Великие гуру Дзена учат начинать статьи с места в карьер, сразу демонстрируя читателю полезность своего текста. Я же уверен, что главная польза моего блога в том, чтобы пробуждать в москвичах любовь к родному городу (а не просто рассказывать о различных домах или храмах).
Поэтому, уважаемые алгоритмы Дзена, обратите внимание: пешие прогулки на свежем воздухе, интересная история и любовь это очень хорошо и полезно. А Дзен ведь платформа для полезного контента, правда?
Впрочем, обо всем по порядку.
Сегодняшняя история будет...
...О городской усадьбе купца Александрова
Иногда, отправляясь на прогулку в какой-нибудь старинный переулок, внезапно ощущаешь, что ты попал сюда не на авто или общественном транспорте, а на самой настоящей машине времени.
Дома местами покосились, местами осыпалась штукатурка и обнажились видавшие виды кирпичи. Но у тебя (как это ни странно!) даже мысли не возникает посетовать на городские власти или коммунальщиков. С замиранием понимаешь: вот она – настоящая История.
Таков и этот усадебный дом, выстроенный в 1810-х годах на основе палат семнадцатого века на перекрестке Гороховского и Малого Демидовского переулков.
С годами усадьба увеличивалась, прирастая новыми постройками. Но сегодня из тех зданий остались, правда, лишь два: двухэтажный, с нежилым подвалом главный дом в стиле классицизма и флигель (его я упомяну чуть позже).
А до того, в середине восемнадцатого столетия, здесь располагалось несколько продолговатых домов, принадлежавших приходу храма Никиты Мученика, о котором я рассказывал года полтора назад.
К слову сказать, с именем (а точнее, с отчеством) владельца интересующей нас усадьбы существует небольшая путаница... Все, как мы любим.
И на Яндекс-картах, и по всем записям, табличкам и рассказам экскурсоводов и москвоведов имение значится как «усадьба Александра Егоровича Александрова». Однако в архивных документах начала девятнадцатого века указан купец Александр Григорьевич Александров.
Я бы еще понял, если бы он Георгиевичем. Егория и Георгия часто заменяют друг другом... Но тут Григорьевич.
А в 1820-1840-х и вовсе лаконично и просто: Александров Григорий.
В середине девятнадцатого века у усадьбы появилась новая владелица. Ею стала купчиха Мария Алексеевна Заварзина (или Заварина), которая...
...Перестроила имение под фабрику
Сама она, правда, никаким производством не руководила, лишь сдавала помещения под мастерские.
А через четверть века бывшую усадьбу, а ныне фабрику выкупила супруга военного инженера Анна Андреевна Юрьева.
По ее заказу архитектор Сергей Аркадьевич Елагин перестроил владение, вновь приспособив его под жилье. А Анна Андреевна превратила усадьбу в доходную, сдавая внаем (5 фото).
Таковой она была до 1917 года.
Впрочем, осталась жилой и после революции. Просто в бывших корпусах доходного владения разместились коммунальные квартиры.
А в 1960-х часть построек снесли, а бывший главный дом и один из флигелей отдали под учреждения.
Но много-много раньше, в восемнадцатом веке, на месте уцелевшего до сего дня флигеля стоял...
...Небольшой дом, который в 1781 году купил художник Федор Рокотов
Федор Степанович – талантливый портретист и автор знаменитого Коронационного портрета Екатерины Второй – жил здесь до 1785-го, после чего приобрел усадьбу на углу Токмакова переулка и Старой Басманной улицы.
Правда, если здесь, на стыке Гороховского и Малого Демидовского переулков сохранились до наших дней главный дом и флигель (построенный на месте старого дома, где жил художник), то там – только флигель. И флигель действительно именно того самого домовладения, в котором художник обитал.
Вот этот, который на фотографиях в галерее ниже (7 фото).
Как видите, туризм в родном городе может быть настолько увлекателен, что я готов его пропагандировать как...
...Событие, ничем не уступающее любому дорогостоящему путешествию
Самое интересное в нем – поставить себе задачу по-новому увидеть самые знакомые, самые знаковые и растиражированные в путеводителях и бесчисленными гидами места. Немецкую слободу и Лефортово, Китай-город, Чистые Пруды, Покровку, Девичье Поле, Ивановскую горку или окрестности Таганки.
Или, наоборот, уехать на окраину Москвы и попытаться разузнать, какой была здесь жизнь, когда эти районы-кварталы даже не подозревали, что станут когда-нибудь частью столицы России.
А еще я очень жду дня и часа, когда откроется после реставрации замечательный дом Ивана Ивановича Демидова с его знаменитыми «Золотыми комнатами» в Гороховском переулке. О котором с такой нежностью упоминала в нашей недавней беседе моя дорогая подписчица и удивительный рассказчик Ирина Леонидовна Ильичева.
И это будет совершенно особая история.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!