Детский сад и школа – важные этапы на пути социализации любого ребёнка. Как сделать так, чтобы детям с особыми образовательными потребностями (ООП) и без них вместе было хорошо, а не плохо? Рассказывает Ирина Владиславовна Леонова, директор Ассоциации «Мир Общения» , старший преподаватель ИСОП МГПУ, логопед, ведущая коммуникативных групп.
Что могут педагоги?
Инклюзия – технология, гораздо более сложная, чем просто взять и отправить ребёнка с особыми образовательными потребностями в группу или класс к здоровым детям. Инклюзия невозможна без интеграции, а именно с интеграцией у детей с инвалидностью возникают трудности. Один из способов их решения – коммуникативные группы.
Организовать коммуникативную группу можно в любом саду или школе. В рамках образовательной программы она может проходить на групповых логопедических или дефектологических занятиях. Если такой возможности нет, группа может быть записана во внешкольный компонент (кружки) и проходить после основных уроков (в детском саду есть возможность встроить такие занятия в расписание).
Стать тренером коммуникативной группы может любой педагог, прошедший обучение и умеющий создавать дружелюбную атмосферу в детском коллективе. Ведь радость общения – это главная мотивация в освоении коммуникативных навыков.
Что понадобится для успеха
Для успешной реализации инклюзивного процесса нужна ювелирная работа и внимательное отношение всех участников процесса. От того, как учитель выстроит взаимодействие в классе и какое отношение будет транслировать одноклассникам, зависит уровень принятия коллективом ученика с особенностями развития. Толерантность и коммуникативные умения одноклассников обеспечивают инклюзию. Адекватная оценка родителями возможностей ребёнка с ООП позволяет сделать процесс действительно полезным для особенного ученика.
Инклюзивные и коммуникативные группы: в чем разница
В инклюзивных группах участвуют ученики с ООП и их одноклассники без такого статуса. Атмосфера группы помогает ребятам наладить сотрудничество и узнать, как учитывать в общении особенности друг друга.
Например: в классе есть ребёнок с РАС, которому требуется больше времени, чтобы ответить на вопрос или решиться на какое-то действие. В условиях инклюзивной коммуникативной группы ведущий:
- объясняет детям, как лучше общаться;
- показывает пример, как стоит задавать вопрос и сколько времени дать на обдумывание ответа.
Усвоив эту информацию, ребята и на обычных уроках будут использовать ее, тем самым, создавая для ребёнка с РАС принимающую гибкую среду общения.
В коммуникативных группах у всех ребят есть ООП, как правило – со схожей нозологией. Занятия в группе помогают им наладить навыки сотрудничества в неструктурированной среде. Особенный дефицит этих умений можно наблюдать, когда ребята выходят на перемену. На уроке, в структурированной среде, они отвечали на вопросы, выполняли задания, но в естественных условиях перемены не могут вместе поиграть или пообщаться. Поэтому занимать детей должен педагог. Учитывая интересов и актуального уровня игровой деятельности участников это могут быть:
- сенсомоторные игры, эстафеты, танцы;
- предметные игры, конструктор, паззл, настольные игры;
- сюжетные игры, концерт, инсценировка сказок, стендап.
Главное, чтобы выбранная деятельность была интересна всем участникам. Так они будут более охотно вовлекаться во взаимодействие, объяснять правила игры, командовать, договариваться, соперничать и находить компромиссы.
Чем коммуникативная группа отличается от обычного урока?
Главный принцип коммуникативной группы – партнерские отношения всех участников, включая ведущего. Любой член группы может предложить свою игру или занятие и его выслушают, даже если у ведущего был свой план действий. Ведущий может обратить внимание ребят на того, кто предложил новую игру и создать ситуацию, где инициатор расскажет всем правила, пригласит всех участвовать. Так дети с ООП получают опыт лидерства и не боятся проявлять инициативу и брать ответственность на себя.
Перечислим кратко принципы, на которых строится коммуникативная группа:
- недирективное взаимодействие, поддержка инициативы, принципы подхода DIR/Floortime;
- опора на внутреннюю мотивацию и интересы;
- создание опыта успеха и эмоциональной осознанности;
- подкрепление и эмоциональная оценка успешных действий участника, подход АВА;
- гибкая структура занятия, сменяющие друг друга виды деятельности;
- использование визуализации и зонирования среды, подход ТЕАССН;
- применение разных средств коммуникации, в том числе АДК;
- уважение к личности и индивидуальным особенностям каждого участника.
Ведущий коммуникативной группы (психолог, дефектолог, логопед) – новый человек для ребят. Это необходимо, чтобы у участников не было диссонанса между системой отношений с учителем на уроке. В коммуникативной группе все общаются на равных, а в коммуникативной группе учитель дает задачи, а ученики их выполняют.
Порой ведущему не обойтись без ассистентов – других педагогов. Особенно они нужны в группах, где у всех ребят есть трудности коммуникации и саморегуляции. Ассистент может выполнять несколько задач:
- помогать ребёнку выполнять действие;
- следить за вниманием ребёнка;
- быть для ребёнка примером для подражания (в инклюзивной группе таким примером выступают другие ребята).
Технология создания и работы коммуникативных групп проста. Здесь главное – искреннее желание педколлектива помочь детям с особыми образовательными потребностями.