Найти тему
ПИНАКОТЕКА

ЖИВОПИСЬ: КАРТИНА ВНУТРИ КАРТИНЫ

Из книги С.В.Стахорского «Метатекст в тексте: живопись и графика»

Картина в картине — художественный прием, имеющий античное происхождение. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фрески и описания утраченных произведений.

«Художница», фреска, Помпеи, 50–80 годы н.э. Археологический музей, Неаполь
«Художница», фреска, Помпеи, 50–80 годы н.э. Археологический музей, Неаполь

Художница, изображенная на фреске, правой рукой опускает кисть в коробку с красками; взгляд и жест левой руки направлены на расположенную справа статую бородатого мужчины (судя по торчащему фаллосу, это Приап). У ног девушки написанная ею картина с изображением Приапа в полный рост: картину придерживает мальчик. За работой художницы наблюдают две женщины, стоящие слева.

Картина внутри картины имеет четкие границы. Они очерчены рамой или краями холста, натянутого на подрамник.

Помещая картину в картине, художник часто цитирует произведение предшественника, тем самым связывая свое творчество с определенной эстетической традицией. Так, Боттичелли апеллирует к полотнам сиенского живописца Бартоломео Булгарини, жившего за сто лет до него. Изображенный юноша держит медальон с написанным Булгарини портретом святого, видимо, апостола Иоанна.

Сандро Боттичелли. Портрете молодого человека с медальоном, ок. 1480 года. Частная коллекция Бартоломео Булгарини. Алтарь Сестано (правая панель), ок 1350 года. Пинакотека, Сиена
Сандро Боттичелли. Портрете молодого человека с медальоном, ок. 1480 года. Частная коллекция Бартоломео Булгарини. Алтарь Сестано (правая панель), ок 1350 года. Пинакотека, Сиена

Франс Франкен в картине «Пир в доме бургомистра Рококса» изображает на тыльной стене несколько известных полотен: «Самсон и Далила» Рубенса (в центре над камином), «Меняла с женой» Массейса (справа).

Питер Пауль Рубенс. «Самсон и Далила», 1609 год. Национальная галерея, Лондон
Питер Пауль Рубенс. «Самсон и Далила», 1609 год. Национальная галерея, Лондон
Квентин Массейс. «Меняла с женой», ок. 1514 года. Лувр, Париж
Квентин Массейс. «Меняла с женой», ок. 1514 года. Лувр, Париж
Франс Франкен. «Пир в доме бургомистра Рококса», между 1630 и 1635 годами. Старая пинакотека, Мюнхен
Франс Франкен. «Пир в доме бургомистра Рококса», между 1630 и 1635 годами. Старая пинакотека, Мюнхен

Картина в картине раскрывает фабулу произведения, акцентирует сюжетные подробности и детали. Так, Ван дер Вейден изображает евангелиста Луку, пишущего портрет Богоматери, когда она кормит грудью младенца. На листе бумаги отчетливо просматривается овал лица, выполненный «чертой Апеллеса».

Рогир Ван дер Вейден. «Святой Лука рисует Богоматерь», между 1440 и 1450 годами. Музей Грунинге, Брюгге
Рогир Ван дер Вейден. «Святой Лука рисует Богоматерь», между 1440 и 1450 годами. Музей Грунинге, Брюгге

Полотно Веласкеса «Христос в доме Марфы и Марии» на первый взгляд представляет собой жанровую картину. Мы видим бытовую сценку с двумя персонажами, занятыми приготовлением пищи. На столе рассыпаны головки чеснока и стручок перца, в облупленной тарелке лежат рыбины и яйца.

Диего Веласкес. «Христос в доме Марфы и Марии», ок. 1620 года. Национальная галерея, Лондон
Диего Веласкес. «Христос в доме Марфы и Марии», ок. 1620 года. Национальная галерея, Лондон

Девушка с сердитым выражением лица перетирает что-то в медной ступке, и к ней обращается старуха, указывая на висящую позади кухонного стола картину, которая воспроизводит рассказ евангелиста Луки о том, как Христос посетил в Вифании дом сестер Марфы и Марии. На картине Мария сидит у ног Христа, а Марфа стоит рядом и что-то говорит: по рассказу евангелиста, Марфа пожаловалась на сестру, которая не помогает готовить ужин, и Христос сказал ей, что Мария выбрала главное, а она, Марфа, заботится о суетном (10: 40–42). Таким образом, проясняется содержание разговора: старуха упрекает девушку за нерадение в вере.

«Улыбающаяся женщина» Хонтхорста — куртизанка: род ее занятий проясняет медальон, на который она указывает пальцем. На медальоне она изображена полностью обнаженной, внизу имеется весьма фривольная подпись: «Wie kent mijn naers van Afteren?» («Кто может узнать мой зад?»).

Геррит ван Хонтхорст. «Улыбающаяся женщина», 1625 год. Художественный музей,                  Сент-Луис (США)
Геррит ван Хонтхорст. «Улыбающаяся женщина», 1625 год. Художественный музей, Сент-Луис (США)

Прием картины в картине использовали многие великие живописцы, но применяли его в единичных случаях (одно лишь полотно у Боттичелли, Эль Греко, Ван дер Вейдена, Реньери, Буше; по два у Веласкеса, Моленара, Виже-Лебрен), и только Вермеер снова и снова обращается к данному приему. Из 34 полотен, чья принадлежность его кисти доказана, картину в картине содержат 18; кроме того, еще в пяти встречается изображение большой географической карты, висящей на стене.

До недавнего времени оставалась загадкой фабула картины Вермеера «Девушка с письмом». У окна перед стеной, выкрашенной в светло-коричневый цвет, стоит девушка: ее печальный взор прикован к письму, которое она держит обеими руками, сжав кулачки. Письмо явно огорчило девушку, но чем именно?

Ян Вермеер. «Девушка с письмом», 1657 год. Галерея старых мастеров, Дрезден
Ян Вермеер. «Девушка с письмом», 1657 год. Галерея старых мастеров, Дрезден

Ответ дали рентгенография и последовавшая затем реставрация, выполненная в 2021 году. Оказалось, что однотонная стена — результат записи, произведенной после смерти Вермеера. В оригинале на стене висит картина, изображающая Купидона с опущенным луком. Теперь понятно, что тут разворачивается любовная коллизия. Письмо сорвало маску с возлюбленного девушки, и она узнает, что он ей изменил или ее бросил. На картине в картине сброшенная маска лежит у ног Купидона.

Содержание письма приоткрывает картина на стене в полотне Вермеера «Дама, пишущая письмо в присутствии служанки». Художник цитирует произведение современника, английского живописца Питера Лели, воспроизводящую рассказ Библии о том, как дочь фараона нашла на берегу Нила младенца Моисея, оставленного в корзине.

Ян Вермеер. «Дама, пишущая письмо в присутствии служанки», 1671 год.                   Национальная галерея, Дублин
Ян Вермеер. «Дама, пишущая письмо в присутствии служанки», 1671 год. Национальная галерея, Дублин

По-видимому, дама пишет ответ на письмо любовника (смятый лист лежит на полу) и ему сообщает, что ждет ребенка или уже родила и что должна скрыть его рождение (подобно матери Моисея).

В «Гитаристке» Вермеера на переднем плане изображена девушка, за ее спиной на стене висит большая картина в позолоченной раме — пасторальный ландшафт с деревьями, покрытыми густой листвой. Исследователи считают, что Вермеер, не владевший пейзажным жанром, цитирует одну из картин своего современника, голландского пейзажиста Питера Ван Аша.

Ян Вермеер. «Гитаристка», 1672 год. Кенвуд-хаус, Лондон. Питер Ван Аш. Автопортрет, между 1640 и 1678 годами. Рейксмузеум, Амстердам
Ян Вермеер. «Гитаристка», 1672 год. Кенвуд-хаус, Лондон. Питер Ван Аш. Автопортрет, между 1640 и 1678 годами. Рейксмузеум, Амстердам

С похожим пейзажем в руках Ван Аш запечатлел себя в автопортрете. Данное произведение принадлежит к обширному репертуару полотен, в которых художники, используя прием картины в картине, демонстрируют плоды своего творчества. В этом ряду выделяются автопортреты Якоб Делфта и Николо Реньери.

Якоб Делфт. Автопортрет, 1594 год. Рейксмузеум, Амстердам
Якоб Делфт. Автопортрет, 1594 год. Рейксмузеум, Амстердам
Николо Реньери. Автопортрет, 1624 год. Музей Фогта, Гарвард
Николо Реньери. Автопортрет, 1624 год. Музей Фогта, Гарвард

Оба художника изображают себя за работой, сидящими у мольберта с кистями и палитрой в руках. Делфт помещает свой автопортрет в центр композиции, слева от него трое сыновей, а справа на мольберте портрет супруги. Автопортрет Реньери занимает правую часть холста; на левой стоит под небольшим углом мольберт с портретом пожилого мужчины. В обоих произведениях портретируемые находятся по сю сторону холста: их портреты почти уже закончены, и художник наносит последние мазки. Фигуры перед картиной и на картине выполнены в общей цветовой гамме и одинаково освещены; взоры всех персонажей направлены в одну точку — на зрителя.

Полотна Делфта и Реньери можно рассматривать как декларацию иллюзионизма, достигающего такого правдоподобия, что сразу и не отличишь, кто тут находится около холста, а кто на холсте.

Автопортрет художника перед картиной — распространенный образ живописи. Его непременные атрибуты — мольберт, палитра и кисти; иногда местом действия служит мастерская. В широкий культурный оборот данный образ ввели голландские художники ХVII века: помимо Делфта и Ван Аша следует назвать Рембрандта, Юдит Лейстер, Питера Кодде, Яна Моленара, Адриана Ван Остаде, Вермеера. Они сформировали четыре типа воплощения данного образа.

1-й тип. Художник перед мольбертом, за работой, его взгляд направлен на зрителя.

Юдит Лейстер. Автопортрет, 1630 год. Национальная галерея, Вашингтон
Юдит Лейстер. Автопортрет, 1630 год. Национальная галерея, Вашингтон

2-й тип. Художник, сидящий за мольбертом спиной или вполоборота к зрителю; видны холст и объект изображения — фигура, вещи.

Джорджо Вазари. «Святой Лука рисует Богородицу», ок. 1565 года.                                       Базилика Сантиссима Аннунциата, Флоренция
Джорджо Вазари. «Святой Лука рисует Богородицу», ок. 1565 года. Базилика Сантиссима Аннунциата, Флоренция

3-й тип. Художник у мольберта, повернутого к зрителю тыльной стороной или под прямым углом. В полотнах данного типа картины в картине нет.

Рембрандт Ван Рейн. «Художник в мастерской», ок. 1628 года. Музей искусств, Бостон
Рембрандт Ван Рейн. «Художник в мастерской», ок. 1628 года. Музей искусств, Бостон

4-й тип. Художник, его образы и модели в интерьере, жанровая сценка.

Ян Моленар. «Художник в своей студии», 1631 год. Alte Nationalgalerie, Берлин
Ян Моленар. «Художник в своей студии», 1631 год. Alte Nationalgalerie, Берлин

Среди дальнейших воплощений первого типа выделяется автопортрет Виже-Лебрен. Художница делает самые первые наброски: на холсте, которого касается ее кисть, едва проступают контуры женского лица.

Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет, 1800 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет, 1800 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пример второго типа — «Клод Моне в его лодке-студии» кисти Эдуарда Мане.

Эдуард Мане. «Клод Моне в его лодке-студии», 1874 год. Новая пинакотека, Мюнхен
Эдуард Мане. «Клод Моне в его лодке-студии», 1874 год. Новая пинакотека, Мюнхен

Наиболее востребованный живописцами тип — четвертый: мастерская художника. В мастерской разворачивается фабула «Менин» Веласкеса.

Диего Веласкес. «Менины», 1656 год. Музей Прадо, Мадрид
Диего Веласкес. «Менины», 1656 год. Музей Прадо, Мадрид

Художник занят большой картиной (сама она скрыта от зрителя и повернута к нему обратной стороной); на боковой и тыльной стенах развешены его полотна, в которых угадываются ранее созданные им произведения. «Менины» — вершина творчества Веласкеса, итог 33-летней деятельности в качестве придворного живописца испанского короля.

Когда Франсуа Буше закончил картину «Художник в мастерской», ему исполнилось 17 лет: он поступил на службу к известному граверу и начал зарабатывать себе на жизнь.

Франсуа Буше. «Художник в мастерской», 1720 год. Лувр, Париж
Франсуа Буше. «Художник в мастерской», 1720 год. Лувр, Париж

В тесной комнате, заставленной всякой рухлядью, юный художник пишет пейзаж с прибрежными скалами и руинами, глядя в раскрытую книгу, стоящую около подрамника. Судя по внимательному взору, книга — главный источник его замысла. Картина Буше демонстрирует одну из художественных традиций ХVIII века. Живописцы того столетия руководствовались принципом «очищенной природы», и поэтому не работали на пленэре. Обычно они создавали пейзажи в мастерской, полагаясь на воображение и знания, почерпнутые из авторитетных источников. В ХIХ веке пейзажисты вышли на пленэр (первыми были барбизонцы), но Густав Курбе изображает себя пишущим пейзаж в мастерской.

Густав Курбе. «Ателье художника», 1855 год. Музей Орсе, Париж
Густав Курбе. «Ателье художника», 1855 год. Музей Орсе, Париж

Пейзаж — ключевой образ этого произведения, его смысловой и композиционный центр. За работой Курбе наблюдают ребенок и обнаженная натурщица. Хотя источник света находится сбоку, их лица ярко освещены, будто пейзаж светится и испускает лучи на стоящих около мольберта. Мастерская заполнена народом: слева от трех персонажей, находящихся в центре, — 15 фигур, справа — 10. Кто они эти люди? Отчего у всех в левой группе закрыты глаза, будто они спят? Как объяснить странные позы правой группы? Что делает здесь молодой человек, уткнувшийся в книгу? Почему фигура натурщицы так явно напоминает Венеру Мелосскую?

-24
-25
-26

Идею картины проясняет подзаголовок: «Аллегория семилетнего периода моей артистической жизни». Курбе собирает в мастерской не модели, не прототипы, а запечатленные им образы. Они будто заснули в тех позах, в каких были изображены, и могут пробудиться только по мановению волшебной кисти художника. Его кисть оживляет пейзаж, и тот начинает излучать свет. Между прочим, молодой человек с книгой — это Бодлер, а господин, сидящий рядом на стуле, — литератор Шанфлёри, известный тем, что ввел в оборот термин «реализм». Говоря точнее, это не Бодлер и Шанфлёри, а их портреты, написанные Курбе. И на стене изображены не фрески, а тени невоплощенных замыслов. На первый взгляд бытовая зарисовка, картина Курбе символизирует творчество, рожденное талантом и волей художника.

Иногда картина в картине отражает обстоятельства, связанные с биографией портретируемого лица: в автопортрете — факты биографии самого живописца. В портрет итальянского художника Джулио Кловио кисти Эль Греко вставлены две картины.

Эль Греко. Портрет Джулио Кловио, 1572 год. Музей Каподимонте, Неаполь
Эль Греко. Портрет Джулио Кловио, 1572 год. Музей Каподимонте, Неаполь

Первая картина висит на стене и представляет собой пейзаж с грозовыми тучами и деревьями, раскачивающимися на ветру. Вторая — на развороте книги, которую Кловио держит левой рукой и на которую указывает перстом правой. Эта книга — знаменитый Часослов Фарнезе, иллюстрированный манускрипт, выполненный Кловио в 1546 году по заказу кардинала Алессандро Фарнезе.

Веласкес в картине «Пряхи» цитирует «Похищение Европы» Тициана — одно из семи полотен, написанных для испанского короля Филиппа II. Известно, что эти произведения оказали сильное влияние на молодого Веласкеса. В картине, написанной зрелым и немолодым уже мастером, «Похищение Европы» выткано на гобелене, который осматривают пришедшие прядильную мастерскую знатные дамы. За их фигурами Веласкес прячет откровенную эротику первоисточника: у Тициана Европа откинулась навзничь, порыв ветра обнажил ее грудь и широко раздвинутые ноги.

Диего Веласкес. «Пряхи», ок. 1657 года. Музей Прадо, Мадрид
Диего Веласкес. «Пряхи», ок. 1657 года. Музей Прадо, Мадрид
Тициан. «Похищение Европы», 1562 год. Музей Гарднер, Бостон
Тициан. «Похищение Европы», 1562 год. Музей Гарднер, Бостон

Фоном автопортрета Поля Гогена служит его картина «Желтый Христос». Она отражает душевное состояние Гогена, чьи произведения не находят покупателей. Непонятый и непризнанный, Гоген отождествляет себя с распятым Христом, окруженным глумящейся толпой.

Поль Гоген. «Желтый Христос» и автопортрет, 1889–1890 годы. Музей Орсе, Париж
Поль Гоген. «Желтый Христос» и автопортрет, 1889–1890 годы. Музей Орсе, Париж

Сезанн в двух картинах под названием «Курильщик» прибегает к прямым цитатам собственных полотен. За спиной первого мужчины — картина, в которой определенно узнается натюрморт «Фрукты и посуда». Справа от второго курильщика — фрагмент портрета «Мадам Сезанн в оранжерее».

Поль Сезанн. «Курильщик», 1890–1892 годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль Сезанн. «Курильщик», 1890–1892 годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Справа: Поль Сезанн. «Фрукты и посуда» (фрагмент), 1869 год. Alte Nationalgalerie, Берлин
Справа: Поль Сезанн. «Фрукты и посуда» (фрагмент), 1869 год. Alte Nationalgalerie, Берлин
Поль Сезанн. «Курильщик», 1893–1896 годы. Музей изобразительных искусств им. Пушкина,     «Мадам Сезанн в оранжерее», 1892 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Поль Сезанн. «Курильщик», 1893–1896 годы. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, «Мадам Сезанн в оранжерее», 1892 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Сезанн в картине «Современная Олимпия» изображает себя сидящим перед большим полотном, в котором узнается «Олимпия» Эдуарда Мане, написанная несколькими годами раньше и вызвавшая в публике громкий скандал. Сезанн не цитирует полотно Мане: его он дает в вольном изложении; себя же 34-летний художник состарил и показал лысым стариком с окладистой бородой.

Поль Сезанн. «Современная Олимпия», 1873 год. Музей Орсе, Париж
Поль Сезанн. «Современная Олимпия», 1873 год. Музей Орсе, Париж

В картине Ван Гога «Автопортрет с перевязанным ухом» за спиной художника виден фрагмент японской гравюры, висящей на стене. Произведения японских живописцев вызывали у Ван Гога неизменное восхищение и были предметом подражания: он собрал большую коллекцию гравюр, среди которых имелась изображенная в картине гравюра Сато Торакие «Гейши в пейзаже».

Винсент Ван Гог. «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889 год. Институт искусства Курто, Лондон (слева). Сато Торакие. «Гейши в пейзаже», гравюра. 1870-е годы (справа).
Винсент Ван Гог. «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889 год. Институт искусства Курто, Лондон (слева). Сато Торакие. «Гейши в пейзаже», гравюра. 1870-е годы (справа).

Герой портрета, написанного Валентином Серовым, — Иван Абрамович Морозов. Фабрикант, меценат и коллекционер, он приобретал произведения художников раннего авангарда, и Серов в качестве фона использовал купленную тем картину Анри Матисса «Фрукты и бронза».

Валентин Серов. Портрет Морозова, 1910 год. Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Портрет Морозова, 1910 год. Третьяковская галерея, Москва

Рассмотренные произведения относятся к жанру портрета и построены так, что рядом с изображенной картиной всегда находятся один или несколько персонажей — героев основного живописного текста.

Из данного ряда выпадает «Натюрморт с портретом и белой скатертью» кисти Натальи Гончаровой. Это, действительно, натюрморт, в котором на столе, покрытом белой скатертью, рассыпаны фрукты, а за столом висит портрет неизвестного. Картина написана в период, когда Гончарова находилась под влиянием Гогена и заимствовала у него некоторые приемы (фризовая композиция, плоскостной фон). Однако идентифицировать портрет неизвестного как гогеновский не представляется возможным.

Наталья Гончарова. «Натюрморт с портретом и белой скатертью», 1909 год. Русский музей, Санкт Петербург
Наталья Гончарова. «Натюрморт с портретом и белой скатертью», 1909 год. Русский музей, Санкт Петербург

© Стахорский С.В.

-38
-39
-40

dzen.ru/video/watch/65dc3c650feeaa2ff64de9a0

-41