные. Тем не менее, исследователи также утверждают, что детские жертвоприношения иногда все же проводились в Карфагене, хоть и не в таких масштабах, как описывают источники. Вероятно, это происходило во времена кризисов и тяжелых испытаний, когда принесение жертв в обычном порядке считалось недостаточным.

Структуры власти. Управление

Политическое устройство Карфагена было задумано таким образом, чтобы никто не смог добиться абсолютной власти. Опасение перед единоличной диктатурой в пунийском обществе было общеизвестным. Возможно, история о Элиссе, первой и последней женщине-царице, которая не оставила наследника, была придумана для объяснения существования олигархической системы и отсутствия наследственности в праве автократического управления. Тирания и диктатура, подобные тем, что возникали в греческих городах, были немыслимы в Карфагене. В течение веков всего несколько раз в городе пытались установить диктатуру, но в каждом случае инициаторы были изгнаны или казнены.

С самого начала, управление городом осуществлялось сообществом аристократов, которое состояло из группы старейшин, которые контролировали все важные правовые, административные, религиозные и военные структуры государства. Во главе этой иерархии находился глава семьи, обладавшей богатством и властью, что позволяло ему опережать других олигархов в данном периоде времени. Однако, несмотря на его господство над соотечественниками, например, в области командования вооруженными силами, он не мог считаться королем в полном смысле этого слова: его власть была ограничена советом старейшин. Впрочем, в истории Карфагена был случай, когда городом правила династия магонидов, которая управляла государством с последних десятилетий VI века до первого десятилетия IV века до н.э.

 До наших дней на карфагенских тофетах сохранились сотни вотивных стел с просьбами к богам
До наших дней на карфагенских тофетах сохранились сотни вотивных стел с просьбами к богам

Благодаря Аристотелю нам известна современная ему карфагенская система власти. По Аристотелю, политическая организация Карфагена основывалась на четырех институтах: царях, старейшинах, народном собрании и трибунале который состоял из 104 магистратов, называемых "верховной магистратурой ста".

Во главе города стоял правитель, выполняющий высшую исполнительную власть, их называли суффетами. Аристотель описывает их как царей. Позиция суффета не передавалась по наследству, а замещалась ежегодно выбранными кандидатами, с учетом важного фактора – материального положения претендента. В большинстве случаев на один срок избирались два суффета, которым поручались различные обязанности, такие как гражданская администрация, судебные процессы, внутренняя и внешняя политика и так далее.

Среди всего прочего, суффеты обладали правом созывать совет старейшин — своеобразный карфагенский сенат, который был, по сути, верхней палатой и важнейшим органом власти в Карфагене. В совете старейшин вместе с суффетами рассматривались публичные дела, он издавал законы, на его заседаниях обсуждались вопросы войны или заключения мира, объявлялось о наборе войска, назначались полководцы и т.д. Членами совета становились пожизненно, в их числе обычно были представители самых знатных аристократических семейств. По словам Аристотеля, система управления Карфагена была хорошо отлаженной, а его конституция «с многих точек зрения превосходила все остальные». Она была смешанной и имела как аристократические, так и демократические черты. Аристотель пишет:

«Цари вместе со старейшинами в случае их полного согласия принимали решение по тому или иному делу. Если между ними возникали разногласия, дело передавалось на рассмотрение народу, которому предоставлялось право не только заслушивать доводы властей, но и самостоятельно принимать решения, и каждый гражданин, если он того пожелает, может представить свои контраргументы, что не было свойственно никаким другим конституциям».

Аристотель использовал термин народ" для того чтобы обозначить народную ассамблею, которая служила низшей палатой карфагенского правительства. Эта ассамблея созывалась только по инициативе суффетов и обычно их исключали из процесса принятия важных государственных решений. Однако в период пунических войн ее роль усилилась. Например, Ганнибал Барка, который был избран суффетом в 196 году до нашей эры, созвал народную ассамблею и посредством нее попытался ограничить полномочия судейского корпуса и совета старейшин. Вследствие этих действий, Ганнибал вызвал возмущение карфагенских олигархов, которые подали жалобу на него в Рим. В результате Ганнибалу пришлось бежать из города.

"Верховная магистратура ста" или "совет ста четырех", о которых говорит Аристотель, была контрольным органом над государственными структурами. В этот совет входило сто судей, которые выбирались из числа старейшин. Кроме того, члены совета были обязаны контролировать действия полководцев и требовать с них отчетности перед советом за их действия.

Армия и флот

Может показаться удивительным, но армия Карфагена никогда не была его главной интституцией. Возникает парадокс: карфагенцы, прославившие силой и безжалостной стойкостью в битвах с римлянами, которые привели к трем Пуническим войнам, на самом деле были миролюбивыми людьми. Карфагенская армия была скорее охранительной силой в мирное время и не составляла большую долю населения, а множество наемников набиралось лишь для защиты от возможной угрозы войны. Интересно, что в редких находках представителей пунийского военного класса археологи почти всегда обнаруживают игральные кости: вероятно, эти люди были страстными игроками.

Полководцы

Верховное командование карфагенской армией традиционно перепадало на аристократические кланы, за исключением одного случая: во время Первой Пунической войны, когда главнокомандующим стал спартанец Ксантипп, руководивший отрядом своих соотечественников, наёмников. Ксантипп впечатлил своими военными деяниями, реорганизовал пунийскую армию и одержав блестящую победу в битве при Тунете. В отличие от многих карфагенских полководцев, которые потерпели разгромные поражения. Одной из причин такого исхода было то, что кандидаты на должность главнокомандующего, выбираемые народным собранием, не всегда обладали выдающимися военными способностями, чаще они получали пост благодаря своему богатству и подкупу членов совета.

 Карфагенские воины во главе с Ганнибалом празднуют победу в битве при Каннах, 216 год до н.э.
Карфагенские воины во главе с Ганнибалом празднуют победу в битве при Каннах, 216 год до н.э.

Карфагенское ополчения собиралось в редких случаев, а основной военной силой Карфагена была наёмная армия. А так как она могла стать мощным инструментом военачальника для завоевания власти, аристократия Карфагена питала неприязнь и постоянные подозрения к своим полководцам. Часто военные неудачи использовались ими как оправдание для изгнания или даже казни военачальников. Однако, также стоит отметить, что карфагенским полководцам доставалась привилегия управлять армией весь период военных кампаний, что позволяло им планировать свои действия и одерживать победы. Баркиды, яркие представители известных полководческих кланов в истории Карфагена, могли даже командовать несколькими военными кампаниями последовательно.

Пехота

Главное ядро армии Карфагена состояло из пехоты. Вначале это было городское ополчение, но в VI веке до нашей эры, когда Магон I провел свои реформы, армия стала профессиональной и в основном наемной. Однако, в период греко-карфагенских войн, существовало специальное подразделение состоящее только из карфагенян, известное как "Священный отряд".

Это были обученные и хорошо вооруженные воины, их численность составляла несколько тысяч человек, и они сражались в фаланге. Однако, к началу пунических войн, этот отряд был расформирован. В случае серьезной угрозы Карфагену, будь то вторжение противника или восстание местных племен, рабов или наемников, жители города формировали местное ополчение и одновременно искали возможность нанимать новых воинов из других стран.

Античные историки уже в описании первых военных кампаний на Сицилии упоминают о многочисленных наемниках в армии Карфагена, например, в битве при Гимере в 480 году до нашей эры. Среди наемников были греки, иберы с Иберийского полуострова, а также воины из Кампании, Лигурии, Галлии и, конечно же, из Африки. С течением времени они стали составлять основу карфагенской пехоты.

 Два знатных карфагенских воина городского ополчения (1 и 2) в компании греческого наёмника (3) наблюдают за танцовщицами (4), середина IV века до н.э.
Два знатных карфагенских воина городского ополчения (1 и 2) в компании греческого наёмника (3) наблюдают за танцовщицами (4), середина IV века до н.э.

В период мира, карфагеняне не нанимались в армию. Поэтому для поддержания так сказать, армии мирного времени, в неё призывались жители подконтрольных регионов. В основном это были народы, называемые историками ливийцами или ливофиникийцами.

С начала V века до нашей эры они стали постоянными участниками военных конфликтов на стороне Карфагена, применяя в боях дротики, кинжалы и круглые кожаные щиты. Быстрые и подвижные, они составляли идеальное легкое пехотное подразделение. Однако в ближнем бою, когда ливийцы вступали в схватку с греческими гоплитами или римскими легионерами, их эффективность была низкой. Поэтому во время Второй Пунической войны Ганнибал обеспечил свою африканскую пехоту доспехами, добытыми после побед в Требии и Тразименах. Из ливофиникийской пехоты также формировалась фаланга копейщиков, воины которой использовали типичное оружие эллинистических пехотинцев. В битве при Каннах именно ливийская пехота, размещенная Ганнибалом на флангах, привела к окружению римских войск.

Балеарские пращники

Ещё одной разновидностью карфагенской лёгкой пехоты были пращники с Балеарских островов. У них было по три пращи различной длины, что давало возможность вести стрельбу на разные расстояния. Используя своё смертоносное оружие, пращники могли нанести большой ущерб неприятелю, при этом посланные ими камни летели с такой силой, что пробивали вражеские доспехи. Примечателен тот факт, что проживая в зоне пунийского влияния, балеарские пращники не рекрутировались, а нанимались, подобно воинам из неподвластных Карфагену регионов.

Иберийцы

следствие экспансии Баркидов в Испанию в карфагенской армии появилось большое количество иберийских воинов. В зависимости от принадлежности к племени, они могли быть союзниками или наёмниками. Смелые и выносливые, иберийские солдаты использовались как в подвижных столкновениях, так и для полноценного боя: в войске под командованием Ганнибала они формировали неприступный и дисциплинированный строй. Их вооружение состояло из круглого кожаного щита или галльского овального. Иногда в качестве доспехов иберийцы носили кольчужные или чешуйчатые панцири. Наступательное вооружение иберов было достаточно разнообразным: копья, дротики, а также прямой меч с обоюдоострым клинком и длинным остриём, одинаково пригодный для секущих и колющих ударов — впоследствии, в конце Второй пунической войны эту форму меча заимствовали римские легионеры. Наряду с прямыми мечами на вооружении иберов были фалькаты. Их клинки имели обратный изгиб, благодаря которому рубящий эффект дополнялся режущим.

 Карфагенский шлем, датированный приблизительно 200 годом до н.э.
Карфагенский шлем, датированный приблизительно 200 годом до н.э.

Галлы

Союз Ганнибала с галлами Трансальпинской и Цизальпинской Галлии оказался очень плодотворным: в иные периоды они составляли больше половины его армии. Галлы были вооружены копьями с длинными плоскими наконечниками, дротиками, кинжалами и мечами. Вожди и наиболее знатные воины носили кольчуги и шлемы. Однако простые воины помимо деревянного щита защитного снаряжения не имели. Обычно это были большие щиты овальной формы, в то же время Полибий несколько раз пишет, что щиты у галлов были небольшими и не могли защищать от метательных снарядов. Мечи галлов были длинными, лишёнными острия и предназначались для нанесения только рубящих ударов сверху или сбоку.

Италийцы и лигуры

В армии карфагенян, особенно во время Пунических войн, были и италийцы: перебежчики, дезертиры или те, кто не признавал власть римлян. Также в войске брата Ганнибала Магона Баркида было немало лигуров, которых он нанял, находясь в Лигурии в конце Второй пунической войны. Вооружение этих племён было близким к тому, каким сражались римские легионеры.

Конница

Именно кавалерия была главным козырем карфагенских полководцев, что особенно ярко проявилось во время Второй пунической войны. Конница пунийцев, как и пехота, имела пёстрый состав. В период греко-карфагенских войн широко использовались наёмники из Италии и Греции. Иногда встречаются упоминания о чисто карфагенской тяжёлой коннице — скорее всего, она состояла из городских ополченцев. Во время Второй пунической войны у Ганнибала была тяжёлая иберийская и галльская конница. Иберийские всадники имели в целом такое же вооружение, как и у пехотинцев, но щиты их были круглыми и меньших размеров. В бою они, равно как и галльские всадники, зачастую спешивались и превращались в пехотинцев.

Основной же ударной силой карфагенян служила нумидийская конница. Отличные наездники, приученные к коню с детства, нумидийцы не применяли удил, а управляли конями при помощи ошейника. Вооружены они были мечами, лёгкими щитами и дротиками. Не отягощённые доспехами, нумидийцы не могли выстоять в открытом бою против вражеской тяжеловооружённой конницы, однако с большим успехом использовались в скоротечных схватках. Они были хороши для завязки сражения с вражескими пехотинцами-застрельщиками и лёгкой кавалерией, при набегах на вражеские обозы, в засадах и т.д. Просто незаменимы были лёгкие и быстрые нумидийцы при преследовании бегущего врага. Однако порой и они были в состоянии создать проблему для любого полководца: в силу своего непостоянства и алчности нумидийцы могли запросто переметнуться в лагерь неприятеля.

Были в карфагенской армии и боевые колесницы, которые широко использовались во время войн с греками в V-IV веках до н.э., однако к началу Пунических войн они уступили место слонам.

Слоны

Первым римлян и карфагенян со слонами познакомил Пирр, когда вёл с ними войны. Пунийцы решили вооружить слонами и свою армию, для чего им пришлось приручить местных африканских слонов. Животные были защищены своеобразными доспехами и обучены наносить удары бивнями, а также топтать поверженных противников. Основной целью слонов был прорыв вражеских рядов и истребление противника. Однако использование этих «живых танков», особенно если им противостояла обученная армия, могло обернуться неприятностью и для самих хозяев.

 Слоны Карфагена против римской пехоты и кавалерии в представлении современного художника
Слоны Карфагена против римской пехоты и кавалерии в представлении современного художника

Слоны подвергались массированному обстрелу дротиками и камнями, под ноги им кидали доски с гвоздями, пугали рёвом труб и рожков и т.д. Раненые слоны переставали слушаться команд и могли броситься на собственное войско, смешав его строй. Дабы предотвратить это, погонщик в критический момент должен был успеть умертвить животное, вбивая металлический клин в основание черепа. Тит Ливий приписывает изобретение этого способа Гасдрубалу Баркиду.

Флот

Армия Карфагена опиралась на мощный военный флот, который долгое время господствовал в Западном Средиземноморье. Немало иностранных торговых судов было пущено им на дно за то, что стремились проникнуть в районы, которые пунийцы считали исключительно своими. Они тщательно скрывали маршруты в далёкие страны, известные только им. Помимо охраны торговых путей, карфагенские моряки боролись с пиратами и обеспечивали перевозку войск. Вполне успешно справляясь с этими задачами, карфагенский флот, несмотря на всю свою мощь, не смог внести решающий вклад во время войн с греками, а в Первой пунической войне был неоднократно разгромлен римлянами и потерял свою лидирующую роль в регионе. Базировался флот в грандиозном для того времени городском порту, описание которого дал Аппиан:

«Гавани Карфагена были взаимно связаны, так что можно было проплывать из одной в другую; вход же в них из открытого моря был шириной в 70 футов, и запирался он железными цепями. Первая гавань была предоставлена торговым судам, и в ней было много различных причалов; во внутренней же гавани посредине был остров, и как этот остров, так и гавань были охвачены огромными набережными. Эти набережные были богаты верфями и доками, рассчитанными на двести двадцать кораблей, и, помимо верфей, складами, где держалось всё нужное для оснащения триер…На острове было сооружено на возвышении помещение для командующего флотом, откуда трубач должен был давать сигналы, а глашатай передавать приказы, командующий же за всем наблюдать. Этот остров был расположен у входа в гавань и поднимался высоко вверх, так что командующий мог видеть всё, происходящее в море, а подплывающим нельзя было ясно видеть, что делается внутри гавани».
 Знаменитая искусственная гавань-котон, использовавшаяся для карфагенского флота и вмещавшая, по расчётам историков, до 200 кораблей, сохранилась до наших дней. Этот снимок был сделан в 1958 году
Знаменитая искусственная гавань-котон, использовавшаяся для карфагенского флота и вмещавшая, по расчётам историков, до 200 кораблей, сохранилась до наших дней. Этот снимок был сделан в 1958 году

Заключение

Основанный как финикийская колония, Карфаген через несколько веков после своего появления превратился в самый влиятельный город на африканском побережье. После падения финикийского влияния Карфаген взял власть над бывшими финикийскими колониями и стал столицей крупнейшей колониальной державы Западного Средиземноморья. К III веку до н.э. карфагенское государство подчинило себе Южную Испанию, Северную Африку, запад Сицилии, Сардинию, Корсику.

Таким был Карфаген к моменту первой схватки с Римом, начавшейся ради обладания Сицилией. После поражения в Первой пунической войне Карфагенская держава была полностью вытеснена с этого острова, а затем лишилась Сардинии и Корсики, аннексированных Римом. Однако члены аристократической семьи Баркидов Гамилькар, а затем и его зять Гасдрубал, смогли завоевать значительные территории на Иберийском полуострове, тем самым обеспечив приток финансов в метрополию и воинов для армии.

 Серебряный карфагенский шекель с изображением Ганнибала Барки, ориентировочно 221-201 гг. до н.э.
Серебряный карфагенский шекель с изображением Ганнибала Барки, ориентировочно 221-201 гг. до н.э.

Во время Второй пунической войны сын Гамилькара Ганнибал Барка, перейдя со своим войском через Альпы, нанёс римлянам несколько чувствительных поражений, однако, не получая должной помощи от Карфагена, в итоге был изолирован в Бруттии. После потери Испании и высадки Сципиона в Африке в ходе битвы при Заме пунийцы потерпели очередное поражение и были вынуждены подписать мир, лишивший их всех заморских владений и ограничивший их свободу действий. Этим воспользовалась ставшая независимой Нумидия, которая захватывала у Карфагена всё новые и новые территории.

В 146 до н.э. в результате Третьей пунической войны Карфаген был полностью разрушен, а всё его 700-тысячное население поголовно уничтожено или продано в рабство. На плодородных землях, окружавших руины Карфагена, была организована римская провинция Африка, управляемая проконсулом из Утики.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Карта из параллельного мира
Блог альтернативная история24 марта 2024
Мир без Первой Мировой Войны
Блог альтернативная история24 марта 2024
Виталий Торопцев. Злой гений Карфагена - Альтернативная История
Виталий Торопцев. Остриё карфагенского копья - Альтернативная История

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉