Найти тему
Positive Investments

4 экономические концепции, которые необходимо знать каждому

Четыре ключевые экономические концепции - дефицит, спрос и предложение, затраты и выгоды, а также стимулы - помогают объяснить многие решения, которые принимают люди.

Хотя базовое понимание экономической теории не кажется таким же важным, как сбалансировать домашний бюджет или научиться водить автомобиль, силы, лежащие в основе изучения экономики, влияют на каждый момент нашей жизни. На самом базовом уровне экономика пытается объяснить, как и почему мы делаем тот или иной выбор при покупке.

🎁 Подарок для роста капитала
Друзья, благодарю всех за поддержку и дарю каждому подписчику моего Телеграм канала свою авторскую книгу "Финансовая культура. Планируй, Инвестируй, Достигай".
В ней я разбираю принципы управления деньгами, от создания бюджета и контроля над долгами до инвестирования и планирования пенсии.
Подписывайтесь и забирайте подарок!
Positive Investments

Скудоумие

Каждый человек понимает, что такое дефицит, независимо от того, осознает он это или нет, потому что каждый сталкивался с его последствиями. Скудоумие объясняет основную экономическую проблему: мир имеет ограниченные ресурсы для удовлетворения, казалось бы, неограниченных желаний. Эта реальность заставляет людей принимать решения о том, как распределить ресурсы наиболее эффективным образом, чтобы удовлетворить как можно больше своих самых высоких приоритетов.

Например, каждый год производится определенное количество молока. Кому-то нужен кефир, а кто-то предпочитает сметану. Из ограниченного объема молока можно произвести только столько продуктов, сколько нужно потенциальному потребителю. Но вот как решить, сколько молока нужно произвести для кефира и сметаны, чтоб удовлетворить рыночный спрос? Один из способов решения этой проблемы - рыночная система, основанная как раз на спросе и предложении.

Спрос и предложение

Рыночная система основана на спросе и предложении. На примере кефира: если много людей хотят купить кефир, то спрос на него считается высоким. В результате, используя молоко для производства кефира, вы можете брать за него больше денег и зарабатывать в среднем больше, чем используя молоко для производства сметаны.

Гипотетически это может привести к тому, что все больше людей начнут производить кефир, и через несколько производственных циклов на рынке появится так много кефира, что его предложение увеличится, а цена уже упадет.

Хотя это крайний и слишком упрощенный пример, на базовом уровне концепция спроса и предложения помогает объяснить, почему популярный в прошлом году продукт в следующем году стоит в два раза дешевле.

-2

Затраты и выгоды

Концепция затрат и выгод связана с теорией рационального выбора (и рациональных ожиданий), на которой базируется экономика. Когда экономисты говорят, что люди ведут себя рационально, они имеют в виду, что в своих решениях они стараются максимизировать соотношение выгод и затрат.

Если спрос на кефир высок, производители будут нанимать больше сотрудников, чтобы производить больше напитка, но только если его цена и объем продаж оправдывают дополнительные расходы на зарплату и материалы, необходимые для приготовления большего количества кефира. Точно так же потребитель купит лучший кефир, который он может себе позволить приобрести, но не самый вкусный в магазине.

Концепция затрат и выгод применима и к другим решениям, не связанным с финансовыми операциями. Студенты университетов ежедневно проводят анализ затрат и выгод, предпочитая сосредоточиться на определенных курсах, которые они считают более важными для своего успеха. Иногда это даже означает сокращение времени на изучение предметов, которые, по их мнению, менее необходимы.

Хотя экономика предполагает, что люди в целом рациональны, многие решения, которые принимают люди, на самом деле очень эмоциональны и не приносят нам максимальной пользы. Например, сфера рекламы использует склонность людей действовать нерационально. Рекламные ролики пытаются задействовать эмоциональные центры нашего мозга и обмануть нас, заставив переоценить преимущества того или иного товара.

Все дело в стимулах

Если вы родитель, начальник, учитель или любой другой человек, на которого возложена ответственность за контроль, вам наверняка приходилось предлагать вознаграждение - или стимул - для того, чтобы повысить вероятность определенного результата.

Экономические стимулы объясняют, как действие спроса и предложения побуждает производителей поставлять товары, которые нужны потребителям, а потребителей - экономить дефицитные ресурсы. Когда потребительский спрос на товар растет, рыночная цена на него повышается, и у производителей появляется стимул производить больше товара, поскольку они могут получить более высокую цену.

С другой стороны, когда растущий дефицит сырья или материалов для данного товара заставляет производителей повышать затраты и сокращать предложение, цена на товар растет, а у потребителей появляется стимул экономить на потреблении этого товара и резервировать его использование для наиболее ценных целей.

В примере с кисломолочной продукцией владелец производства хочет его увеличить, поэтому он решил предложить поощрение - премию - той смене, которая производит больше всего упаковок кефира за день. У производства есть бутылки двух размеров: 500-миллилитровые и однолитровые. В течение нескольких дней показатели производства выросли с 10 000 до 15 000 упаковок в день. Проблема в том, что стимул, который они предоставили, был направлен не на то, что нужно, - на количество бутылок, а не на объем кефира. Они начинают получать звонки от поставщиков, интересующихся, когда появятся заказы на литровые бутылки. Предложив бонус за количество произведенных бутылок, владелец сделал так, чтобы конкурирующим сменам было выгодно получить преимущество, разливая кефир только в маленькие бутылки.

-3

Когда стимулы правильно увязаны с целями организации, выгода может быть исключительной. К таким методам относятся разделение прибыли, премии за результаты работы и владение акциями сотрудников. Однако эти стимулы могут не сработать, если критерии, по которым определяется, что стимул достигнут, не соответствуют первоначальной цели. Например, плохо структурированные бонусы по результатам работы подталкивают некоторых руководителей к принятию мер, которые улучшают финансовые результаты компании в краткосрочной перспективе - достаточно, чтобы получить бонус. В долгосрочной перспективе эти меры оказываются губительными для здоровья компании.

Экономика - мрачная наука. В ее основе лежит дефицит, и это одна из причин, почему экономику иногда называют мрачной. Люди постоянно делают выбор, который определяется их затратами и выгодами. На личном уровне дефицит означает, что нам приходится делать выбор, основываясь на стимулах, которые мы получаем в зависимости от различных вариантов действий. На рыночном же уровне влияние миллионов людей, делающих выбор, создает силы спроса и предложения.

Друзья, благодарю вас за внимание к моим материалам! Жду ваших комментариев. Приглашаю вас на свои другие каналы, где я провожу в том числе разбор эмитентов, а также обязательно проходите мой бесплатный курс по инвестициям в Дзен или в плейлисте YouTube.