При наличии такого заболевания, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка могут возникнуть проблемы с адаптацией и усвояемостью школьной программы, поэтому продумать этот вопрос родителям следует заранее.
Первые сложности школьник испытывает в начальных классах, когда происходит активное знакомство со сверстниками, обучение и приобретение новых навыков. Многие взрослые при наличии проблем с адаптацией сразу подозревают СДВГ, хотя это свойственно и здоровому ребенку. Только специалист может определить, есть ли недуг, и подобрать терапию.
Основные признаки заболевания
Чтобы понимать, как лучше вести себя с гиперактивным ребенком во время обучения в школе, нужно разобраться в особенностях заболевания и методах его лечения.
Специалисты выделяют следующий перечень факторов, присущих гиперактивным детям:
- Неусидчивость – ему сложно сидеть на одном месте и не совершать лишних движений;
- Его можно легко отвлечь посторонним шумом или раздражителями;
- Не любит стоять в очереди, что вызывает истерику и недовольство;
- Во время разговора отвечает на вопрос, не давая договорить его;
- Сложно справляется с поставленными задачами, особенно если они требуют концентрации и порядка;
- Редко заканчивает игру или занятие до конца – сразу хватается за другое либо уходит;
- Не любит тихий час и спокойные игры;
- Много говорит, причем не всегда по существу;
- Постоянно что-то теряет или забывает;
- Порой пренебрегает безопасностью, совершая бездумные действия.
Чем раньше будет выявлен СДВГ, тем больше вероятность, что к началу учебного процесса получится снизить проявления недуга и подготовиться к изменению образа жизни.
Проблемы школьников при наличии СДВГ
Гиперактивный ученик создает проблемы не только родителям, но и учителям, которым предстоит также принимать участие в его школьной жизни и адаптации. Основные сложности, которые могут появиться у первоклашек:
- Недостаток уровня развития речи;
- Проблемы с тонкой моторикой, касаемо рисования и чистописания;
- Отсутствие желания учиться;
- Нет интереса к систематизации, что обязательно для усвоения школьной программы.
Детям предстоит не только найти контакты со сверстниками и учителями, но и принять факт того, что теперь нужно запастись терпением и дисциплиной. Гиперактивные дети быстрее утомляются и устают, что отражается на учебе, ведь внимание, память и концентрация являются основой усвояемости школьных программ.
Для успешного преодоления сложного периода в жизни школьника следует провести большую работу со стороны близких, учителей, различных специалистов. Для положительного влияния на адаптацию назначают медикаментозную терапию, массаж, ЛФК и прочее.
Рекомендации родителям детей с СДВГ
Поведение родителей важно во время периода адаптации ребенка с СДВГ в школе, поэтому специалисты дают следующие рекомендации, которые нужно соблюдать:
- Учитесь терпению и сдержанности.
- Чаще поощряйте ребенка за хорошее поведение и усидчивость.
- Создайте в доме добрую и положительную обстановку.
- Ищите точки соприкосновения с чадом при выполнении задач, избегая конфликтов и криков.
- Нормализуйте распорядок дня ребенка.
- Давайте чаду побыть наедине с собой – «время на себя».
- Чаще играйте в активные игры, дабы сбросить лишнюю энергию и эмоции.
- Контактируйте с преподавателями – узнавайте, как ребенок ведет себя в школе, особенно на уроках.
- Не стоит манипулировать и ругать чадо, особенно сравнивая его с другими – это отражается на его психике и личности.
Клиника Бобыря: spina.ru