Найти тему

О чём говорят потери в Великой Отечественной войне

К вопросу потерь во Второй Мировой и Великой Отечественной войнах возвращаться приходится очень часто. Слишком они будоражат многих, вызывая споры, а то и просто склоки.

Собственно, беспокоит граждан не сами потери. В советское время мы привыкли к тому, что наша страна больше всех пострадала во Второй Мировой войне (что не совсем верно — больше потерь понёс Китай) и это всегда указывалось как показатель нашего решающего вклада в победу над фашизмом.

Но после того, как Советский Союз со всеми непременными своими атрибутами, к которым относятся цензура, отсутствие свободы слова и полностью выдуманная советскими идеологами история, канул в Лету, в цифрах наших потерь произошли очень серьёзные изменения. Дело не в том, что вместо 20 миллионов погибших в войну стало 27 миллионов. А в том, что общая круглая цифра стала конкретизироваться. Появились отдельные данные потерь мирного населения и потери боевые. Мало того, потери боевые наши стали сопоставлять с потерями наших противников. И тут началось.

За много лет советского прошлого нас приучили к мысли, что немецкие боевые потери были или больше наших, или сопоставимы. Причём, считалось, что в первые годы войны, пока немцы наступали, мы несли потери больше, а во второй части войны, наши потери стали существенно меньше. Всё это было на уровне эмоций, поскольку никаким цифрами не подкреплялось.

Сейчас, после того, как были рассекречены архивы, как с нашими документами, так и с немецкими, у нас есть огромное количество цифр. От общих потерь, до данных по каждой операции, данных по каждой части, данных по каждому дню. Причём эти цифры многократно дублируются, так что, если где-то какой-то документ утерян, информацию можно найти в других. Правда, судя по комментариям некоторых читателей, оказывается не все этот факт знают, кто-то до сих пор утверждает (непонятно на чём основываясь), что данные засекречены. Но это такая же глупость, как и то, что архивы вообще переписали масоны или какие-то агенты тайного мирового правительства.

Уж на что я не рекламирую Википедию, но даже используя её можно посмотреть данные о потерях по подавляющему большинство операций Великой Отечественной войны. И чаще всего это данные точные — по РККА они взяты из справочника Кривошеева, по немцам — из разных источников, но часто просто из 10-дневных сводок. Если вдруг данных нет, то обращайтесь, они могут быть у меня (а составители Википедии их у меня ещё успели взять).

Но, есть один интересный момент, который может запутать, и на который мне давеча обратили внимание сразу две читательницы (до чего же бывают порой проницательны именно читательницы!).

Когда мы говорим про общие потери армии в войне, то оперируем числом погибших. А вот когда говорим про конкретную операцию, то приводим потери общие, чаще с разбивкой — убитые, раненые и пропавшие без вести, но не всегда.

Нет ли тут противоречий? Нет, и думаю большинству моих постоянных читателей это понятно. Но, поскольку есть такие, кому непонятно, то позволю себя немного об этом поговорить.

Когда мы говорим об итогах войны, то нам, конечно, важнее всего потери безвозвратные — убитые, умершие от ран, пропавшие без вести. Количество раненых, особенно если война длилась долго, а не ограничилась парой месяцев, в таком разе является показателем не очень значимым. Кто-то из раненых могу вернуться в строй и не раз. Кто-то стал инвалидом и, мог совсем выпасть из общественной жизни, не имея возможности работать. Категорий тут много и все надо рассматривать и оценивать. Но общим, итоговым показателем войны считаются потери безвозвратные.

Тогда как для конкретной операции, даже не важно какого масштаба, нам интересны потери именно общие, включая и безвозвратные, и санитарные. Поскольку и в ходе операции нам важнее всего количество боеспособных людей в строю, а после операции — общее количество выбывших по всем причинам, что показывает успешность и эффективность действий войск в целом и может служить оценкой руководства войсками со стороны непосредственного командования.

Правда, есть мнение, что пропорция безвозвратных и санитарных потерь примерно одинакова. И на этом основании часто даже делают некоторые выводы. Но, надо помнить и про исключения, которых сравнительно много.

Вот сразу пришёл из памяти такой пример. Первые бои под Ленинградом 1-й гвардейской стрелковой дивизии Ленинградской армии Народного ополчения, закончились для неё плачевно. Под ударами немцев части дивизии понесли огромные потери и беспорядочно отступали. Через десять дней из 10 815 человек личного состава в дивизии осталось лишь 3 788. При этом убит был 41 человек, а пропавшими без вести числилось 5 436 бойцов и командиров. В условиях, когда управление войсками потеряно, и происходит беспорядочное отступление, подобная картина не редкость. А в ходе войны, увы, подобных случаев было много.

Показатель потерь является наиважнейшим для оценки итогов операции, а иногда и меняет всю картину. Позволю себе напомнить историю про танкиста Колобанова, который 20 августа 1941 года уничтожил 22 немецких танка и не дал немцам прорваться к Красногвардейску. Давайте на те события посмотрим именно с точки зрения потерь.

Правда, начнём с другого показателя, самого важного — выполнение задачи. Перед боевой группой 1-й танковой дивизии Вермахта в тот день стояла задача прорваться к железной дороге Луга — Красногвардейск, и таким образом отрезать полностью нашу Лужскую группировку. Что немцы и сделали за несколько часов.

В ходе выполнения задачи им пришлось поочерёдно вести бой с двумя стрелковыми батальонами 2-й гвардейской дивизии народного ополчения, каждый из которых был усилен артиллерийской батареей и ротой танков Т-26, а также разведкой 291-й стрелковой дивизии и более мелкими подразделениями, включая отдельные танки (в том числе и танк Колобанова). За этот день дивизия потеряла 4 человека убитыми и 8 ранеными. Согласитесь, что цифры говорят сами за себя.

К сожалению, если рассматривать все боевые операции Великой Отечественной, даже те, где наши войска одержали победу (Сталинградская битва, операция «Багратион» и др.) баланс потерь чаще всего отнюдь не в нашу пользу. И часто наши потери не просто превышают немецкие, но они были больше в разы. Кто хочет может проверить хотя бы по той же Википедии. Разумеется, поскольку там обычно приводиться много разных цифр, ориентироваться надо не на советские данные, а немецкие (потери противника все всегда завышали).

Что я бы хотел сказать в завершении. Одна эмоциональная и не шибко грамотная читательницы написала возмущённый комментарий. Суть его в том, что нечего считать убитых и танки, достаточно знать, что Красная Армия победила в Великой Отечественной войне. А все эти цифры — вредительство, ибо льют воду на мельницу наших врагов.

К сожалению, некоторые до сих пор не понимают, что военная история — это как раз изучение цифр, дат, фактов. И не заниматься этим, равносильно, что астрономам запрещать смотреть в небо. А что касается литья воды на вражеские мельницы, то нанести больший ущерб репутации нашей страны, чем это сделали советские историки за годы нахождения у власти достойных преемников Троцкого, Ленина, Сталина, просто невозможно. Ибо правда всегда вылезает на свет божий, и тому, кто её скрывал, всегда вынесут приговор.

Вот, пожалуй, и всё, что хотел высказать в этот раз.

Продолжить чтение, если есть желание, я бы рекомендовал статьёй:

В каком же бою младший лейтенант Малешкин подбил «Тигр»