Найти тему

Как организовать коммуникативную группу в школе и детском саду

Оглавление

Детский сад и школа – важные этапы на пути социализации любого ребёнка. Как сделать так, чтобы детям с особыми образовательными потребностями (ООП) и без них вместе было хорошо, а не плохо? Рассказывает Ирина Владиславовна Леонова, директор Ассоциации «Мир Общения» , старший преподаватель ИСОП МГПУ, логопед, ведущая коммуникативных групп.

Что могут педагоги?

Инклюзия – технология, гораздо более сложная, чем просто взять и отправить ребёнка с особыми образовательными потребностями в группу или класс к здоровым детям. Инклюзия невозможна без интеграции, а именно с интеграцией у детей с инвалидностью возникают трудности. Один из способов их решения – коммуникативные группы.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Организовать коммуникативную группу можно в любом саду или школе. В рамках образовательной программы она может проходить на групповых логопедических или дефектологических занятиях. Если такой возможности нет, группа может быть записана во внешкольный компонент (кружки) и проходить после основных уроков (в детском саду есть возможность встроить такие занятия в расписание).

Стать тренером коммуникативной группы может любой педагог, прошедший обучение и умеющий создавать дружелюбную атмосферу в детском коллективе. Ведь радость общения – это главная мотивация в освоении коммуникативных навыков.

Что понадобится для успеха

Для успешной реализации инклюзивного процесса нужна ювелирная работа и внимательное отношение всех участников процесса. От того, как учитель выстроит взаимодействие в классе и какое отношение будет транслировать одноклассникам, зависит уровень принятия коллективом ученика с особенностями развития. Толерантность и коммуникативные умения одноклассников обеспечивают инклюзию. Адекватная оценка родителями возможностей ребёнка с ООП позволяет сделать процесс действительно полезным для особенного ученика.

Инклюзивные и коммуникативные группы: в чем разница

В инклюзивных группах участвуют ученики с ООП и их одноклассники без такого статуса. Атмосфера группы помогает ребятам наладить сотрудничество и узнать, как учитывать в общении особенности друг друга.
Например: в классе есть ребёнок с РАС, которому требуется больше времени, чтобы ответить на вопрос или решиться на какое-то действие. В условиях инклюзивной коммуникативной группы ведущий:

  • объясняет детям, как лучше общаться;
  • показывает пример, как стоит задавать вопрос и сколько времени дать на обдумывание ответа.

Усвоив эту информацию, ребята и на обычных уроках будут использовать ее, тем самым, создавая для ребёнка с РАС принимающую гибкую среду общения.

В коммуникативных группах у всех ребят есть ООП, как правило – со схожей нозологией. Занятия в группе помогают им наладить навыки сотрудничества в неструктурированной среде. Особенный дефицит этих умений можно наблюдать, когда ребята выходят на перемену. На уроке, в структурированной среде, они отвечали на вопросы, выполняли задания, но в естественных условиях перемены не могут вместе поиграть или пообщаться. Поэтому занимать детей должен педагог. Учитывая интересов и актуального уровня игровой деятельности участников это могут быть:

  • сенсомоторные игры, эстафеты, танцы;
  • предметные игры, конструктор, паззл, настольные игры;
  • сюжетные игры, концерт, инсценировка сказок, стендап.

Главное, чтобы выбранная деятельность была интересна всем участникам. Так они будут более охотно вовлекаться во взаимодействие, объяснять правила игры, командовать, договариваться, соперничать и находить компромиссы.

Чем коммуникативная группа отличается от обычного урока?

Главный принцип коммуникативной группы – партнерские отношения всех участников, включая ведущего. Любой член группы может предложить свою игру или занятие и его выслушают, даже если у ведущего был свой план действий. Ведущий может обратить внимание ребят на того, кто предложил новую игру и создать ситуацию, где инициатор расскажет всем правила, пригласит всех участвовать. Так дети с ООП получают опыт лидерства и не боятся проявлять инициативу и брать ответственность на себя.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Перечислим кратко принципы, на которых строится коммуникативная группа:

  • недирективное взаимодействие, поддержка инициативы, принципы подхода DIR/Floortime;
  • опора на внутреннюю мотивацию и интересы;
  • создание опыта успеха и эмоциональной осознанности;
  • подкрепление и эмоциональная оценка успешных действий участника, подход АВА;
  • гибкая структура занятия, сменяющие друг друга виды деятельности;
  • использование визуализации и зонирования среды, подход ТЕАССН;
  • применение разных средств коммуникации, в том числе АДК;
  • уважение к личности и индивидуальным особенностям каждого участника.

Ведущий коммуникативной группы (психолог, дефектолог, логопед) – новый человек для ребят. Это необходимо, чтобы у участников не было диссонанса между системой отношений с учителем на уроке. В коммуникативной группе все общаются на равных, а в коммуникативной группе учитель дает задачи, а ученики их выполняют.

Порой ведущему не обойтись без ассистентов – других педагогов. Особенно они нужны в группах, где у всех ребят есть трудности коммуникации и саморегуляции. Ассистент может выполнять несколько задач:

  • помогать ребёнку выполнять действие;
  • следить за вниманием ребёнка;
  • быть для ребёнка примером для подражания (в инклюзивной группе таким примером выступают другие ребята).

Технология создания и работы коммуникативных групп проста. Здесь главное – искреннее желание педколлектива помочь детям с особыми образовательными потребностями.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях! Автор статьи и другие специалисты МГПУ с удовольствием на них ответят!

И.В. Леонова, директор Ассоциации «Мир Общения», старший преподаватель ИСОП МГПУ, логопед, ведущая коммуникативных групп. Фото из личного архива И.В. Леоновой
И.В. Леонова, директор Ассоциации «Мир Общения», старший преподаватель ИСОП МГПУ, логопед, ведущая коммуникативных групп. Фото из личного архива И.В. Леоновой