В фильме Владимира Бортко "Собачье сердце" (1988) ближе к концу есть запоминающийся эпизод, отсутствующий в тексте повести Булгакова. Шариков бродит ночью по дому со свечой, останавливается возле зеркала и выразительно всматривается в себя, явно переживая некую рефлексию, задуманность о самом себе. Причём это происходит на наших глазах единственный раз с того момента, как он стал человеком. Вероятно, тут было желание режиссёра внести некоторую "неоднозначность" в фигуру Шарикова, пробудить сочувствие и к нему тоже, но только этот его взгляд внутрь себя, мне кажется, так и остался чем-то отдельным от всей истории, которая в остальном развёрнута в фильме предельно близко к тексту первоисточника. На самом деле у Булгакова очень много сочувствия, но не к Шарикову, а к Шарику, именно к собаке. Недаром постоянно подчёркивается что это два совершенно разных, даже противоположных существа: — Вы знаете, какую я работу проделал, уму непостижимо. И вот теперь спрашивается, зачем? Чтобы в один пр