Нет никаких документальных подтверждений или опровержений того, бывал ли кто бы то ни было из царской семьи Романовых в этой усадьбе, что расположена в Токмаковом переулке. Но музей Николая Второго отчего-то находится именно здесь.
Впрочем, обо всем по порядку.
В восемнадцатом веке этой землей владел потомок князей Шуйских, друг художника Федора Рокотова, о котором я писал совсем недавно, Николай Еремеевич Струйский – прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка и на этот момент...
...Единственный наследник всех имений Струйских в России
Был он, помимо прочего, еще и поэтом-любителем, а злые языки и литературные критики и вовсе почитали его за сельского графомана.
А вот Екатерина Вторая ему благоволила. Вероятно, за его хвалебнейшую «Епистолу ея императорскому величеству всепресветлейшей героине великой императрице Екатерине II».
(В галерее ниже – титульный лист и первые три странички сего произведения, заимствованные на сайте Российской Государственной библиотеки).
К слову сказать, свою страсть к сочинительству он передал и внуку – Александру Ивановичу Полежаеву, который за свою поэму «Сашка» по личному приказу Николая Первого был отправлен в армию (откуда неоднократно сбегал в самоволку, за что подвергался регулярной порке).
А вот о писательском таланте внука нашего героя можно судить по первым строфам вышеупомянутой поэмы:
«Мой дядя — человек сердитый,
И тьму я браней претерплю,
Но если говорить открыто;
Его немного я люблю!
Он — чёрт, когда разгорячится,
Дрожит, как пустится кричать,
Но жар в минуту охладится —
И тих мой дядюшка опять.
Зато какая же мне скука.
Весь день при нём в гостиной быть,
Какая тягостная мука
Лишь о походах говорить…»
Впрочем, когда была построена эта усадьба, Александра Ивановича, ясное дело, пока еще не существовало.
Сам Николай Еремеевич Струйский владел ею до 1771 года.
В 1769-м при родах умерла его первая жена Олимпиада Сергеевна, а затем и две дочери-близняшки. Вскоре после этого и незадолго до новой женитьбы Струйский продал имение дворянину, секунд-майору и надворному советнику Петру Борисовичу Белавину.
Новый же хозяин значительно перестроил владение. Возвел новый каменный дом и несколько хозяйственных пристроек. Разбил на территории обширный сад и выкопал пруд – они, правда, до наших дней не дошли (да и протекавшая по дальнему краю сада речка Чечора давным-давно ушла в подземный коллектор).
Но сама усадьба с тех времен мало изменилась (7 фото).
И устроил в усадьбе шелковую фабрику.
Кстати, об этой фабрике Белавина…
…Рассказывают один интересный факт
Есть свидетельства, что здесь трудился потомственный почетный гражданин, купец Федор Алексеевич Гучков. Он имел собственную фабрику на полсотни ткацких станков, но честный тяжелый труд своими руками почитал за добродетель и не гнушался им.
Правда, будучи старообрядцем во времена правления Екатерины Второй (которая сначала дала староверам и своим бывшим единоверцам-протестантам многие вольности, но очень быстро их отменила вплоть до репрессий), попал под суд «за устройство в своем доме раскольничьей моленной» и был сослан под Олонец в Карелии, где и скончался.
В годину Отечественной войны имение в Токмаковом переулке сгорело.
Но сын и наследник Петра Борисовича Петр Петрович Белавин быстро его восстановил в том же виде. Правда, и от себя кое-что добавил, выстроив каменную ограду с ампирными пилонами въездных ворот
и надстроив в 1837 году второй этаж жилого флигеля, что стоит по красной линии переулка (7 фото).
Следующим владельцем усадьбы в 1842 году стали купец Дмитрий Иванович Четвериков с женой Софьей Михайловной. А вот их сын Михаил Дмитриевич в 1890-м…
…Разделил усадьбу на две части
Северную половину вместе с главным домом (на углу Токмакова и Денисовского переулков) он уступил Николаю Александровичу Варенцову – дальнему родственнику матери, переславскому купцу, потомственному почетному гражданину, инженеру-механику и благотворителю.
(3 фото)
А южную часть – с садом и тем самым жилым флигелем, который, откровенно говоря, по площади значительно превосходит главный усадебный дом – оставил себе. И владел этой частью до самой смерти, оставив наследникам, которые обитали здесь вплоть до революции.
После революции и Четвериковы, и Воронцовы свои доли имения потеряли. В их жилищах разместились коммунальные квартиры, а затем и конторы.
Но прошло семьдесят с небольшим лет, и…
…Купеческий дух вернулся в бывшую усадьбу
В 1995 году в Токмаковом переулке, 21 поселилось «Общество купцов и промышленников России».
И, немного позднее, некое арт-пространство (2 фото).
Сама же усадьба приобрела почетный статус Объекта культурного наследия и Памятника истории и культуры федерального значения.
В 2001 году усадьбу реставрировали, восстановив её исторический облик. А надо сказать, что главному дому и без того довольно сильно повезло – его историческая планировка, несмотря на все пертурбации и ветры двадцатого века, практически не пострадала. Сохранились парадный вестибюль и анфилады залов и гостиных.
А несколько лет назад главный усадебный дом передали под…
…Музей последнего Императора Всероссийского Николая Второго
Музей открылся здесь в 2018 году.
И, как я сказал в самом начале, совершенно неизвестно, бывал ли здесь хоть когда-нибудь хотя бы один из представителей царской фамилии. Скорее всего, вряд ли. Просто Москва выделила из нежилых фондов подходящую усадьбу.
И честно, хоть я и не самый большой любитель музеев (предпочтение я всегда отдаю галереям живописи и скульптуры) и не совсем однозначно отношусь к личности Николая Александровича (возможно, так до конца и не сложив окончательное о нем представление), здесь мне понравилось. И без зазрения совести рекомендую эти экспозиции к просмотру.
(9 фото)
Да и интерьеры усадьбы восемнадцатого-девятнадцатого веков дорогого стоят.
(9 фото)
Экспонаты, здесь представленные, действительно имеют прямое отношение к трем последним русским царям. Как минимум, таковых действительно много: книги, подписные иконы, императорский фарфор, стекло и столовые приборы, уникальные фотографии и парадные дворцовые портреты Александра Второго, Александра Третьего, Николая Второго и членов их семей.
(21 фото)
А музейный охранник, хоть и выглядит строго, продаст вам билет, выдаст бахилы и проводит в залы, показав и рассказав, что и где располагается.
А еще, к слову и шутки ради сказать, лично у меня эта усадьба всегда вызывает невольную улыбку. Ничего не могу с собой поделать, но каждый раз воображение игриво подбрасывает вопрос: интересно, не прочитав ли на фасаде надпись «Усадьба Н.Е. Струйского», братья Стругацкие придумали своего Невструева Януса Полуэктовича, создавая «Понедельник начинается в субботу»?
Впрочем, это уже совершенно другая история.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!